ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Россия и Люксембург: крепкое партнерство сквозь века

14:45 15.03.2017 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Чрезвычайный и Полномочный Посол Люксембурга Жан-Клод Кнебелер

Российско-люксембургские отношения имеют давнюю историю. Пожалуй, одним из самых ярких примеров сотрудничества двух стран является Лондонская конференция 1876 года, в ходе которой при непосредственной поддержке России был подписан договор об образовании независимого Великого Герцогства Люксембург. «Без сомнения, сегодняшняя дата (150 лет со дня подписания Лондонского договора) имеет большое значение, как для люксембургской, так и для российской стороны. В середине XIX века Россия стояла у истоков современной государственности Люксембурга. Наша страна была одним из гарантов границ Великого герцогства и его нейтралитета, который обеспечивал ему долгий период поступательного развития и процветания», – отметил заместитель директора Первого Европейского департамента МИД РФ Владислав Павлов.

Посольство Люксембурга совместно с Фондом «Русский Мир» провели конференцию“Возникновение люксембургско-российского партнерства в контексте Лондонского договора 1867 года”. Мероприятие было приурочено к 150-летию подписания указанного соглашения, а также 125-летию со дня установления дипломатических отношений между нашими странами.

В конференции приняли участие: Г-н Посол Жан-Клод Кнебелер, заместитель Главы Дипмиссии, Консул Жилль Бауэр, исполнительный директор фонда «Русский мир» Владимир Кочин, представитель Первого Европейского департамента МИД РФ Владислав Павлов, советник исполнительного директора фонда «Русский мир» Анатолий Блинов, а такжеисторик из Люксембурга Мари-Поль Юнгблут и доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИВИ РАН Алла Намазова.

Участники конференции поговорили об истории Люксембурга, особенностях подписания Лондонского договора 1867 года, а также о российско-люксембургских отношениях.

Предпосылки Лондонской конференции 1867 года

Важность изучения истории отдельных государств и международных отношений в целом не вызывает сомнений. Чрезвычайный и Полномочный Посол Люксембурга в РФ Жан-Клод Кнебелер подчеркнул:«Коллективный опыт формирует нации и делает их такими, какими они являются сегодня, а понимание исторических событий помогает нам анализировать настоящее и планировать будущее».

Путь Люксембурга к независимости был долгим и тернистым. Великое герцогство было выделено в качестве отдельного государства во время Венского конгресса 1815 года. Однако на тот момент Люксембург не получил полного суверенитета, так как, во-первых, находился под властью короля Нидерландов, а во-вторых, входил в состав Германского союза.

В 1830 году произошла революция, в ходе которой Бельгия отделилась от Голландии и превратилась в независимое самостоятельное государство. В 1839 году европейские державы (Великобритания, Австрия, Франция, Германский союз и Россия), собравшись на Лондонской конференции, согласились предоставить большую часть территории Люксембурга с населением, говорящим преимущественно по-французски (города Арлон, Бастонь, Буйон, Сент-Ибер, Нёшато), Королевству Бельгийскому, а остальную часть оставить во владении короля Нидерландов. Именно тогда, как отметила главный научный сотрудник ИВИ РАН Алла Намазова, Люксембург обрел те государственные границы, которые без существенных изменений сохранились до наших дней.

В 1866 году само существование Люксембурга было поставлено под угрозу, так как Пруссия и Австрия (две доминирующие державы Германской конфедерации) развязали друг с другом войну. Пруссия разгромила Австрию в июле 1866 года, а уже в следующем месяце Пражский договор распустил Германский союз. В сложившихся условиях Люксембург был освобожден от своих обязательств перед Германским союзом, но при этом страна оставалась «привязанной» к Пруссии (около 4 тысяч прусских солдат продолжали оккупировать крепость Люксембурга). Последняя заявила о своем праве занять крепость на основе прусско-голландских договоров 1816 и 1856 годов. Люксембургское правительство не согласилось с таким положением дел и призвало к заключению нового договора между Пруссией и Люксембургом.

В тот период Наполеон III надеялся вновь подтвердить французское влияние в Европе и во всем мире, а Бисмарк стремился утвердить прусскую гегемонию в Германии. В 1866 году французский император обратился к Вильгельму III, королю Нидерландов и Великому герцогу Люксембургскому с предложением продать Люксембург Франции. 23 марта 1867 года Вильгельм III согласился на сделку в размере 5 млн гульденов (в современной валюте – 1 млрд. французских франков). Однако против французского плана выступила Пруссия. Бисмарк объявил, что присоединение Люксембурга к Франции будет означать войну между Пруссией и Францией. Тем временем Пруссия продолжала вооружать Люксембургскую крепость. Франция готовила свои войска к войне. В начале 1867 года Европа находилась на грани большой франко-прусской войны. В период назревания в середине XIX века вооруженного конфликта Великое Герцогство Люксембург становилось объектом притязаний со стороны других стран и элементом их политико-дипломатической игры. Политический кризис был решен на международной конференции в Лондоне, на которой собрались участники Лондонского договора 1839 года.

Обращаясь к истории Лондонской конференции 1867 года, г-н Посол Жан-Клод Кнебелер рассказал суть работы участников в рамках подобных встреч: «В то время большие страны собирались на какой-нибудь конгресс и обсуждали судьбы малых стран во время изысканного обеда. Конечно, это не делало систему конгрессов популярной среди тех субъектов обсуждения (например, для Люксембурга), которые представлялись не более чем пунктами в меню. Тем не менее, такая система более или менее работала, и в XIX столетии после эпохи Наполеона она была важным фактором, оказывающим влияние на политический ландшафт Европы».

Слева направо: заместитель Главы Дипмиссии Люксембурга в РФ, Консул Жилль Бауэр, люксембургский историк Мари-Поль Юнгблут, главный научный сотрудник ИВИ РАН Алла Намазова, советник исполнительного директора фонда «Русский мир» Анатолий Блинов.

Роль России в получении Люксембургом независимости

«В то время большие страны собирались на какой-нибудь конгресс и обсуждали судьбы малых стран во время изысканного обеда. Конечно, это не делало систему конгрессов популярной среди тех субъектов обсуждения (например, для Люксембурга), которые представлялись не более чем пунктами в меню»

Кто же из подписавших Лондонский договор 1839 года мог решить дилемму и поддержать требование Люксембурга о независимости? По словам люксембургского историка Мари-Поль Юнгблут, возможными кандидатами были Великобритания, Австрия и Россия. Однако Австрия сосредоточила свои внешнеполитические интересы на Центральной и Восточной Европе. Британия была в основном привержена политики невмешательства. Кроме того, Лондон рассчитывал на поддержку Наполеона в сдерживании влияния России на Балканах, и поэтому он не хотел ссориться с императором. Лишь Россия решила вмешаться в эту ситуацию, возникает вопрос: почему? По мнению некоторых люксембургских историков это произошло ввиду семейных монархических связей (Мать нидерландского князя Генриха, ратовавшего за независимость Люксембурга, была теткой Александра II). Однако Мари-Поль Юнгблут считает, что монархическая солидарность – это не достаточная причина для объяснения. Эксперт соглашается с другой частью люксембургских историков, которые полагают, что Россия не хотела войны в Западной Европе. Нейтрализация Люксембурга, предоставление ему независимости были единственным способом избежать военного столкновения Франции и Пруссии.

По словам Мари-Поль Юнгблут, в середине XIX века в Люксембурге не было сильных административных институтов, голландские связи все еще были доминирующими.  Рассматривая продажу Люксембурга Франции, король Нидерландов Вильгельм III разорвал все связи с Люксембургом и поручил голландским дипломатическим представительствам прекратить представление интересов Великого герцогства. 28 апреля 1867 года люксембургский премьер-министр Виктор де Торнако обратился к министру иностранных дел России А.М. Горчакову с просьбой представлять интересы Люксембурга на Лондонской конференции. Царь Александр II одобрил эту просьбу, прокомментировав ее следующим образом: «Да будет так, хотя я считаю эту просьбу необычной».

В апреле 1867 года российская сторона представила проект договора, в котором отмечалось: Люксембург будет иметь полную политическую независимость под властью короля Нидерландов (статья 1); ему должен быть предоставлен бессрочный нейтралитет (статья 2); устранены какие-либо военные крепости на его территории (статья 3), люксембургская крепость не должна больше выполнять военную функцию (статья 4); прусские солдаты обязывались покинуть люксембургскую крепость (статья 5).

28 апреля 1867 года министр иностранных дел Великобритании предложил провести международную конференцию для решения люксембургской проблемы. Россия и Британия убедили другие европейские державы принять участие в конгрессе. По просьбе британского правительства и с согласия сторон, которые подписали договор 1839 года, Бельгия и Италия были также приглашены на Лондонскую конференцию.

Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Международная жизнь» почему именно Лондон был выбран местом проведения конференции, историк А. Намазова пояснила: «Почти все конференции того времени традиционно проходили в столице Великобритании. Одним из исключений был Венский Конгресс 1815 года. Возможно, роль сыграло островное, изолированное от континентальной Европы, положение Лондона. В Берлине, Париже могло проявляться более сильное влияние соседних стран, а Лондон всегда находился поодаль и занимал более-менее нейтральную позицию».

По словам люксембургского историка Мари-Поль Юнгблут Россия сумела сохранить мир в Европе, а отказ от гарантий предоставления нейтралитета Люксембурга, без сомнения, вызвал бы провал всей Лондонской конференции, и в результате франко-прусская война означала бы конец независимости Великого герцогства. Также эксперт отметила: «Я подозреваю, что действия России в поддержку независимости Люксембурга могут и не иметь отношения к ее прямому интересу. Для России, как и для других крупных игроков XIX века, Великое герцогство было лишь пешкой в шахматной игре большой политики».

«Мы привыкли говорить о значении крупных европейских стран и не всегда понимаем, что такие страны, как Бельгия, Люксембург, также иногда играют первую скрипку в европейском концерте» (А. Намазова)

Однако А. Намазова посчитала неправильным сравнение Люксембурга с пешкой (маленьким государством), которой играют европейские державы: «Мы привыкли говорить о значении крупных европейских стран и не всегда понимаем, что такие страны, как Бельгия, Люксембург, также иногда играют первую скрипку в европейском концерте. За Люксембургское герцогство в течение 9 лет боролись многие Европейские страны (Франция, Бельгия). Работа международных конференций середины XIX века лишь подтверждает значение малых государств». В свою очередь г-н Посол Жан-Клод Кнебелер также отметил, что Люксембург – небольшая страна, которая хотя и играла в тот период роль «второй скрипки», ее звучание было достаточно заметным.

Российско-люксембургские отношения на современном этапе

По словам г-на Посла Жан-Клода Кнебелера, политический характер Люксембурга во многом сформировался в период XIX столетия. «Мы понимаем, что наша страна ничто без альянсов с более крупными державами. Также мы обнаружили, что территориальные приобретения или потери не формируют облик государства. Люксембург стал более цельной нацией и более сильной в экономическом смысле даже с утратой некоторых своих территорий. Мир пришел в Люксембург тогда, когда мы разрушили стены нашей крепости. Этот урок наше государство учло и в экономике, поэтому мы отвергаем протекционизм и открываем двери для компаний и людей со всего мира», – отметил дипломат.

«Мир пришел в Люксембург тогда, когда мы разрушили стены нашей крепости. Этот урок наше государство учло и в экономике, поэтому мы отвергаем протекционизм и открываем двери для компаний и людей со всего мира» (Жан-Клод Кнебелер)

Г-н посол обратил внимание на то, что, невзирая на различия Люксембурга и России в географическом, экономическом плане, историческом опыте и культурном разнообразии - связи двух государств давние и крепкие. «В 1891 году наши страны установили дипломатические отношения, и только спустя 53 года первый посол Люксембурга начал постоянно находится на территории Москвы. С этого момента наше посольство стало открытым домом для диалога с Россией», – рассказал Жан-Клод Кнебелер.

Заместитель директора Первого Европейского департамента МИД РФ Владислав Павлов отметил, что политический диалог между Россией и Люксембургом отличается содержательностью и интенсивностью. «В прошлом году мы отмечали 125-летие установления российско-люксембургских дипломатических отношений. За это время удалось достичь значительных результатов в различных областях – от экономики и торговли, до высоких технологий, включая космическую отрасль», – подчеркнул дипломат.

Между нашими странами налажен регулярный политический диалог на высшем уровне, а также поддерживаются контакты по линии дипломатических ведомств. 5 октября 2015 года состоялся рабочий визит в Россию премьер-министра Люксембурга Ксавье Беттеля, в ходе которого он был принят Президентом РФ В.В. Путиным и председателем правительства РФ Д.А. Медведевым. В сентябре прошлого года министр иностранных дел РФ С.В. Лавров встретился в Москве со своим люксембургским коллегой Жаном Ассельборном. В ноябре прошлого года заместитель председателя правительства РФ О.Ю. Голодец посетила Люксембург с рабочим визитом, в ходе которого прошли ее переговоры с премьер-министром Люксембурга Ксавье Беттелем. По словам В. Павлова, эти встречи показали, что у наших стран есть серьезные перспективы и потенциал для сотрудничества. Важно отметить, что Люксембург – один из крупнейших инвесторов в экономку России (накопленные инвестиции составляют порядка 40 млрд доллларов). «С обеих сторон есть понимание того, что необходимо создавать благоприятные условия для реализации совместных проектов на блага наших стран в интересах упрочения стабильности и безопасности в Европе. Чувство дружбы, уважения и взаимной симпатии народов России и Люксембурга, а также историческая общность судеб являются бесценным достоянием и подспорьем, которое поможет реализации новых инициатив», – отметил В. Павлов.

***

Исполнительный директор фонда «Русский мир» Владимир Кочин отметил в своей речи, что отношения России и Европы сегодня переживают не лучшие времена – наши страны находятся в состоянии взаимных санкций. При этом В. Кочин признал, что сегодняшняя ситуация кардинально отличается от той, которая складывалась 50 лет назад во времена Холодной войны. В первую очередь это происходит благодаря тому, что сегодня между народами, государствами, некоммерческими организациями (европейскими, российскими) установились очень тесные контакты. Исполнительный директор фонда «Русский мир» считает, что данная конференция будет способствовать открытию новых граней добрососедских и крепких отношений между Россией и Люксембургом.  

Фото А. Толстухиной

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати