Борис Ельцин и Джордж Буш-старший 1 февраля 1992 года в Кэмп-Дэвиде. Фото: РИА Новости / Дмитрий Донской
Дата 1 февраля осталась в истории благодаря событию мирового масштаба. В 1992 году в Национальный день свободы США Борис Ельцин, которому в этот день исполнился 61 год, подписал с Джорджем Бушем-старшим декларацию о прекращении «холодной войны». Исторический документ формально ознаменовал конец периода конфронтации и начало сотрудничества между Россией и США.
Советский союз распался, коммунизм утратил свое влияние. Непреодолимых противоречий, как тогда казалось, больше не осталось. 28 января в Конгрессе США Джордж Буш-старший заявил о победе США в «холодной войне». Хотя многие эксперты не без оснований считают концом противостояния распад СССР и предшествовавший ему период «перестройки», но именно в декларации, подписанной в Кэмп-Дэвиде президентами России и США, официально объявлялось о наступлении эпохи партнерства в российско-американских отношениях.
Будущее сотрудничество, согласно документу, должно было быть основано на 6 принципах. В связи с непростыми российско-американскими отношениями последнее десятилетие в СМИ все чаще употребляют термин «холодная война», поэтому предлагаем, исходя из заявленных 15 лет назад принципов, оценить современное состояние сотрудничества между Россией и США.
Первый принцип призывал больше не рассматривать Россию и США как потенциальных противников. Отношения между странами должны быть основаны на доверии и характеризоваться дружбой и партнерством. 17 июня 1992 года этот принцип был подтвержден также и в Хартии российско-американского партнерства и дружбы, о которой сегодня вряд ли кто-то вспомнит. Нынешние отношения между Россией и США нельзя назвать доверительными. Стратегия национальной безопасности США 2015 года, согласно анализу, проведенному аппаратом Совета Безопасности РФ, «имеет явную антироссийскую направленность и формирует негативный образ России». В октябре 2016 года экс-глава американской разведки Джеймс Клеппер оценил двусторонние отношения как «очень плохие» и подчеркнул разногласия по Сирии и Украине.
Второй принцип предполагал устранить враждебную политику «холодной войны» и в том числе сократить свои стратегические арсеналы. Сокращение вооружения началось еще во время «перестройки» договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), продолжилось в российско-американском договоре СНВ-2 в 1993 году и договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который ограничил распространение и производство ядерного оружия. В 2002 году в ответ на выход США из договора об ограничении систем ПРО, Россия отказалась ратифицировать СНВ-2. Тем не менее, в 2010 году Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали новый договор СНВ-3, рассчитанный на 10 лет. О кардинальных переменах в политике безопасности возвестил министр обороны США, объявив 7 ноября 2015 года о развитии новых военных технологий, усовершенствовании ядерного оружия, беспилотной и стратегической авиации в рамках новой политики по сдерживанию «российской агрессии». Россия в ответ, в новой концепции внешней политики, назвала американскую ПРО угрозой национальной безопасности. На днях The Wall Street Journal написал о самом крупном маневре военных сил США вблизи российских границ со времен «холодной войны». Речь идет о решении, принятом на саммите НАТО в 2016 году: предстоящая переброска танков в рамках совместных учений Соединенных Штатов и Польши.
Третий принцип декларировал максимальное расширение российско-американских связей, открытость и терпимость во взаимоотношениях народов и правительств. Одним из самых важных последствий этой политики стало присоединение России к G-8 (Группе восьми) и участие в ежегодных саммитах лидеров государств по актуальным международным проблемам. В марте 2014 года после вхождения Крыма в состав РФ все семь стран G-8 отказались приезжать на саммит в Сочи и участвовать в формате «Группы восьми» в дальнейшем, вернувшись к формату G-7 без участия России. В том же году по инициативе США была приостановлена работа двусторонней Президентской комиссии, созданная для обсуждения ключевых вопросов российско-американских отношений и улучшения взаимодействия между правительствами.
Четвертый принцип заявлял о содействии экономическому сотрудничеству, свободной торговле и капиталовложениям. Последовательная либерализация открыла российскую экономику для иностранных инвесторов. США стали для России ведущим торговым партнером. В 2006 году завершились российско-американские переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации. Однако 2014-й стал годом ограничений во взаимной торговле. США повысили налоги на российские товары, исключив Россию из Генеральной системы торговых преференций. Кроме того, после присоединения Крыма, США ввели экономические санкции, которые были направлены на изоляцию России.
Пятый принцип, говорящий об утверждении общих демократических принципов, верховенства права и уважении границ, нашел свое применение в изменении внешней политики США и в переходе от концепции «сдерживания советской экспансии» к концепции «расширения демократии», благодаря которой в НАТО вошли многие бывшие участники СЭВ. В настоящее время взгляды России и США на демократические ценности сложно назвать общими. Отражением современных противоречий стала принятая 1 декабря 2016 года российская концепция внешней политики, согласно которой РФ не признает «экстерриториального осуществления США своей юрисдикции» и не приемлет попытки политического и экономического давления.
Шестой принцип говорит о совместном урегулировании конфликтов, противодействии терроризму и предотвращении распространения оружия. Его роль в российско-американских отношениях можно оценить по событиям конфликта в Сирии. Череда взаимных обвинений в обстреле мирных жителей и поддержке террористов в СМИ, разрешение поставлять оружие группировкам сирийской оппозиции, принятое Бараком Обамой в декабре 2016 года, и откладывание решения вопроса о том, какие организации считать террористическими – вот лишь неполный список противоречий во взаимодействии России и США.
Анализ резолюции 15-летней давности и декларируемых ее принципов позволяет сделать вывод о том, что возможность наладить долгосрочные дружественные отношения, которая появилась у России и США после распада СССР, была безвозвратно упущена. Декларация, нацеленная на сотрудничество двух государств, не смогла поставить точку в полувековом противостоянии, а осталась лишь чертой отделяющей одну эпоху от другой.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs