ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Что ждет Европейский союз в 2017 году?

13:41 28.11.2016 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: buychatcredits.com

В Москве состоялся круглый стол «Европа на пороге 2017 года: старые проблемы и новые тенденции». Приглашенные эксперты рассказали о том, как будут складываться отношения у Европы и США при новом президенте Дональде Трампе, какие вызовы принесут с собой предстоящие выборы во Франции и Германии, а также об основных направлениях развития ЕС в ближайшее время. В обсуждении актуальных  вопросов международной повестки дня приняли участие ученые МГИМО (У) МИД России, а также представители российских СМИ.

Заведующая сектором международно-политических проблем ИМЭМО РАН Надежда Арбатова считает, что,  несмотря на все сложности во взаимоотношениях, Европейский союз остается главным интеграционным проектом в современном мире, а в обозримом будущем – ведущим рынком сбыта для России. «Разумеется, сейчас ЕС переживает сложный период, однако предпосылки для проблем возникли не сегодня. Политический идеал «единой Европы»  пришел в противоречие с действительностью. Главная причина кризиса  кроется в дефиците демократической легитимности, возникшем из-за усилившегося разрыва между элитами и гражданами», - отметила Н.Арбатова. По ее мнению, это стало возможным из-за непродуманной стратегии расширения ЕС. Действительно, многие страны Восточной Европы были приняты в ЕС «авансом», без каких-либо дополнительных требований. Активным лоббистом подобного «рецепта»  выступала Великобритания, которая была заинтересована в сохранении «рыхлой» структуры ЕС. По словам Н.Арбатовой, даже провал голосования за проект Конституции ЕС в ходе референдума в Нидерландах и во Франции, говорит не столько о категорическом неприятии этого документа, сколько о желании большего учета национальных интересов стран, входящих в это объединение. Таким образом, нынешний рост евроскептицизма представляет собой реакцию на эксцессы глобализации. Более того, последние выборы в США, благодаря которым  президентом Соединенных Штатов  стал Дональд Трамп, скорее всего, усилят стремление к единству и солидарности континентальной Европы.

«Главная причина кризиса Евросоюза – в дефиците демократической легитимности, усилении разрыва между элитой и гражданами» (Надежда Арбатова)

Заведующий кафедрой интеграционных проектов МГИМО (У) МИД России Николай Кавешников напомнил, что 14 сентября с.г.в своем выступлении в Европейском парламенте с речью о положении в ЕС, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что Европейский союз переживает экзистенциальный кризис. Разумеется, переживаемая ситуация слабо связана с перспективами развала этого объединения, но для того, чтобы преодолеть возникшие изменения, ЕС должен будет значительно измениться «изнутри». Из-за расширения ЕС экономика этого объединения стала более гетерогенной, в основном за счет стран бывшего социалистического блока, таких как Румыния, Болгария, Венгрия. Кроме того, современная Европа переживает кризис идентичности, связанный с наплывом мигрантов, ставшим особенно массовым после эскалации конфликтов в странах Ближнего Востока.

Таким образом, проблема кризиса ЕС имеет два измерения – региональное и глобальное. После распада биполярной системы в Европе надеялись на наступление новых, более справедливых времен. Однако вместо этого Брюссель столкнулся с новыми вызовами, ростом неравенства и распадом мировой экономической системы на макрорегионы, вроде Транстихоокеанского и Трансатлантического сотрудничеств. В сложившихся условиях, по словам Н.Кавешникова, ЕС будет вынужден искать новую роль и место в меняющемся мире. Наиболее реальны две альтернативы. Первая из них связана с попыткой консолидации континентальной Европы, а значит, и с определением реакции на активизировавшееся поведение России на внешнеполитической арене. Однако есть ряд стран, которые явно не готовы  к подобной демонстрации единства. Второй вариант связан с развитием отношений по принципу «ядро-периферия». Осью ЕС станет германо-французский альянс и примыкающая к ним Италия, стремящаяся занять место вышедшей из объединения Великобритании. В ближайшие годы Брюссель должен будет принять решение о том, какие совместные внутриевропейские проекты нужно будет поддержать, а какие из них заблокировать. Это неизбежно приведет к изменению ценностной основы политики ЕС. Не исключено, что принципы социального государства, включая размер пособий по безработице,  также будут подвергнуты эрозии. «Денег становится меньше, и они обходятся дороже», - отметил Н.Кавешников.

«Не исключено, что внутренние трансформации ЕС приведут к значительному изменению ценностной основы его политики» (Николай Кавешников)

Доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули пояснил, что Евросоюз находится накануне очередного раунда борьбы за лидерство. В то же время при всем  своем фрондерстве никто из евроскептиков в настоящее время не готов радикально порвать с этим объединением. Поэтому экстраполировать особый случай Brexit на ситуацию в континентальной Европе преждевременно. Однако перспективы ЕС зависят и от того, насколько успешными  окажутся результаты предстоящих парламентских выборов в ведущих стран Евросоюза – Франции и Германии. Например, правые популистские партии ФРГ показывают неплохие результаты на уровне федеральных земель, однако    на общефедеральном уровне ситуация может кардинально измениться. Кроме того, учитывая в целом довольно высокий уровень поддержки таких движений, как «Альтернатива для Германии» (свыше 20%), нужно помнить, что в современной немецкой политической системе вряд ли найдется партия, готовая составить с ней альянс.

Заместитель руководителя  Центра германских исследований Института Европы РАН Екатерина Тимошенкова напомнила,  в 2017 году в Германии предстоят выборы федерального канцлера. Вероятнее всего, Ангела Меркель победит на них с существенным отрывом. Однако прочность позиций ее и представляемого ею Христианско-демократического союза будет зависеть от внутренней обстановки в стране и возможностей предотвратить события, аналогичные произошедшим в начале с.г.  событиям в Кёльне. Кроме того, против нее могут сыграть результаты местных выборов в федеральных землях, благодаря которым позиции ХДС ослабнут. Надолго ли хватит ресурсов у проевропейских элит – сказать сложно. Сама А.Меркель выступает за примирение двух культур – европейской и исламской.  Одновременно не исключено, что Германия в ближайшие годы будет уделять большее внимание военному аспекту внешней и внутренней политики.

Доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин отметил, что  в российской прессе нередко переоценивают уязвимость ЕС.  «С 1951 года, когда было образовано Европейское объединение угля и стали,  европейская интеграция прошла  значительный путь. Сейчас в состав Евросоюза входит 28 стран. Мы, разумеется, имеем право на критику, но хотелось бы, чтобы наши политики и экономисты  учитывали и положительные стороны деятельности этого союза, при необходимости переносили их на нашу почву», - отметил эксперт. ПО мнению Н.Топорнина, нужно как можно меньше переводить разногласия с Европой в геополитическую плоскость и извлекать из внешнеполитических контактов прибыль для своей страны. Это тем более важно, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в отличие от ЕС, находится лишь в самом начале своего становления.

Эксперты согласились с тем, что России удобнее выстраивать политические контакты со странами Европы на основе двусторонних связей, но отметили, что для России выгодны добрососедские и равноправные отношения с ЕС. Распад Евросоюза, если он и произойдет, приведет к формированию многочисленных внешнеполитических вызовов. Разумеется, поначалу могут возникнуть новые степени свободы для российской внешней политики, однако совершенно не очевидно, что мы сумеем  вовремя ими воспользоваться. Поэтому Москве и Брюсселю необходимо искать пути конструктивного сотрудничества, преодоления противоречий, уходя при этом от излишних крайностей. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати