Владимир Ильич Усов скульптор, заслуженный художник России, член Союза художников России
Владимир Усов: «Великое счастье для скульптора — прикоснуться
к скульптурным творениям Эллады. Ведь именно здесь родилась скульптура, здесь жили и творили величайшие мастера резца, здесь все началось.
А для меня Греция — особая страна. Здесь я крестился, здесь венчался, десь окрестил свою дочь. Для меня Греция — земля, которую я называю обетованной».
Владимир Усов родился в Красноярске. Окончил художественную школу им. Сурикова, а затем художественно-графический факультет Московского педагогического института. Руководитель и преподаватель изостудии с
30-летним педагогическим стажем. Участник 37 всесоюзных и республиканских выставок, а также двух юбилейных выставок Московского Союза художников. Автор ряда монументально-архитектурных композиций установленных в России, Японии, Греции, на Кипре и Мальте.
В Москве им установлены памятники А.Н. Радищеву, генерал-полковнику Караогланову, конструктору космических кораблей Бушуеву и олимпийскому чемпиону по вольной борьбе Ярыгину, в Японии — памятник русским морякам, героям войны 1904–1905гг., на Мальте — бюст Павлу I, на Кипре
— памятник-бюст Ю.А. Гагарина. Автор монументально-скульптурных композиций в Читинской, Ульяновской, Астраханской и Новосибирской областях, в Углегорске, Владивостоке и под городом Грозным.
В творческом арсенале скульптора-художника выделяются психологические портреты и однофигурные композиции исторических личностей, таких как М.Ю. Лермонтов, В.Я. Брюсов, С.В. Рахманинов, В.И. Суриков, Наполеон I, В.В. Маяковский, Ю.А. Гагарин, С. Орджоникидзе, а также современников, таких как Б.Ш. Окуджава, В.В. Терешкова, H.H. Дроздов, Ш. Азнавур,
О. Меньшиков, В.Я. Леонтьев, И. Ярыгин и многие другие работы.
Сейчас скульптор-художник живет и работает в Москве рецензентом-консультантом по скульптуре при ЦНРПМ (Центральных научно-реставрационных проектных мастерских), на восстановлении монастыря «Новый Иерусалим».
Памятник русским филэллинам в г.Миссолонги
Возведение мостов дружбы между странами и народами, пожалуй, сегодня одна из самых актуальных задач современности. В столь непростое время не только важно развивать дружеские отношения во имя мира и стабильности, но не менее важно и лишний раз подчеркнуть, обозначить и сохранить уже имеющиеся свидетельства сотрудничества и позитивных событий, которые происходили в совместной истории двух стран. И в этом плане Перекрестный год России и Греции оказался весьма насыщенным, особенно на культурные события. Благодаря культурному обмену и программным мероприятиям Года в Греции побывало очень много ярких имен, представляющих культурные традиции России сегодня. Каждая неделя в Греции отмечена интересным или значимым событием, приуроченным к Перекрестному году или включенным в его официальную программу.
Но успех Перекрестного года, как и любого мероприятия или проекта, не может быть внезапным, за этим всем, конечно же, стоит многолетний и кропотливый труд устроителей этого «перекрестка», ставшего мощным мостом дружбы российского и греческого народа. После бурного расцвета советского периода «строительство» и культурные обмены были сведены к минимуму.
В 2000-е годы становившаяся на ноги Россия стала по крупицам собирать и восстанавливать историческую память своего присутствия в столь близкой по духу к ней стране. Именно эта подготовительная работа и обусловила во многом очевидный успех Перекрестного года — 2016, который был бы невозможен без людей, задолго и кропотливо пытающихся отразить и запечатлеть дружеские отношения двух народов в своих работах. Большинство из этих людей, внесших свою малую, но значимую лепту бесшумно и незаметно, остались за камерами и объективами, но значимость их творческого труда не может быть умалена.
Сегодня мы хотим представить читателю одного из тех скромных тружеников, своим упорным трудом буквально вспахавших благодарную почву, на которой так пышно расцвело дерево Перекрестного года, — нашего именитого соотечественника, Владимира Ильича Усова.
АК.: Ваше творчество не только пополнило сокровищницу русского культурно-исторического наследия в Греции, но и внесло весьма значимый вклад в дело возрождения исторической памяти россиян и греков, без которой у наших народов нет будущего. Что подвигло вас приехать в Грецию и когда это произошло?
Вы ведь успешно работали в СССР, а затем и в России. Хорошо известны такие ваши работы, как памятник олимпийскому чемпиону И.С. Ярыгину (Красноярск), памятник А.Н. Радищеву (Москва), памятник конструктору космических кораблей К.Д. Бушуеву, генерал-полковнику А.Г. Караогланову.
Вами созданы скульптурные образы Пушкина, Лермонтова, Чехова, Рахманинова, Маяковского и др.
Владимир Усов: Волею судьбы я попал в Грецию. В Москве меня нашел друг детства, грек Панаёт Космиди. Еще в детстве он со своими родителями, в начале шестидесятых выехал в Грецию. Пригласил меня и свою семью в гости.
В 1989г. состоялась моя первая поездка в Афины. Там же я был крещен. И друг стал крестным отцом.
Зная мои работы, созданные в России, предложил мне создать бюст-памятник герою греков-понтийцев, капитану Эвклидису Куртидису. Монумент был установлен в центре муниципалитета Ахарне (Мениди), где проживает значительное число греков-понтийцев, в том числе и выходцев из бывшего СССР. Теперь возле памятника проводятся различные мероприятия муниципалитета и общественных организаций.
АК.: Вы — автор нескольких монументов и памятных знаков, установленных в Греции на островах Спецесе, Лемносе, в городах Миссолонги и Афинах, были организатором и двух авторских выставок скульптуры, живописи и графики, проходивших в Лутраки.
Кто вам оказывал поддержку в Греции? Без помощи друзей или партнеров воплотить в жизнь такие проекты сложно.
Владимир Усов: В 2003г. руководитель Росзарубежцентра (ныне Россотрудничество) В.В. Терешкова предложила мне сделать бюст-памятник герою Чесменского сражения, графу Алексею Орлову-Чесменскому для его установки в дальнейшем на острове Спецес.
В этой работе мне оказал большую помощь советник Посольства России в Греции, директор Российского центра науки и культуры Сергей Михайлович Фошкин. С ним мы постоянно сотрудничали во время моего пребывания в Греции. Именно он активно вел переговоры с властями, получал разрешения, вел сложные согласования и находил спонсоров. Ведь просто так, где захочется, памятник не поставишь, здесь требуются немалые усилия, которые не всегда по плечу творческим людям.
В это время возникли памятник русским-филэллинам, сражавшимся за свободу и независимость Греции в городе Миссолонги (2003г.) и памятные знаки русским казакам и морякам эскадр графа А. Орлова и адмирала Д. Сенявина на острове Лемнос (2004г.).
АК.: Почему вы остановили свой выбор на скульптуре, как складывался ваш жизненный и профессиональный путь?
Владимир Усов: Уроки академической школы в изобразительном искусстве я получил в детской художественной школе г.Красноярска, уроженцем которого являюсь. Кстати, это не только моя родина, это родина и В.И. Сурикова — великого живописца конца XIX — начала XX века. И проживал я на улице Сурикова.
Во время моей учебы в художественной школе преподаватели как-то сразу обратили внимание на мою живопись и рисунок. Но знакомство со скульптурой и композицией глубоко вонзилось в мою голову.
Какое-то непонятное чувство радости и восторга от создания не только конкретных форм, таких как анималистические темы, фигура человека, но и абстрактных композиций в этом удивительном трехмерном пространстве, которое можно сжимать до рельефного изображения, растягивать и разворачивать до состояния «кольца Мебиуса».
Детство, вместе со школой не только художественной, но и общеобразовательной, закончилось. Потом служба в армии, возвращение домой. Стремление к дальнейшей учебе, конечно же, мечтал о Москве.
АК.: Кто из известных российских скульпторов оказал на вас знаковое влияние?
Владимир Усов: Курсы при Художественном институте им. В.И. Сурикова, работа, знакомство с такими скульпторами, как Н.А. Лавинский, О.Н. Комов, А.А. Древин, В.М. Клыков, А.Т. Гадсев и многие другие, наблюдение за ними и даже совместная работа (конечно, как ученика) дали возможность участвовать в профессиональных выставках — районных, городских, всесоюзных.
Основная и любимая тема моих работ
— психологический портрет, как своих современников, так и исторических личностей.
Образы Микеланджело, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Рахманинова, Маяковского. И в этих работах я стараюсь раскрыть внутренний мир героя, его душу, разум, его сердце, а не изображать с определением «Я так вижу!». Так может говорить только тот, который любит себя в искусстве, а не искусство в себе.
АК.: Почему вы избрали скульптурный портрет как главную тему своего творчества?
Владимир Усов: Скульптура для меня, так же как живопись, графика, — это просто язык, на котором я общаюсь с миром, в котором живу, а образы и темы, к которым я обращаюсь, они дают мне возможность не только физически что-то создавать, в бронзе, граните, дереве и других материалах, но и совершенствовать свое мастерство.
Каждый раз, знакомясь с личностями современности или прошлых эпох, решаю новую задачу. Это дает возможность развиваться, чувствовать, переживать, понимать, размышлять, сострадать, а произведения становятся вехами, влияющими на культуру и развитие не только моей родины, но и мира.
АК.: Каковы ваши творческие интересы сейчас? На что направлен творческий поиск? Над какими проектами работаете?
Владимир Усов: Обращение к образу Иоанниса Каподистрии было для меня вполне закономерным. Это связано не только с моими греческими работами, но и с памятником И. Каподистрии, выполненным В.М. Клыковым и установленным в Санкт-Петербурге.
Всегда храню светлую память о Вячеславе Михайловиче как о выдающемся российском скульпторе, подвижнике нашей культуры и патриоте России. Именно Вячеслав Михайлович рекомендовал меня в Союз художников России.
Иоаннис Каподистрия, выдающийся российский дипломат, первый президент независимой Греции, подлинный аристократ духа, давно привлекал мое внимание и желание воплотить его образ в камне или в металле.
Уважая его вклад в дипломатию Российской империи, укрепление ее позиций и авторитета на международной арене, хотелось бы подготовить и предложить в Греции его однофигурную композицию или бюст. Наработки для памятника у меня уже имеются.
Если говорить о текущих проектах, то хотелось бы отметить подготовительную работу над проектом создания мемориала преподобному Кириллу Белозерскому в городе Кириллове Вологодской области. Всем известен расположенный там Кирилло-Белозерский монастырь, бесценная жемчужина русского средневекового зодчества.
Кстати, и в этом проекте, теперь уже в Москве, мне оказывает помощь Сергей Михайлович Фошкин, один из инициаторов создания Благотворительного фонда «Маура», цель которого — создание памятника преподобному Кириллу Белозерскому, восстановление храмов на территории Вологодской области, развитие в этом регионе туризма и паломничества.
АК.: Роль художника — подмечать невидимое, передать и донести свое мироощущение, свои чувства и мысли зрителю, а мастерство и талант ученикам и последователям.
У вас уже есть ученики или вы пока целиком отданы творчеству?
Владимир Усов: Помимо творческой работы, связанной со скульптурой и живописью, руковожу изостудией и уже более
30 лет занимаюсь педагогической деятельностью в области изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, композиция).
Среди моих учеников — люди самых разных возрастов, что называется, от молода до велика.
АК.: А может, есть замысел продолжить творчество в Греции?
Владимир Усов: Великое счастье для любого скульптора — лишний раз прикоснуться к скульптурным творениям Эллады. Ведь именно здесь родилась скульптура, здесь жили и творили величайшие мастера резца, здесь все началось.
А для меня Греция — особая страна.
Здесь я крестился, здесь венчался, здесь окрестил свою дочь.
Мне бы хотелось предложить греческому зрителю изготовленные мною бюсты первого президента Греции Иоанна Каподистрии, статс-секретаря при МИДе России в 1815г., художника-живописца Греции Царухиса, актрисы Алики Вуюклаки и с удовольствием поработать еще над чем-либо.
Думаю, что в ближайшее время смогу посетить Грецию, где предполагаю пока провести мастер-классы для соотечественников, интересующихся моим творчеством.
Вообще, скучаю по Греции, давно уже не был на земле, которую называю обетованной.
Художник и скульптор Владимир Усов оставил на греческой земле частицу своего сердца в мемориальной скульптуре. Он автор нескольких монументов и памятных знаков, установленных в Греции.
В 1995г. в Афинах, в районе Мениди, был установлен памятник герою Греческого Сопротивления капитану Эвклидису Куртидису. В 2003г. на острове Спецес был установлен бюст генерал-аншефу графу Алексею Орлову-Чес- менскому, который был послан Екатериной ΙΙ к берегам Греции сражаться с турками.
В 2004г. на острове Лемнос было открыто два важнейших памятника: первый — на набережной столицы Лемноса — города Мирины: этот памятник посвящен еще событиям 1770г. Он установлен в честь русских моряков эскадр графа А. Орлова и адмирала Д. Синявина, которые привели к Чесменской победе. А на большом русском кладбище Лемноса в том же году был воздвигнут трехметровый мраморный крест с легендой: «Казакам России и всем русским людям, нашедшим свой последний приют на греческой земле».
В 2005г. был установлен памятник русским филэллинам в г.Миссолонги, в Парке Героев (Κήπος των Ηρώων), который включен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Памятник был открыт в честь двух русских филэллинов, сражавшихся за свободу Эллады с 1823г.: капитана русской армии Иосифа Березовского и офицера артиллерии в отставке Николая Райко, который в дальнейшем получит звание подполковника уже греческой армии и даже станет комендантом Патр.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs