Аскар Акаев – государственный и политический деятель, ученый, президент Киргизской Республики в 1990-2005гг., президент Академии наук Киргизии 1989-1990 гг., иностранный член Российской академии наук:
- Аскар Акаевич, как Вы оцениваете историческую роль СНГ с учетом пройденного пути, длиною в 25 лет?
- Считаю, что СНГ сыграло очень важную историческую роль, потому что после распада Советского Союза народы СССР не расстались друг с другом, они хотели все-таки сохранить какую-то совместную жизнь. В этом плане СНГ сыграло исключительную роль. Было сохранено сотрудничество между нашими народами и между государствами, ставшими независимыми. Думаю, что у СНГ есть большое будущее: Содружество не исчерпало своего потенциала никоим образом. СНГ – это ступень, через которую потом можно переходить на более высокий уровень интеграции.
Сейчас наивысший уровень интеграции – это Евразийский экономический союз. Считаю, что СНГ надо использовать, чтобы привлечь новые страны в Евразийский экономический союз. Прогнозирую, что обязательно произойдет расширение Евразийского экономического союза. Сегодня мы имеем в нем пятерку государств. Считаю, что в ближайшие годы она превратится в семерку. Убежден, что будет и десятка, и далее.
- В чем зало вашей уверенности в таком потенциале СНГ?
- Это закономерность, поскольку одна из закономерностей глобализации - региональная интеграция. В нашем евразийском регионе – это как раз объединение евразийских стран вокруг России. Оно, это объединение, будет продолжать существовать, потому что этого требует необходимость развития, обеспечение безопасности региона, стабильности и дальнейшего экономического развития. Убежден, что все-таки Евразийский экономический союз станет притягательным, к нему будут присоединяться все более новые страны, и, конечно же, в первую очередь это будут страны Содружества независимых государств. Безусловно, процесс этот получит продолжение.
- А возможно, что СНГ прекратит свое существование в связи с актуальностью Евразийского экономического союза, который просто поглотит его?
- Нет, думаю, - в ближайшее время вряд ли. Считаю, что СНГ будет подпиткой для расширения Евразийского экономического союза.
Михаил Евдокимов – директор Первого департамента СНГ МИД России:
- Михаил Николаевич, подводя итог 25-летия СНГ, можно ли смело говорить о его будущем?
- Конечно! На недавнем саммите СНГ в Бишкеке 16 сентября сего года, где обсуждались вопросы адаптации стран СНГ к современным реалиям, было подтверждено, что все президенты государств Содружества видят в нем будущее.
- Развитие энергетического диалога в СНГ может быть подтверждением тому?
- Это очень важная тема в рамках СНГ и в рамках Евразийского экономического союза. Особенно в том, что касается поставленной задачи - к 2025 году создать единый рынок энерготоваров. Это - важная тема. У нас в рамках ЕАЭС как раз разрабатываются необходимые документы. Задача, поставленная президентами Содружества, будет выполнена: к 2025 году в рамках ЕАЭС у нас будет единый энергетический рынок.
- Содружество государств предполагает не только экономическое сотрудничество, но и другие формы взаимодействия. Между тем, против России вводят экономические санкции, - страны СНГ молчат; состоялось присоединение Крыма к России, вызвавшее резко отрицательную реакцию стратегических партнеров, страны СНГ молчат. Как Вы прокомментируете это?
- Если вы посмотрите заявления руководителей стран в рамках СНГ и ОДКБ за последние годы, то везде «красной нитью» проходит мысль о том, что конфликты надо решать мирным путем, а вмешательство во внутренние дела стран недопустимы. Считаю, что никто из стран СНГ не ставит под сомнение тот факт, что Крым является неотъемлемой частью Российской Федерации, а дальше уже это суверенное право каждого государства, делать какие-то заявления или нет. Но мне кажется, что наши отношения в Содружестве гораздо глубже. Для нас – это не частный вопрос, но тема Крыма не является в рамках СНГ определяющей. Можно посмотреть на этот вопрос и по-другому: ни одна из стран СНГ не заявила обратное – не сказала, что она не признает Крым частью Российской Федерации. Отношения в Содружестве исторически развиваются успешно много лет. Наши президенты и руководители правительств встречаются в рамках СНГ практически каждый месяц, на этих встречах обсуждается самый широкий круг вопросов – и экономические, и политические, и военные, и ситуация в мире. 25 лет вместе – это основа дальнейшего развития СНГ.
Юрий Яковец – президент Международного Института Питирима Сорокина-Николая Кондратьева, д.э.н., профессор, академик:
- Юрий Владимирович, с точки зрения ученого, какие перспективы Вы видите в дальнейшем развитии СНГ?
- СНГ решил главную задачу, которая была поставлена в 1991 году, - чтобы распад СССР прошел с цивилизованно. Сейчас перспектива у Содружества должна быть такая – возрождение евразийской цивилизации. И Содружество государств должно это оценить, потому что центр активности сначала был перенесен на ЕврАзЭС, потом – на Таможенный союз, теперь на Евразийский экономический союз. Но у СНГ есть отлаженные механизмы, такие, например, как Межпарламентская ассамблея, однако стратегии развития пока нет. Раньше СНГ был тесно связан с наукой, а теперь пошел по теоретическому и экономическому пути. Это существенное упущение. СНГ должен повернуть в несколько другую сторону – цивилизационную.
- Что для этого нужно Содружеству независимых государств?
- Ему нужно вырабатывать свою стратегию, а не встраиваться в стратегию Евразийского экономического союза, потому что СНГ шире ЕАЭС, он охватывает пока три уровня. Первый – это сердцевина Евразийского союза, ко второй группе государств относятся те, которые на полпути к ЕАЭС – это Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан. И третий уровень – это Украина, Молдова и Грузия, которая вышла из СНГ. Содружество развивается на более широком пространстве, чем Евразийский союз, поэтому надо находить пути и контакты, чтобы было общее цивилизационное движение в сторону Евразийского экономического союза. Есть логика исторического развития, она расставляет все по своим местам, - это долгий путь. Я смотрю на СНГ оптимистически.
Дмитрий Муза – доктор философских наук, профессор Донецкого государственного университета управления. Сопредседатель Изборского клуба Новороссии, ДНР:
- СНГ 25 лет. Как Вы оцениваете нынешнее состояние СНГ и его перспективы?
- СНГ возникло, как мы помним, на руинах СССР, в период геополитической катастрофы, как выразился Президент Российской Федерации В.В. Путин. Можно заметить, что это образование стало попыткой самоорганизации обществ, государств, народов на большом евразийском пространстве. Естественно, у этого образования есть определенные кластеры, опять же геополитические кластеры. Согласно маккиндеровской схеме, неоднократно трансформированной – о том, что обладание хартлендом обеспечивает определенную процессуальность в мировом масштабе, эти кластеры связаны с экономической интеграцией, и по сути – это центростремительная тенденция. Начиная с 1991 года, начался «парад суверенитетов», были иллюзии, может быть, - какая-то романтика. В частности, некогда государство, в котором я жил, – Украина – надеялось, что этот уход из-под опеки России, Союзного договора (Огаревские соглашения) даст возможность развиваться самостоятельно. Ничего подобного не получилось. Более того, ряд республик бывшего СССР показали свою близорукость, как во внутренней, так и во внешней политике.
Создание СНГ, равно как и создание других институционных форм, таких как ОДКБ, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, - все они по большому счету выполняют одну и главную роль - воссоздание большого цивилизационного пространства. Это цивилизационное пространство должно присутствовать в мировой политике, причем на уровне субъектности – геополитической, цивилизационной, геоэкономической, геокультурной, а, как мне это видится, - это то, что Лев Платонович Карсавин – один из представителей евразийства - называл симфонической личностью. На мой взгляд, это и есть тот путь, встав на который мы сможем реабилитироваться в истории, показав, что солидарность народов, положительная комплиментарность, как это называл Лев Николаевич Гумилев, она дает потрясающие эффекты, и, пожалуй, самое интересное, что, глядя на нас, другие народы, даже за пределами Евразии, готовы вступать в сотрудничество. Имею в виду БРИКС, ШОС. Вот этот цивилизационный вектор мне кажется определяющим, и ему альтернативы нет.
Виктор Аксючиц – философ, политический и религиозный деятель.
- Какие преимущества выработало СНГ на постсоветском и евразийском пространстве?
- Главная проблема – это русский вопрос. Поскольку русский народ – государствоообразующий, он создал эту страну, эту цивилизацию совместно со всеми народами, присоединившимися, либо вошедшими в Российскую империю, а затем и в Советский Союз, в котором не был уничтожен и не был порабощен ни один народ, а те, которые не имели грамотности, азбуки и письменности, - всё это получили в Российской империи, в Советском Союзе. Это уникальное явление в мировой истории. Естественно, искусственный развал такого государства – Советского Союза - ничего хорошего принести не мог. В результате был расчленен государствообразующий народ, искусственно. А всякий народ – это исторический организм. Либо организм остается жив после такой огромной «хирургической» раны, либо он умирает. Он выжил, и если он выжил, то стремится вновь воссоединить части государственного, цивилизационного организма.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs