Великие научные утопии движут миром

19:51 15.10.2016 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Томас Мор – великий английский мыслитель XVI века. Фото www.tipsboard.ru

В Москве состоялась Междисциплинарная дискуссия по поводу 500-летия создания «Утопии» Томаса Мора, созванная в рамках XXII Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир: история, современность, перспективы». Инициатором встречи выступил Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева (МИСК). 

Научные утопии являются необходимым элементом движения к новой ступени прогресса цивилизации – этот тезис стал центральным на Междисциплинарной дискуссии, посвященной 500-летию публикации «Утопии» Томаса Мора. Великая научная «Утопия» английского писателя, мыслителя и гуманиста XVI столетия, отмерив исторический период в пять веков, позволила современным ученым обосновать научные утопии становления и развития интегральной, гуманистически-ноосферной цивилизации*. Принципы, положенные в их основу, в свою очередь, необходимы лидерам 2020-х годов, от политической воли и интеллектуальных способностей которых зависит решение мировых задач по преодолению глобального кризиса. Междисциплинарная дискуссия, XXXVI по счету, обозначила основные методы и подходы, результаты исследований, прогнозы групп ученых и отдельных институтов, которые составили программу московской научной встречи в Институте экономических стратегий. Какого бы вопроса не касались докладчики, все они обращались к «Утопии» Томаса Мора. В первой половине XVI века этот писатель и философ создал модель идеального, с его точки зрения, общества, свободного от эксплуатации человека человеком, построенного на высоких духовных принципах справедливости в отношениях личности и государства, при этом - бесклассового. Идеи, положенные им в основу своего романа-размышления, Мор постарался научно обосновать, свято веря в их жизнеспособность. Будучи личностью цельной и яркой, Томас Мор пошел на эшафот, отказавшись присягнуть королю, вознамерившемуся возвыситься над Папой Римским. Это свидетельство того, что его предвидения, вызревая в убеждения, были в гармонии с собственными поступками.

Организаторами XXXVI Междисциплинарной дискуссии вместе с МИСК стали Институт экономических стратегий (ИНЭС), Институт философии РАН, Институт Дальнего Востока РАН, Факультет глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Международная академия глобальных исследований, Академия общественных наук провинции Хэйлунцзян г. Харбина (КНР), Отделение  исследования циклов и прогнозирования РАЕН

Ассоциация «Прогнозы и циклы». Оргкомитет возглавил академик Юрий Яковец – президент Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, председатель Отделения цивилизационных исследований Международной академии глобальных исследований. Вместе с ним конференцию вел Аскар Акаев – доктор технических наук, профессор, иностранный член РАН, главный научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова, председатель Отделения моделирования и прогнозирования глобального развития Международной академии глобальных исследований, экс-президент Кыгызской Республики, а также – Александр Савойский – кандидат политических наук, эксперт российской правительственной делегации на заседаниях ООН, ученый секретарь Отделения цивилизационных исследований Международной академии глобальных исследований, а также Сухейль Фарах – доктор философских наук, профессор, иностранный член РАО, президент Открытого университета диалога цивилизаций.

Настраивая аудиторию на дискуссию об интегральной гуманистически-ноосферной цивилизации, мыслители трех поколений – Юрий Яковец, Аскар Акаев и Александр Савойский – специально презентовали научную монографию «Мир цивилизаций 2100: интегральная научная утопия XXI века», где предложили краткий исторический экскурс на предмет научных утопий в целом и представили прогнозы развития цивилизации в XXI веке. Так, великий Конфуций два с половиной тысячелетия назад сформулировал принципы справедливых отношений между государством и личностью, между людьми, отражавшими мировоззрение представителей китайской цивилизации. Спустя столетие после смерти Конфуция, древнегреческий мыслитель Платон развил идеи об эффективном государстве: в легенде об Атлантиде он выразил свой образ идеального будущего. Томас Мор и Томмазо Кампанелла в период становления буржуазно-капиталистического общества дали свой идеал будущего общества без классов, нашедший последователей в XX веке. Карл Маркс пытался обосновать его в научном коммунизме, а Ленин – в научном социализме. Великие русские ученые начала XX века - Питирим Сорокин и Владимир Вернадский - обосновали идеалы становления интегрального социокультурного строя и ноосферной цивилизации. В начале XXI века российские философы и их единомышленники из других стран выдвинули научные утопии становления и развития интегральной, гуманистически-ноосферной цивилизации. В ходе XXXVI Междисциплинарной дискуссии затрагивались вопросы, касающиеся данной темы.

Эта историческая вводная была необходима для того, чтобы понимать, как отметил академик Юрий Яковец, что без знания крупных достижений великих мыслителей прошлого «невозможно усвоить содержание современной научной парадигмы и тем более – формировать новую картину стремительно меняющегося мира».  Мир цивилизаций существует уже около десяти тысячелетий. За этот период сменилось шесть мировых цивилизаций. Академик Юрий Яковец назвал их: неолитическая, раннеклассовая, античная, средневековая, раннеиндустриальная и завершает свой жизненный цикл индустриальная мировая цивилизация. По словам академика и президента МИСК, на данном историческом отрезке времени формируются основы следующей мировой цивилизации, которую ученые назвали интегральной, гуманистически-ноосферной цивилизацией. В ее названии отражена и непрерывная связь с достижениями предшественников XIX-XX веков, и международный опыт научной мысли. Как подчеркнул академик Яковец, «долг ученых – вооружить лидеров нового поколения ясным представлением о перспективах развития цивилизации, основных контурах будущего общества». Возникает вопрос: «Как при таком количестве агрессии, накопленном на планете к XXI веку, ученые, тем не менее, выводят столь гуманистическое наименование будущего цивилизационного цикла»?

Ответ был сформулирован практически всеми докладчиками и выступавшими в прениях участниками конференции. Академик МАГИ, иностранный член РАН Аскар Акаев пошел «от обратного», отметив, по его собственному выражению, «зловещую роль роботов» в нашей жизни. Роботы широко применяются в экономике, особенно в управленческой сфере, а также в военной области. Речь в данном случае идет преимущественно о дронах – разновидности робота военного назначения. К их услугам военные прибегают в решении точечных задач, таких, как недавно в Йемене (10.10.2016), когда целились в лидера оппозиции, а в результате погибло около 150 человек, находившихся вокруг. Опасность заключается в том, отметил Аскар Акаев, что в роботов «закачивают» программу человеконенавистничества. Поэтому не стоит объяснять, что создавать ноосферную цивилизацию роботы и компьютеры не будут. Ученые же приветствуют компьютеры, освобожденные от загрязняющих их агрессивных и антигуманных программ. «В симбиозе с «миролюбивым» компьютером человек может творить чудеса, - отметил Аскар Акаев. Убежден, что композиторы, драматурги, поэты, несомненно, будут ценимы в XXII веке». Вступая в диалог, академик Юрий Яковец добавил: «Трудно предсказывать, но озарение – это свойство гениев».

Профессор Лю Шуан, представитель Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян города Харбина из КНР призвал участников дискуссии, которая, напомним, проходила в рамках Международной конференции по китайской тематике, сформулировать политические понятия для взаимного сотрудничества, чтобы по возможности уменьшить вмешательство одних государств во внутреннюю политику других. Профессор Лю Шуан считает необходимым в условиях многополярного мира наладить международный диалог на уровне политического истеблишмента стран и ученых различных государств, чтобы «достучаться» до политиков». «Нужно «построить платформу» для проведения форумов ученых в союзе с теми, кто принимает политические решения в мире», - подчеркнул китайский профессор. Аркадий Урсул, доктор философских наук, профессор, академик МАГИ и Академии наук Молдавии, директор Института устойчивого развития и безопасности отметил, что ноосферу характеризует коллективный интеллект и творческое начало. «Ноосфера должна и будет носить гуманистический характер, - сказал Аркадий Урсул, - ноосфера обязательно должна появиться, если будет обеспечено устойчивое развитие». Академик добавил, что становление ноосферы, являясь цивилизационным, идет по линии информационных процессов, т.е. по пути накопления информации.

Взяв за основу полемики тезис «понимание будущего – это взгляд в прошлое», Александр Ломанов, доктор исторических наук, профессор, научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН выступил с докладом о китайской цивилизации. Он отметил, что сегодня Китай пытается сформулировать новые идеи, которые могли бы стать достоянием всего человечества. Приводя известное высказывание древнекитайского философа Лао-Цзы из «Исторических записок»,  которое достойно быть руководством для политиков, взявших на себя ответственность за судьбы мира, А.Ломанов напомнил: «Даже если имеется много воинов, не надо их выставлять; даже если имеется много орудий, не надо их применять; даже если…».  Профессор напомнил, что на саммите G20 в выступлении китайского лидера Си Цзиньпина было четко обозначено, что КНР намерена привнести в мировое развитие китайские идеалы о гармонии государств. К слову о научных утопиях, - на конференции была представлена новая книга Александра Савойского «Родос и русская мечта». Основные постулаты этого философского романа стали темой выступления автора. (Александр Савойский, кандидат политических наук, член-корреспондент РАЕН, ученый секретарь Отделения цивилизационных исследований МАГИ). Говоря о «русской мечте», Александр Савойский отметил, что она включает такие понятия, как мир, труд, семья и дети, свобода, благополучие Отечества, свой дом, а также веру надежду и любовь.  «Это формировало традиционные ценности русской цивилизации, в основе которой - великий русский язык и народный патриотизм», - отметил Александр Савойский. По мнению ученого, смысл национальной идеи для России «может заключаться в народном патриотизме и создании русского сообщества, мыслящего и говорящего на русском языке». Эта идея не является утопичной, поскольку философские принципы китайских мыслителей стали основой для создания прочного китайского общества. Александр Савойский подчеркнул, что и древнекитайские утопии являлись основой для других научных утопий, созданных мыслителями других стран.   

Участники конференции приветствовали мнение о том, что неповторимая планета, на которой мы живем, формируется нашими мыслями, помыслами. Следовательно, от их качества и зависит наше будущее. Междисциплинарная дискуссия, посвященная 500-летию создания «Утопии» Томаса Мора, и созванная в рамках XXII Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир: история, современность, перспективы» отразила высокий интерес международного научного сообщества к проблеме формирования нового цивилизационного цикла. Форум подтвердил стратегическую мысль поиска – «великие научные утопии – это источник прогресса цивилизаций». 

 

* включает пять характерных признаков, см. www.misk.inesnet.ru  

Ключевые слова: Томас Мор «Утопия» МИСК

Версия для печати