ШОС на подъеме

21:42 11.09.2016 Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Центр стратегических исследований при Президенте республики Таджикистан выпустил солидную монографию известного таджикского ученого, бывшего министра иностранных дел страны, доктора исторических наук Худоберди Холикназара «Вклад Республики Таджикистан в становление и развитие шанхайской организации сотрудничества (1996-2014 гг.)».[i]

Книга содержит солидную и разнообразную информацию о Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая в последнее время стала все громче заявлять о себе в мировых делах, особенно делах Азиатских. Об организации, на базе которой вполне вероятно создание прообраза системы коллективной безопасности в Азии и, возможно, в перспективе – в Евразии. Тем и интересно это объемное исследование, в котором сочетаются многочисленные страницы, посвященные деятельности Республики Таджикистан на треке ШОС, а также касающиеся истории создания и развития собственно самой ШОС. Что демонстрирует не только солидный материал, собранный в книге, но и дает в концентрированном виде массу важной информации, касающейся деятельности ШОС.

Последнее обстоятельство очень важно с точки зрения представления собственно ШОС в нынешних условиях, когда эта организация поднялась до уровня глобальной международной политики. Последние решения о вступлении в ряды ШОС Индии и Пакистана, а также практически решенный вопрос о принятии в ряды ШОС Ирана, а, в перспективе, возможно, и Турции, выводит Шанхайскую организацию сотрудничества на роль ведущего объединения стран и народов Азии.

Среди глав книги можно, например, назвать такие как: «Формирование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) как евразийской международной региональной организации (1996-2001 гг.)», «Теоретические, исторические и политические аспекты формирования ШОС», «Шанхайская пятёрка» как инструмент решения пограничных проблем в постсоветской Центральной Азии (1996-2001 гг.)», «Нормативно-правовые документы ШОС в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма», «Вклад Республики Таджикистан в борьбе против терроризма и экстремизма в рамках ШОС», «Роль Региональной антитеррористической структуры ШОС в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма», «ШОС в условиях международной  антитеррористической операции в Афганистане (2001-2014 гг.)», «Сотрудничество Республики Таджикистан в рамках ШОС в социально-экономической и гуманитарной сфере», «Перспективы развития ШОС в новых геополитических реалиях». Одним словом, те, кто интересуются деятельностью Шанхайской организации сотрудничества, смогут найти в новой книге массу интересной информации по самым разным аспектам её деятельности. Автор проделал масштабную и очень нужную для сегодняшних читателей работу.

Недаром во Вступительном слове к книге Чрезвычайный и Полномочный посол Китайской Народной Республики в Республике Таджикистан Юе Бинь написал следующее: «Эта книга имеет большое значение для ознакомления читателей с историей развития ШОС и значительном вкладе Республики Таджикистан в этом процессе. В течение 15 лет Шанхайская организация сотрудничества, основываясь на «Шанхайском духе», взаимном доверие, взаимной выгоде, равенстве, уважению к многообразию культур, стремлении к совместному развитию, играет важную роль для обеспечения безопасности и стабильности в регионе, а также во всём мире, и содействует углублению сотрудничества государств-членов ШОС в деловой и гуманитарной сферах. Сегодня ШОС, завоевав заслуженный престиж, пользуется огромным авторитетом на международной арене».

Сам Худоберди Холикназар на первых страницах книги отмечает: «Кардинальные изменения, происходящие в системе международных отношений в конце ХХ и начале ХХI века, а также растущие глобальные проблемы мирового значения подвергли серьезным трансформациям представления о международных организациях и о проблемах обеспечения безопасности. На характер международных отношений больше всего начинают влиять новые вызовы и угрозы безопасности, которые стали транснациональными и не подлежат анализу и прогнозированию традиционными концепциями.

Главными дестабилизирующими факторами, угрожающими мировому сообществу, становятся терроризм, экстремизм, сепаратизм, межэтнические, межконфессиональные противоречия и конфликты, распространение наркотиков, организованная преступность, экономический и социальный кризисы, киберпреступность и многие другие проблемы. Процесс глобализации, усиление взаимозависимости между государствами на международной арене усугубили проблему обеспечения безопасности.

Новые вызовы и угрозы постепенно способствовали осознанию возрастания роли международных институтов, влияющих как на мировое сообщество, так и на политику национальных государств».

Базируясь на этом посыле о «новых вызовах и угрозах», автор разворачивает свое исследование с истоков создания ШОС. Он, в частности, напоминает читателю, что «формирование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) началось поэтапно после распада СССР, в процессе ведения переговоров по пограничным вопросам между Объединенной группой бывших стран Советского Союза, имеющих общую границу с Китаем, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой – с другой. Эти переговоры уже в 1996 г. заложили основу для формирования «Шанхайской пятёрки» - политического клуба взаимно заинтересованных стран по решению пограничных вопросов. Именно на основе указанного политического клуба 15 июня 2001 г. и зародилась Шанхайская организация сотрудничества».

Да, именно 15 лет назад – в 2001 году в середине лета были приняты решения о создании Шанхайской организации сотрудничества на базе «Шанхайской пятерки» – Китай, Россия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан. Автор отмечает, что «сотрудничество в рамках региональных организаций даёт возможность независимым государствам использовать институциональные возможности международных институтов и организаций для того, чтобы получить больше информации о предпочтениях и намерениях сторон, а также обеспечить себе дополнительный вес на переговорах для выдвижения и реализации приоритетных задач своего внешнеполитического и социально-экономического курса. При этом влиятельные и сильные государства получают больше преимуществ от создания многосторонних институтов, чем другие. Совершенно естественно, что страны, имеющие возможности влиять на процессы, происходящие в рамках международных институтов, сами же и формируют политику безопасности этих институтов, так как несут ответственность за жизнеспособность института, и вкладывают наибольшие средства в его развитие».

Впрочем, от создания ШОС выиграли все её участники. А уж процесс расширения организации до масштабов всего азиатского континента резко расширяет горизонты сотрудничества для каждой страны-участницы. Такие горизонты, о которых она, возможно, и не мечтала, будь она вне рамок ШОС. Так что первоначальные сомнения относительно того, кто станет играть «первую скрипку», что и замечает автор, за 15 лет, похоже, рассеялись, как туман над рекой.

Худоберди Холикназар пишет далее: «Важно отметить, что теоретическая матрица по формированию ШОС зародилась еще в начале 90-х гг. ХХ века, прежде всего после улучшения российско-китайских двусторонних отношений и их стремления к урегулированию пограничных проблем между собой. Российская Федерация, начиная с 1992 г., также смогла привлечь независимые государства Центральной Азии, имеющие общую границу с Китайской Народной Республикой, к переговорному процессу по урегулированию пограничных вопросов с КНР. На этих переговорах Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан и Республика Таджикистан выступили в составе объединенной делегации. В процессе переговоров по урегулированию пограничных проблем в формате 4+1 стороны подготовили к 1998 г. солидную теоретическую базу для создания региональной организации.

С этого времени данное региональное объединение стали называть «Шанхайской пятёркой», в рамках которой обсуждение вопросов укрепления доверия в приграничных районах постепенно расширялось до развития всестороннего сотрудничества в сферах политики, безопасности, а также торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях».

Представляя читателю масштабы этого регионального объединения, автор пишет: «Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км2 (и это масштаб – до вступления в ШОС Индии и Пакистан – С.Ф.), то есть 60% территории Евразии (теперь уже больше – С.Ф.). Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. На долю стран Шанхайской организации приходится не менее 25% мировых запасов нефти, 30% мировых запасов газа и 50% разведанных запасов урана».

Рассуждая о побудительных мотивах, приведших к созданию ШОС, автор книги отмечает следующее: «ШОС — единственная структура международного сотрудничества на Евразийском пространстве, объединяющая Китай, Россию и страны Центральной Азии. Включение этих государств в состав участников ШОС позволяет с уверенностью отнести ее к самым представительным организациям международного сотрудничества…

Возникновение ШОС на политической арене Евразийского пространства в 2001 г. было обусловлено комплексом теоретических, исторических и политико-экономических аспектов, среди которых, на наш взгляд, главными являются:

- улучшение российско-китайских отношений в начале 90-х годов ХХ века и стремление обеих стран к урегулированию пограничных вопросов;

- распад СССР и начало процесса формирования нового мирового порядка, где США стали доминировать в международных отношениях и претендовать на глобальное лидерство, в том числе на постсоветском пространстве, включая Центрально-азиатский регион;

- распад двухполюсной системы международных отношений, в результате которого началась девальвация основ международного права, включая принцип территориальной целостности и нерушимости границ;

- усиление новых вызовов и угроз, таких как терроризм, сепаратизм и экстремизм, угрожающих России, Китаю и государствам Центральной Азии на рубеже XXI века;

- отстаивание Россией и КНР концепции многополярного мира и справедливого мирового порядка;

- геополитическая ответственность Российской Федерации и Китайской Народной Республики за сохранение безопасности и стабильности на евразийском пространстве совместно с независимыми государствами Центрально-азиатского региона;

- стремление к совместному развитию с учетом опыта выстраивания взаимоотношений между пятью странами для содействия установлению рационального и справедливого мирового порядка;

- поиск эффективных механизмов региональной интеграции;

- создание новой модели регионального сотрудничества с приоритетным развитием сотрудничества в сфере безопасности и многостороннего экономического развития.

ШОС, став правопреемницей «Шанхайской пятёрки» - политического клуба взаимно заинтересованных стран по решению пограничных вопросов, превратилась в авторитетную региональную международную организацию, способную влиять на мировые международные процессы».

Автор подробно рассказывает о структуре и функциях руководящих органов ШОС, отмечая при этом, что постоянно действующим органом ШОС является Региональная антитеррористическая структура (РАТС), которая образована на основе основополагающих документов ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Оценивая эффективность ШОС в сфере безопасности, Худоберди Холикназар подчеркивает: «С точки зрения обеспечения безопасности, помимо вопросов безопасности границ, Китай, Россия и страны региона вместе стоят перед лицом террористических угроз. В этом аспекте членство Китая и России в ШОС позволяет оптимально решать региональные вопросы в геополитической и экономической сфере, а также в области обеспечения безопасности. Особенности состава ШОС позволяют обеспечить широкие возможности для регионального сотрудничества и дают простор для развития связей в сферах политики, экономики и безопасности».

В связи с этим интерес представляет глава названная «Роль Региональной антитеррористической структуры ШОС в координации борьбы государств-членов ШОС против терроризма, сепаратизма и экстремизма», в которой разбираются детали объемной работы стран-участниц в данной сфере. Именно это сторона деятельности ШОС позволила высказать предположение о том, что на базе Шанхайской организации сотрудничества может вырасти прообраз системы коллективной безопасности в Азии, подобной которой здесь никогда не было, никогда в истории не создавалось.

В этой же связи представляет интерес часть озаглавленная «ШОС в условиях международной антитеррористической операции в Афганистане (2001-2014 гг.)». Автор здесь пишет: «С учетом заметного укрепления позиций США в Центральной Азии и Закавказье, улучшения отношений с Индией и Пакистаном, определяющей роли США в политике Афганистана, а также традиционно прочных союзнических связей с Турцией, можно считать, что большой Центрально-азиатский регион (т.е. Центральная Азия и часть сопредельных территорий) впервые в истории превратился в целостный район американских стратегических интересов… После того как американцы предприняли столько политических, военных и экономических вложений в Центральную Азию, значимость для них этого региона очевидным образом возросла. Соединенные Штаты уже не могут уйти оттуда в стратегическом плане, причем независимо от того, насколько долго они будут вынуждены и смогут сохранять там свое военное присутствие».

Это вывод, с которым нельзя не согласиться. США пришли в эти края надолго, реализуя давнюю англосаксонскую стратегию, которую знаменитый геополитик Хэлфорд Джон Маккиндер когда-то – в начале ХХ века – обозначил, как «контроль над Большим островом», то есть английский, а теперь уже и американский «контроль над Евразией» из «центра Евразии» - Хартлэнда, которым является именно земля Афганистана. И не хотят сегодня американцы воевать по всей территории Афганистана против ИГИЛ или талибов. Они пришли сюда за другим – за тем, что получить места постоянной дислокации своих вооруженных сил в Хартлэнде ради «контроля над Большим островом».

Вот на какую реальность и среагировали страны Азии, сделав вывод о необходимости выработать ответ на интервенцию пришельцев. Обратите внимание на то, что ШОС был создан именно в 2001 году – в год, когда войска США под флагом сначала ООН, а потом и НАТО, появились в Афганистане после нападения 11 сентября 2001 года неизвестных самолетов на Башни-близнецы в Нью-Йорке и атаки на Пентагон.

В связи с этим событиями 15-летней давности автор пишет: «События 11 сентября оказали весьма сложное влияние на ШОС, привели к росту трудностей и проблем, но вместе с тем стимулировали её развитие».

Все годы существования ШОС на виду остаются, прежде всего, вопросы региональной безопасности, над которыми работает организация. Однако среди её менее заметных функций – проблематика экономического сотрудничества. В связи с этим Худоберди Холикназар отмечает: «За короткое время ШОС начала представлять собой не только структуру обеспечения безопасности. Она определила обеспечение экономического сотрудничества между странами в качестве приоритетного направления своей деятельности. Вопросы экономического развития для стран Центральной Азии стоят не менее остро, чем проблемы борьбы с терроризмом, а в каком-то смысле являются даже более важными. Поэтому основа для существования ШОС сохранится даже при улучшении общей обстановки безопасности». Целая глава книги посвящена вопросам экономического сотрудничества – «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества».

Безусловный интерес представляет заключительная часть монографии «Перспективы развития ШОС в новых политических реалиях». Автор, в частности, пишет: «В конце первого десятилетия ХХI века ШОС утвердилась в качестве влиятельной международной региональной организации и стала активным участником современных систем международных отношений… Сформирована солидная нормативно-правовая база, успешно функционируют механизмы многостороннего взаимодействия. Установлены партнерские отношения с государствами, международными организациями и структурами, разделяющими принципы и ценности ШОС».

И далее: «Стратегия развития ШОС до 2025 г. имеет чрезвычайно важное значение для определения основных приоритетов развития государств-членов в различных сферах деятельности ШОС.

Аналитики государств-членов ШОС прогнозируют, что на ближайшее десятилетие в международных отношениях сохраняются несправедливость и неравенство, нарастают глобальные вызовы и угрозы, а также факторы неопределенности и непредсказуемости. Следует ожидать продолжение расшатывания международно-правовых устоев современного миропорядка. Остаются неурегулированными и могут возникать новые региональные и локальные конфликты.

В этих условиях защита мира на планете и всеобщее развитие по-прежнему останутся важнейшими актуальными задачами. На передний план выходит важность построения в регионе открытой, транспарентной, равноправной и инклюзивной архитектуры безопасности и сотрудничества…

Шанхайская организация сотрудничества вступает в ответственный период своего развития на непростом глобальном и региональном фоне и нуждается в долгосрочной выверенной стратегии, которая позволила бы в полной мере использовать конкурентные преимущества Организации, ее потенциала для противодействия возникающим вызовам и угрозам».

Резюмируя выводы из своей работы, Худоберди Холикназар завершает её так: «На наш взгляд, к 2025 г. ШОС займет еще более весомое место в глобальной и региональной архитектуре, активно работая в пользу построения полицентричной демократической системы международных отношений».

Полагаю, что всем тем читателям, которые желают познакомиться с историей создания и деятельностью Шанхайской организации сотрудничества, всем тем, кто проявляет интерес к вопросам безопасности в Азии, это новое издание будет весьма актуальным и полезным.



[i]Вклад Республики Таджикистан в становление и развитие Шанхайской организации сотрудничества (1996-2014 гг.). Душанбе: Ирфон, 2015. - 514с. 

Ключевые слова: Афганистан безопасность геополитика Таджикистан Азия ШОС рецензия

Версия для печати