Центр стратегических исследований при Президенте республики Таджикистан выпустил солидную монографию известного таджикского ученого, бывшего министра иностранных дел страны, доктора исторических наук Худоберди Холикназара «Вклад Республики Таджикистан в становление и развитие шанхайской организации сотрудничества (1996-2014 гг.)».[i]
Книга содержит солидную и разнообразную информацию о Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая в последнее время стала все громче заявлять о себе в мировых делах, особенно делах Азиатских. Об организации, на базе которой вполне вероятно создание прообраза системы коллективной безопасности в Азии и, возможно, в перспективе – в Евразии. Тем и интересно это объемное исследование, в котором сочетаются многочисленные страницы, посвященные деятельности Республики Таджикистан на треке ШОС, а также касающиеся истории создания и развития собственно самой ШОС. Что демонстрирует не только солидный материал, собранный в книге, но и дает в концентрированном виде массу важной информации, касающейся деятельности ШОС.
Последнее обстоятельство очень важно с точки зрения представления собственно ШОС в нынешних условиях, когда эта организация поднялась до уровня глобальной международной политики. Последние решения о вступлении в ряды ШОС Индии и Пакистана, а также практически решенный вопрос о принятии в ряды ШОС Ирана, а, в перспективе, возможно, и Турции, выводит Шанхайскую организацию сотрудничества на роль ведущего объединения стран и народов Азии.
Среди глав книги можно, например, назвать такие как: «Формирование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) как евразийской международной региональной организации (1996-2001 гг.)», «Теоретические, исторические и политические аспекты формирования ШОС», «Шанхайская пятёрка» как инструмент решения пограничных проблем в постсоветской Центральной Азии (1996-2001 гг.)», «Нормативно-правовые документы ШОС в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма», «Вклад Республики Таджикистан в борьбе против терроризма и экстремизма в рамках ШОС», «Роль Региональной антитеррористической структуры ШОС в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма», «ШОС в условиях международной антитеррористической операции в Афганистане (2001-2014 гг.)», «Сотрудничество Республики Таджикистан в рамках ШОС в социально-экономической и гуманитарной сфере», «Перспективы развития ШОС в новых геополитических реалиях». Одним словом, те, кто интересуются деятельностью Шанхайской организации сотрудничества, смогут найти в новой книге массу интересной информации по самым разным аспектам её деятельности. Автор проделал масштабную и очень нужную для сегодняшних читателей работу.
Недаром во Вступительном слове к книге Чрезвычайный и Полномочный посол Китайской Народной Республики в Республике Таджикистан Юе Бинь написал следующее: «Эта книга имеет большое значение для ознакомления читателей с историей развития ШОС и значительном вкладе Республики Таджикистан в этом процессе. В течение 15 лет Шанхайская организация сотрудничества, основываясь на «Шанхайском духе», взаимном доверие, взаимной выгоде, равенстве, уважению к многообразию культур, стремлении к совместному развитию, играет важную роль для обеспечения безопасности и стабильности в регионе, а также во всём мире, и содействует углублению сотрудничества государств-членов ШОС в деловой и гуманитарной сферах. Сегодня ШОС, завоевав заслуженный престиж, пользуется огромным авторитетом на международной арене».
Сам Худоберди Холикназар на первых страницах книги отмечает: «Кардинальные изменения, происходящие в системе международных отношений в конце ХХ и начале ХХI века, а также растущие глобальные проблемы мирового значения подвергли серьезным трансформациям представления о международных организациях и о проблемах обеспечения безопасности. На характер международных отношений больше всего начинают влиять новые вызовы и угрозы безопасности, которые стали транснациональными и не подлежат анализу и прогнозированию традиционными концепциями.
Главными дестабилизирующими факторами, угрожающими мировому сообществу, становятся терроризм, экстремизм, сепаратизм, межэтнические, межконфессиональные противоречия и конфликты, распространение наркотиков, организованная преступность, экономический и социальный кризисы, киберпреступность и многие другие проблемы. Процесс глобализации, усиление взаимозависимости между государствами на международной арене усугубили проблему обеспечения безопасности.
Новые вызовы и угрозы постепенно способствовали осознанию возрастания роли международных институтов, влияющих как на мировое сообщество, так и на политику национальных государств».
Базируясь на этом посыле о «новых вызовах и угрозах», автор разворачивает свое исследование с истоков создания ШОС. Он, в частности, напоминает читателю, что «формирование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) началось поэтапно после распада СССР, в процессе ведения переговоров по пограничным вопросам между Объединенной группой бывших стран Советского Союза, имеющих общую границу с Китаем, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой – с другой. Эти переговоры уже в 1996 г. заложили основу для формирования «Шанхайской пятёрки» - политического клуба взаимно заинтересованных стран по решению пограничных вопросов. Именно на основе указанного политического клуба 15 июня 2001 г. и зародилась Шанхайская организация сотрудничества».
Да, именно 15 лет назад – в 2001 году в середине лета были приняты решения о создании Шанхайской организации сотрудничества на базе «Шанхайской пятерки» – Китай, Россия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан. Автор отмечает, что «сотрудничество в рамках региональных организаций даёт возможность независимым государствам использовать институциональные возможности международных институтов и организаций для того, чтобы получить больше информации о предпочтениях и намерениях сторон, а также обеспечить себе дополнительный вес на переговорах для выдвижения и реализации приоритетных задач своего внешнеполитического и социально-экономического курса. При этом влиятельные и сильные государства получают больше преимуществ от создания многосторонних институтов, чем другие. Совершенно естественно, что страны, имеющие возможности влиять на процессы, происходящие в рамках международных институтов, сами же и формируют политику безопасности этих институтов, так как несут ответственность за жизнеспособность института, и вкладывают наибольшие средства в его развитие».
Впрочем, от создания ШОС выиграли все её участники. А уж процесс расширения организации до масштабов всего азиатского континента резко расширяет горизонты сотрудничества для каждой страны-участницы. Такие горизонты, о которых она, возможно, и не мечтала, будь она вне рамок ШОС. Так что первоначальные сомнения относительно того, кто станет играть «первую скрипку», что и замечает автор, за 15 лет, похоже, рассеялись, как туман над рекой.
Худоберди Холикназар пишет далее: «Важно отметить, что теоретическая матрица по формированию ШОС зародилась еще в начале 90-х гг. ХХ века, прежде всего после улучшения российско-китайских двусторонних отношений и их стремления к урегулированию пограничных проблем между собой. Российская Федерация, начиная с 1992 г., также смогла привлечь независимые государства Центральной Азии, имеющие общую границу с Китайской Народной Республикой, к переговорному процессу по урегулированию пограничных вопросов с КНР. На этих переговорах Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан и Республика Таджикистан выступили в составе объединенной делегации. В процессе переговоров по урегулированию пограничных проблем в формате 4+1 стороны подготовили к 1998 г. солидную теоретическую базу для создания региональной организации.
С этого времени данное региональное объединение стали называть «Шанхайской пятёркой», в рамках которой обсуждение вопросов укрепления доверия в приграничных районах постепенно расширялось до развития всестороннего сотрудничества в сферах политики, безопасности, а также торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях».
Представляя читателю масштабы этого регионального объединения, автор пишет: «Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км2 (и это масштаб – до вступления в ШОС Индии и Пакистан – С.Ф.), то есть 60% территории Евразии (теперь уже больше – С.Ф.). Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. На долю стран Шанхайской организации приходится не менее 25% мировых запасов нефти, 30% мировых запасов газа и 50% разведанных запасов урана».
Рассуждая о побудительных мотивах, приведших к созданию ШОС, автор книги отмечает следующее: «ШОС — единственная структура международного сотрудничества на Евразийском пространстве, объединяющая Китай, Россию и страны Центральной Азии. Включение этих государств в состав участников ШОС позволяет с уверенностью отнести ее к самым представительным организациям международного сотрудничества…
Возникновение ШОС на политической арене Евразийского пространства в 2001 г. было обусловлено комплексом теоретических, исторических и политико-экономических аспектов, среди которых, на наш взгляд, главными являются:
- улучшение российско-китайских отношений в начале 90-х годов ХХ века и стремление обеих стран к урегулированию пограничных вопросов;
- распад СССР и начало процесса формирования нового мирового порядка, где США стали доминировать в международных отношениях и претендовать на глобальное лидерство, в том числе на постсоветском пространстве, включая Центрально-азиатский регион;
- распад двухполюсной системы международных отношений, в результате которого началась девальвация основ международного права, включая принцип территориальной целостности и нерушимости границ;
- усиление новых вызовов и угроз, таких как терроризм, сепаратизм и экстремизм, угрожающих России, Китаю и государствам Центральной Азии на рубеже XXI века;
- отстаивание Россией и КНР концепции многополярного мира и справедливого мирового порядка;
- геополитическая ответственность Российской Федерации и Китайской Народной Республики за сохранение безопасности и стабильности на евразийском пространстве совместно с независимыми государствами Центрально-азиатского региона;
- стремление к совместному развитию с учетом опыта выстраивания взаимоотношений между пятью странами для содействия установлению рационального и справедливого мирового порядка;
- поиск эффективных механизмов региональной интеграции;
- создание новой модели регионального сотрудничества с приоритетным развитием сотрудничества в сфере безопасности и многостороннего экономического развития.
ШОС, став правопреемницей «Шанхайской пятёрки» - политического клуба взаимно заинтересованных стран по решению пограничных вопросов, превратилась в авторитетную региональную международную организацию, способную влиять на мировые международные процессы».
Автор подробно рассказывает о структуре и функциях руководящих органов ШОС, отмечая при этом, что постоянно действующим органом ШОС является Региональная антитеррористическая структура (РАТС), которая образована на основе основополагающих документов ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Оценивая эффективность ШОС в сфере безопасности, Худоберди Холикназар подчеркивает: «С точки зрения обеспечения безопасности, помимо вопросов безопасности границ, Китай, Россия и страны региона вместе стоят перед лицом террористических угроз. В этом аспекте членство Китая и России в ШОС позволяет оптимально решать региональные вопросы в геополитической и экономической сфере, а также в области обеспечения безопасности. Особенности состава ШОС позволяют обеспечить широкие возможности для регионального сотрудничества и дают простор для развития связей в сферах политики, экономики и безопасности».
В связи с этим интерес представляет глава названная «Роль Региональной антитеррористической структуры ШОС в координации борьбы государств-членов ШОС против терроризма, сепаратизма и экстремизма», в которой разбираются детали объемной работы стран-участниц в данной сфере. Именно это сторона деятельности ШОС позволила высказать предположение о том, что на базе Шанхайской организации сотрудничества может вырасти прообраз системы коллективной безопасности в Азии, подобной которой здесь никогда не было, никогда в истории не создавалось.
В этой же связи представляет интерес часть озаглавленная «ШОС в условиях международной антитеррористической операции в Афганистане (2001-2014 гг.)». Автор здесь пишет: «С учетом заметного укрепления позиций США в Центральной Азии и Закавказье, улучшения отношений с Индией и Пакистаном, определяющей роли США в политике Афганистана, а также традиционно прочных союзнических связей с Турцией, можно считать, что большой Центрально-азиатский регион (т.е. Центральная Азия и часть сопредельных территорий) впервые в истории превратился в целостный район американских стратегических интересов… После того как американцы предприняли столько политических, военных и экономических вложений в Центральную Азию, значимость для них этого региона очевидным образом возросла. Соединенные Штаты уже не могут уйти оттуда в стратегическом плане, причем независимо от того, насколько долго они будут вынуждены и смогут сохранять там свое военное присутствие».
Это вывод, с которым нельзя не согласиться. США пришли в эти края надолго, реализуя давнюю англосаксонскую стратегию, которую знаменитый геополитик Хэлфорд Джон Маккиндер когда-то – в начале ХХ века – обозначил, как «контроль над Большим островом», то есть английский, а теперь уже и американский «контроль над Евразией» из «центра Евразии» - Хартлэнда, которым является именно земля Афганистана. И не хотят сегодня американцы воевать по всей территории Афганистана против ИГИЛ или талибов. Они пришли сюда за другим – за тем, что получить места постоянной дислокации своих вооруженных сил в Хартлэнде ради «контроля над Большим островом».
Вот на какую реальность и среагировали страны Азии, сделав вывод о необходимости выработать ответ на интервенцию пришельцев. Обратите внимание на то, что ШОС был создан именно в 2001 году – в год, когда войска США под флагом сначала ООН, а потом и НАТО, появились в Афганистане после нападения 11 сентября 2001 года неизвестных самолетов на Башни-близнецы в Нью-Йорке и атаки на Пентагон.
В связи с этим событиями 15-летней давности автор пишет: «События 11 сентября оказали весьма сложное влияние на ШОС, привели к росту трудностей и проблем, но вместе с тем стимулировали её развитие».
Все годы существования ШОС на виду остаются, прежде всего, вопросы региональной безопасности, над которыми работает организация. Однако среди её менее заметных функций – проблематика экономического сотрудничества. В связи с этим Худоберди Холикназар отмечает: «За короткое время ШОС начала представлять собой не только структуру обеспечения безопасности. Она определила обеспечение экономического сотрудничества между странами в качестве приоритетного направления своей деятельности. Вопросы экономического развития для стран Центральной Азии стоят не менее остро, чем проблемы борьбы с терроризмом, а в каком-то смысле являются даже более важными. Поэтому основа для существования ШОС сохранится даже при улучшении общей обстановки безопасности». Целая глава книги посвящена вопросам экономического сотрудничества – «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества».
Безусловный интерес представляет заключительная часть монографии «Перспективы развития ШОС в новых политических реалиях». Автор, в частности, пишет: «В конце первого десятилетия ХХI века ШОС утвердилась в качестве влиятельной международной региональной организации и стала активным участником современных систем международных отношений… Сформирована солидная нормативно-правовая база, успешно функционируют механизмы многостороннего взаимодействия. Установлены партнерские отношения с государствами, международными организациями и структурами, разделяющими принципы и ценности ШОС».
И далее: «Стратегия развития ШОС до 2025 г. имеет чрезвычайно важное значение для определения основных приоритетов развития государств-членов в различных сферах деятельности ШОС.
Аналитики государств-членов ШОС прогнозируют, что на ближайшее десятилетие в международных отношениях сохраняются несправедливость и неравенство, нарастают глобальные вызовы и угрозы, а также факторы неопределенности и непредсказуемости. Следует ожидать продолжение расшатывания международно-правовых устоев современного миропорядка. Остаются неурегулированными и могут возникать новые региональные и локальные конфликты.
В этих условиях защита мира на планете и всеобщее развитие по-прежнему останутся важнейшими актуальными задачами. На передний план выходит важность построения в регионе открытой, транспарентной, равноправной и инклюзивной архитектуры безопасности и сотрудничества…
Шанхайская организация сотрудничества вступает в ответственный период своего развития на непростом глобальном и региональном фоне и нуждается в долгосрочной выверенной стратегии, которая позволила бы в полной мере использовать конкурентные преимущества Организации, ее потенциала для противодействия возникающим вызовам и угрозам».
Резюмируя выводы из своей работы, Худоберди Холикназар завершает её так: «На наш взгляд, к 2025 г. ШОС займет еще более весомое место в глобальной и региональной архитектуре, активно работая в пользу построения полицентричной демократической системы международных отношений».
Полагаю, что всем тем читателям, которые желают познакомиться с историей создания и деятельностью Шанхайской организации сотрудничества, всем тем, кто проявляет интерес к вопросам безопасности в Азии, это новое издание будет весьма актуальным и полезным.
[i]Вклад Республики Таджикистан в становление и развитие Шанхайской организации сотрудничества (1996-2014 гг.). Душанбе: Ирфон, 2015. - 514с.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs