Минский процесс, который Президент Украины Петр Порошенко пытался переформатировать в «Женеву плюс» (с участием стран ЕС, США, стран-подписантов Будапештского меморандума) был неким промежуточным решением. Не случайно его называют «процессом». Этот формат был создан для организации процесса, а задача, которая перед ним ставилась, оказалась труднорешаема. Во многом потому, что украинская сторона оказалась не готова к выполнению Минских соглашений. Процесс есть, решения нет. Эта ситуация не может длиться вечно, для Украины как затягивание решения вопроса Юго-Востока, так и его решение – одинаково негативный сценарий.
Если попытаться найти аналогии сценариев выхода из политико-территориального кризиса, то их просматривается два: Эвианский сценарий (1962 г. – Франция, референдум о статусе Алжира), и Дейтонский сценарий (1995 г. – создание Республики Босния и Герцеговина).
К первому – Эвианскому, склоняется часть правящей украинской элиты. Так, народный депутат Украины Виктория Сюмар, входящая в группу влияния секретаря Совета Национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Александра Турчинова, недавно заявила в телеэфире: ««Мы должны вынести этот вопрос на референдум и далее, исходя из воли народа, строить политику относительно этих территорий. Иначе будет очень много злоупотреблений», — ответила Сюмар на вопрос о том, стоит ли Киеву бороться за возвращение Донбасса или лучше отказаться от претензий на регион. (gr-sozidatel.ru).
Об этом сценарии заговорили, когда появился призрак Дейтонского сценария, который для Украины будет означать, что если она сама не определиться со своим дальнейшим статусом и статусом территорий ДНР и ЛНР, то это сделают за нее.
Опасения украинской стороны возникли, когда стало известно, что на полях Саммита G20 4-5 сентября (Китай, г. Ханчжоу) будет проведена встреча, фактически в «нормандском формате». О встрече по проблеме украинского кризиса договорились Президент России Владимир Путин, Президентом Франции Франсуа Олланд и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Волнения украинской стороны можно понять – ее не пригласили, а с другой стороны – это саммит G20, вот страны «двадцатки» и будут договариваться между собой.
Заметно, что США дистанцируются от участия в прямых переговорах по украинскому кризису. Это объяснимо напряженной президентской избирательной кампанией, а значит нежеланием нести внутриполитические риски, а также намеренным дистанцированием от переговорных процессов по украинскому кризису для сохранения возможности широкого внешнеполитического маневра. Украина же хочет втянуть США в открытое дипломатическое участие, а также добиться поставок летального оружия, а заплатить не затребованными в ответ за поддержку реформами, а риторикой в пользу одного из кандидатов в президенты США.
Новая риторика Президента Порошенко в отношении республиканского кандидата Дональда Трампа – итог ситуации, когда втянувшиеся в минский процесс Олланд и Меркель пришли к формату без Украины, который и намерены реализовать на большой двадцатке. Порошенко и украинский истеблишмент совершает резкие движения - от заявлений о том, что Трамп путинский кандидат, до классики заявлений о выборах в других странах – «мы будем работать с любым президентом, который будет избран американским народом». «Украинский президент Пётр Порошенко в интервью, приуроченному к 25-летию независимости Украины, заявил, что в случае победы на предстоящих президентских выборах в США кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа Киев будет продолжать пользоваться поддержкой США, и он рассчитывает на то же — в случае победы Хиллари Клинтон — кандидата от демократов». (regnum.ru)
Однако, мейнстримом для украинской политики является все же другое – намерение втянуть США в прямое участие во всех процессах, связанных с украинским кризисом. И здесь наблюдается интересная ситуация – для администрации Барака Обамы и кандидата от демократов Хилари Клинтон тема Украины весьма сложная, и поэтому они осторожны. Для республиканского кандидата Дональда Трампа тема Украины – это контекст отношений с Россией и он откровенен. То есть, тот, кто готов говорить об Украине, ее не устраивает, потому что говорит не то, что хотелось бы Киеву. Поэтому, несмотря на дипломатичное заявление Петра Порошенко украинские политики и эксперты продолжают свое непрямое, но активное вмешательство в американские выборы. Украинские журналисты всерьез заявляют о том, что ведут борьбу с новой пророссийской угрозой для Украины: кандидатом в президенты США Дональдом Трампом. Первым успехом они считают уход из штаба Трампа политического консультанта Пола Манафорта, который в свое время консультировал Партию регионов и Виктора Януковича. Поводом к отставке стала публикация тайной бухгалтерии предыдущего президента Украины, в которой есть записи о том, что экс-глава избирательного штаба Трампа Пол Манафорт получил миллионы долларов наличными, будучи советником «Партии регионов» с 2005 года.
Одним словом, Украина опасается того, каким будет внешнеполитический курс США в отношении России и Украины в случае избрания Трампа президентом. На избрание американского «ястреба» Клинтон Украина возлагает большие надежды, в частности, речь о поставках летального оружия и жесткой позиции в отношении России. В тоже время, западные политики и эксперты считают, что Минские соглашения исчерпывают себя на фоне обострения конфликта на Донбассе и следует активизировать процесс урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины в новом формате. Отсюда и встреча лидеров России, Германии и Франции на полях G20.
По мнению экспертов, если договоренности, которые могут быть достигнуты по итогам встречи Путина, Меркель и Олланда в Китае, снова натолкнутся на неуступчивую позицию Украины, Запад может применить инструменты принуждения к выполнению решений. Так Константин Бондаренко, руководитель Института украинской политики считает: «Команда Порошенко просила ввести миротворческий контингент или полицейскую миссию в Донбасс? Так вот, если радикалы поднимут голову, чтобы сорвать выполнение договоренностей по урегулированию, такие силы могут быть введены на всю территорию Украины. Чтобы навести порядок не только в Донбассе. Кто-то должен будет это сделать, если украинская власть не справится». (ng.ru) Эта ситуация и заставляет говорить о возможности дейтонского сценария для Украины.
Каким бы ни был сценарий – Эвиан или Дейтон – он Украину не устроит, ни общество, ни политические силы. И это понимают многие. А пока украинская власть намерена капитализировать свою нестабильность – для имитации реформ, получения международной финансовой поддержки, для политического торга и даже шантажа, как это она пытается сделать в отношении увлеченных президентской избирательной кампанией США. Но это не решение проблемы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs