В последние дни на мировом рынке нефти проявился ряд факторов, способных уже в ближайшее время существенно повлиять на ценовую динамику. Они связаны, в первую очередь, с прогнозируемым ростом глобального спроса на энергоресурсы, а также с корректировкой позиции Саудовской Аравии, склоняющейся к достижению соглашения об ограничении нефтедобычи. в рамках ОПЕК, а также с государствами, не входящими в состав картеля.
В обнародованном аналитическом докладе ОПЕК от 10 августа, касающемся положению на мировом нефтяном рынке, прежние прогнозы и оценки подверглись существенной переработке. Картель прогнозирует, что глобальный спрос на нефть будет расти в 2016-2017 годах более ускоренными темпами и достигнет в следующем году рекордной отметки в 95,41 млн баррелей нефти в сутки. (opec.org)
Согласно оценкам ОПЕК, в текущем году прирост среднесуточного спроса на нефть должен составить 1,22 млн баррелей. Это на 30 тысяч баррелей превышает оценки, содержавшиеся в июльском докладе Организации стран-экспортеров нефти. Теперь в ОПЕК предполагают, что по итогам 2016 года уровень мирового спроса на нефть достигнет 94,26 млн баррелей в день по сравнению с 93,04 млн баррелей, зафиксированными в 2015 году. Более того, по второй половине 2016 года ожидается рост спроса, превышающий 95 млн баррелей. А к концу 2017 года, как предполагает картель, средний уровень спроса достигнет рекордного уровня в 95,41 млн баррелей. При этом по второй половине будущего года рост спроса будет продолжаться и «пробьет» новую отметку в 96 млн баррелей.
Если же сравнивать вышеуказанные показатели со статистическими данными предыдущих десятилетий, то можно констатировать, что за последние 30 лет мировой спрос на нефть вырос более чем в полтора раза. В 1987 году соответствующий показатель составлял 63,107 млн баррелей в сутки. (rbc.ru)
Еще более показательной является динамика роста спроса на нефть в разбивке по регионам мира. Лидером по данному показателю в 2016-2017 годах станет Китай. Суточный спрос на нефть в данной стране, согласно прогнозу ОПЕК, вырастет на 270 тысяч баррелей. На втором месте среди стран – Индия с приростом в 160 тысяч баррелей. По региону Ближнего Востока совокупный рост спроса на нефть ожидается в объеме 180 тысяч баррелей. Среди государств и регионов, по которым ожидается существенный рост, - США (прирост на 150 тысяч баррелей), Африка (прирост на 110 тысяч баррелей) и Латинская Америка (прирост на 70 тысяч баррелей). Одновременно с этим прогнозируется незначительное сокращение спроса в Европе.
Схожие тенденции отмечают и эксперты Международного энергетического агентства (МЭА). По их данным, в 2017 году также следует ожидать роста суточного спроса на нефть. Различия прослеживаются лишь в количественных показателях. Если в ОПЕК прогнозируют рост среднесуточного спроса на 1,3 млн баррелей, то в МЭА говорят о приросте на 1,2 млн баррелей. (iea.org)
Но это усредненные показатели. Что же касается «пиковых» нагрузок, то эксперты МЭА полагают, что в 2017 году мировой спрос на нефть в отдельные моменты может превысить уровень в 97,5 млн баррелей в сутки – что превышает даже расчетный уровень ОПЕК (95,41 млн баррелей в сутки).
И здесь наибольший интерес вызывает позиция Саудовской Аравии. Согласно данным МЭА, эта страна в июле текущего года нарастила собственную нефтедобычу до рекордного уровня за последние восемь лет - 33,39 млн баррелей в сутки. Это на 680 тысяч баррелей больше, чем в июле 2015 года. Это произошло на фоне сокращения добычи в ряде других стран-членах ОПЕК, а также за пределами картеля. Согласно имеющимся данным, на сегодняшний день именно Саудовская Аравия, а также аналогичным образом наращивающий добычу нефти Ирак являются двумя ключевыми факторами роста нефтедобычи и, соответственно, снижения мировых цен на нефть. При этом в государствах, не входящих в состав картеля, добыча нефти по итогам текущего года может сократиться на 900 тысяч баррелей в сутки. (rbc.ru)
В сложившейся ситуации было логично ожидать от властей Эр-Рияда шагов, направленных на корректировку вышеуказанных тенденций. И подобные шаги уже начали прослеживаться. Первым из них стало заявление министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха, которое он озвучил в интервью британской газете The Financial Times, и которое в виде черновика оказалось доступно журналистам и биржевым игрокам еще до публикации. В интервью, подготовленном официальным информационным агентством Саудовской Аравии Saudi Press Agency, аль-Фалих сообщил, что его страна готова принять участие в скоординированных действиях, чтобы помочь нефтяному рынку достичь равновесия. (ft.com)
В качестве возможного временного срока подобных инициатив называется предстоящий 26–28 сентября в Алжире Международный энергетический форум. Согласно поступившей из Эр-Рияда информации, страны-члены ОПЕК планируют провести собственную неформальную встречу «на полях» указанного форума, а также привлечь к согласованию необходимых шагов государства, не входящие в картель, - в том числе Россию. При этом следующая официальная встреча самой ОПЕК запланирована на конец ноября текущего года. (vestifinance.ru)
«Если возникнет необходимость предпринять какие-либо действия, чтобы помочь сбалансировать рынок, тогда мы готовы это сделать, конечно, вместе с ОПЕК и крупными экспортерами, не входящими в ОПЕК», - заявил аль-Фалих. По его словам, на предстоящей встрече экспортеров министры будут иметь возможность обсудить ситуацию на рынке, в том числе возможные действия по его стабилизации. Комментируя же данные о рекордной нефтедобыче в Саудовской Аравии в июле текущего года, саудовский министр отметил, что это связано не только с повышением внутреннего сезонного спроса, но и с необходимостью удовлетворить спрос других покупателей. (rbc.ru)
Даже попавшего в средства массовой информации черновика вышеуказанного интервью саудовского министра оказалось достаточно, чтобы стоимость нефти Brent в течение нескольких часов 11 августа выросла на 4,6%, впервые с 22 июля превысив отметку в 46 долларов. (ft.com)
Однако долгосрочные последствия возможных шагов ОПЕК во главе с Саудовской Аравией, безусловно, окажут еще более значительное и долгосрочное влияние - разумеется, в том случае, если вышеуказанные шаги будут предприняты. И здесь возникает вопрос о стратегических интересах и тактических шагах России – перед которой в сложившейся ситуации открываются важные «окна возможностей».
Первое такое «окно» связано с объективными противоречиями между двумя ключевыми организациями, отвечающими за анализ ситуации на мировом рынке нефти – ОПЕК и МЭА. Источники в МЭА отмечают, что данная организация считает необходимым ограничить и даже снизить нынешнюю долю ОПЕК на мировом нефтяном рынке, составляющую 40%. При этом, как справедливо признают в странах картеля, само агентство «не предоставляет альтернативы: как снизить производственные издержки в условиях постоянного снижения цены и отсутствия стабильности». (inosmi.ru)
Это вполне объяснимо, учитывая, что само Международное энергетическое агентство является автономным органом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей в своих рядах США, ведущие страны-члены Европейского союза, а также «развивающиеся экономики», но не включающей в свой состав Россию. Таким образом, конфликт между интересами ОПЕК и МЭА может быть в определенной степени разрешен посредством укрепления взаимодействия Саудовской Аравии и России как ведущих мировых нефтепроизводителей. Такое мнение высказывает, в частности, кувейтское издание Kutab, называющее Россию «крупнейшей нефтяной державой». «Крайне необходимо сотрудничество России и ОПЕК по вопросу увеличения добычи. Со стороны Саудовской Аравии нужно также понимать необходимость координирования по вопросам объемов добычи нефти, что позволит управлять ценами на нефть на мировых рынках» - подчеркивает издание.
Второе «окно возможностей» для России связано с нарастанием социально-экономических и бюджетных проблем в Саудовской Аравии и других странах-членах ОПЕК, вызванным продолжительным сохранением низкого уровня мировых цен на нефть. По итогам 2015 года в странах картеля впервые с 1998 года был зафиксирован первый коллективный дефицит бюджета. Согласно данным самой ОПЕК, крушение рынка нефти, которое привело к сокращению цен с 2014 года в два раза, оказало влияние на экономики, зависимые от экспорта углеводородов. При этом общий совокупный дефицит бюджета членов ОПЕК составил в 2015 году 99,6 млрд долларов по сравнению с профицитом на уровне 238,1 млрд долларов в 2014 году. (vestifinance.ru). Соответственно Саудовская Аравия и другие страны-члены ОПЕК в ближайшее время будут вынуждены перейти к корректировке своей политики на мировом нефтяном рынке, что создает объективную основу для взаимодействия с Россией.
Третье «окно возможностей» связано с вышеуказанной перспективной динамикой глобального роста спроса на энергоресурсы. Лидерами по данному показателю в 2017 году станут Китай и Индия – и по обеим этим странам Саудовская Аравия проигрывает своим конкурентам. На индийском рынке Эр-Рияд по итогам второго квартала текущего года уступил лидирующие позиции Багдаду. Согласно данным министерства нефтяной промышленности Индии, за указанный период Ирак поставил в эту страну 11 млн тонн нефти, в то время как как Саудовская Аравия - 10 млн тонн. При этом в 2015 году Саудовская Аравия экспортировала в Индию в среднем на 900 тысяч тонн нефти больше, чем Ирак.
А в борьбе за китайский рынок Саудовская Аравия начитает проигрывать России. По данным Таможенной службы Китая, экспорт российской сырой нефти в эту страну в июне 2016 года увеличился на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 4 млн тонн. В то же время продажи нефти Саудовской Аравии в Китай упали на 14% - до 4,6 млн тонн. (vestifinance.ru) Данная ситуация позволяет России рассчитывать на увеличение своего присутствия на наиболее динамично развивающих нефтяных рынках с одновременным увеличением своей совокупной глобальной доли.
Четвертое «окно возможностей» напрямую связано с Европой. Прогнозируемое для данного континента сокращение спроса на энергоресурсы создает дополнительные препятствия для прихода на этот рынок новых игроков во главе с США и американской сланцевой индустрией при одновременном сохранении важности существующей трубопроводной инфраструктуры и долгосрочных согласованных планов российских поставок.
Вместе с тем, следует учитывать, что мировой нефтяной рынок в настоящее время отличается особой волатильностью вследствие обострения обстановки в различных кризисных регионах мира – от Сирии и Ирака до ситуации вокруг Китая и КНДР. Следовательно, Россия должна внимательно отслеживать все ключевые тенденции, не связывая себя преждевременными обязательствами ни с Саудовской Аравией, ни с другими странами-членами ОПЕК.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs