В Дипломатической академии МИД России рассказывают, что когда какому-либо студенту на экзамене преподаватели хотят задать дополнительный вопрос, то спрашивают: «Скажите, а какая надпись выбита на памятном знаке в честь 200-летия канцлера Российской империи Александра Михайловича Горчакова, который украшает здание нашей академии?». Как правило, не все могут ответить, а просто разводят руками. И таким студентам рекомендуют пойти посмотреть и прийти с зачеткой в другой раз.
Что же начертано на мемориальной доске, посвященной Горчакову? На этот вопрос чуть ниже ответит сам автор барельефа, выдающийся российский скульптор, народный художник России Владимир Суровцев. Его творчеству, его культурной дипломатии и посвящена наша статья.
…Однажды, а это было не так давно, автору этих строк посчастливилось присутствовать на одном торжественном международном событии. В Москве, во французском посольстве глава дипломатической миссии Жан-Морис Рипер вручал награды лицам, внесшим особый вклад в развитие добрых связей между Россией и Францией. Знак отличия Кавалера Ордена за заслуги в области Искусства и Литературы Французской Республики получил из его рук и выдающийся российский скульптор Владимир Суровцев.
По-французски название награды звучит так: «Les insignes de Chevaliers de l’ordre des Arts et Lettres». При этом глава дипмиссии сказал, что он всегда «испытывает удовольствие, когда вручает награды людям, которых объединяет простое и твердое убеждение в том, что Россия и Франция были, есть и будут друзьями и важными партнерами».
Посол Жан-Морис Рипер напомнил, что в творческом багаже Владимира Суровцева уже свыше 40 монументальных скульптур, а 19 из них установлены в различных иностранных государствах, в том числе четыре на французской земле. Посол особо отметил такие известные памятники Суровцева во Франции, как монументы о братстве по оружию между воинами наших стран, например, – авиаполку Нормандия-Неман, а также русскому экспедиционному корпусу, сражавшемуся во Франции в первую мировую войну. Эти скульптуры Владимира Суровцева, по мнению Посла, вовсе не воинственные, они заставляют людей больше думать о мире, о неприятии вооруженных конфликтов. Вместе с тем, в них заложен мощный заряд патриотизма. «Вот этим-то творчество русского мастера и замечательно!»,- с удовлетворением подчеркнул Посол Жан-Морис Рипер. А кто-то из присутствовавших на церемонии сказал, что творения скульптора Суровцева – это прекрасные иллюстрации к летописям России, которые можно не только увидеть, но и прикоснуться к ним. Это память, отлитая в бронзе, память на века.
Но больше всего мне нравится бывать у Владимира Александровича в его мастерской на Пятницкой улице, сплошь заполненной макетами скульптур и эскизами старых и новых работ. Мне кажется, что в атмосфере этого рабочего пространства витает бодрящий и вдохновляющий на успех дух творчества. Здесь особенно видно, что мастер полон новых идей и планов. И здесь хочется больше узнать о его жизни, о художественных достижениях и замыслах.
В мастерской передо мной предстает невысокий худощавый мужчина с проницательным взглядом умудренного опытом творца и натруженными руками ваятеля, скульптора. Стопки книг на длинном столе свидетельствуют о том, что художник, прежде чем приступить к новой работе, тщательно изучает предмет своего творчества, читает мемуары, исторические книги и документы.
И только досконально изучив предмет своей будущей работы, скульптор приступает к своему творческому поиску. Нисколько не сомневаюсь, что так трудятся и многие другие его коллеги. Однако скрупулезность Владимира Суровцева меня всегда поражает. Например, подумывая о создании в Москве памятника кубинскому национальному герою и поэту Хосе Марти, он, прежде всего, попросил принести ему стихи и статьи Апостола кубинской независимости и революции. Но об этом тоже чуть ниже.
При встрече у него в мастерской попросил ответить на вопрос о главной теме его творчества – военной. И почему многие памятники военачальникам, героям-защитникам увековечены на конях. Все ответы на эти вопросы заложены в истории жизни мастера Суровцева и его предков.
Как рассказывает сам Владимир Александрович, он коренной москвич первого послевоенного поколения. Родился на Сретенке 9 июня 1951 года. По-прежнему очень любит этот район столицы, хотя там многое поменялось. Дом, в котором он родился и рос, в котором был кинотеатр «Уран», давно сломали. Однако прогулки по местам детства и сегодня доставляют ему радость.
Военная тематика у него в крови. Его отец прошел всю Великую Отечественную с 1941 по 1945-й. Дед сражался в ополчении. На войне погиб его дядя, воевавший на Калининском фронте. Подростком Владимир Суровцев часто бывал в пионерских лагерях под Москвой. И именно в тех местах, где шли жесточайшие бои против рвавшихся к столице фашистов. В этих местах дети играли в войну в настоящих траншеях и окопах, лазали по дотам и дзотам, набивали карманы разбросанными повсюду патронами и гильзами. Если к этому добавить фильмы и книги о войне, которыми также были наполнены детские и юношеские годы Владимира, то легко понять его влечение к военной тематике. Сам он как-то сказал: «Я творю памятники о войне для того, чтобы был мир, для того, чтобы живые помнили павших героев». И это не пафос, не поза. Это – правда.
В 18 лет Владимир, не дожидаясь призыва, попросился служить в армию. Военную службы проходил в тогда еще советской Риге. После увольнения в запас, в 1977 году, Владимир Суровцев с отличием окончил художественный факультет (отделение скульптуры) Московского Технологического института. И с 1976-го с головой и сердцем ушел в творческую работу, начал активно участвовать в выставках, как в Москве, так и за рубежом. Владимир Александрович гордится тем, что у него и жена, и дети – все художники и скульпторы. В его роду он насчитал свыше 30 творцов…
А его страсть к конным монументам тоже объясняется просто. В роду Суровцева были и хопёрские казаки. А конь, лошадь у казака, как известно, всегда были на первом месте. Дед скульптора Василий Фомич, хопёрский казак, принимал участие в знаменитом Брусиловском прорыве во время Первой мировой войны. Сам Владимир Александрович тоже любит лошадей, увлекается верховой ездой, совершает конные прогулки.
В этом смысле характерен открытый в сердце Парижа памятник Суровцева солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса, направленного на помощь французской армии в годы Первой мировой. «О его создании договорились Владимир Путин и французский премьер Франсуа Фийон еще в 2009 году, вспоминает мастер. – Тогда был организован конкурс, который посчастливилось выиграть мне. За воплощением этого проекта следил лично Владимир Путин. В самый канун Нового 2011 года состоялась встреча скульптора с тогдашним российским премьером. «Это был для меня невероятный подарок под Новый год, - рассказал Владимир Суровцев. - За четыре с половиной часа до торжественного боя Курантов Владимир Владимирович пригласил министра культуры Александра Алексеевича Авдеева и меня как одного из авторов этого проекта в свою резиденцию, и мы вместо отведенных пяти-семи минут проговорили все 20».
Памятник, как и было задумано автором, получился человеческим, очень мирным, и даже лирическим. Стоит офицер и задумчиво смотрит вдаль. Рядом с ним – конь пьет воду из родника. Военный снял каску, скорбя о павших воинах. «Но наша композиция не только дань памяти храбрым воинам, - поясняет мастер. - Это - обращение через суровые события прошлого к нынешним и будущим поколениям, призыв к тому, чтобы больше не было войн. Конь, пьющий воду из родника, - это возвращение к истокам, роду, Родине. Мы дали название памятнику «Родник», хотя это слово не значится на постаменте».
Кстати сказать, над этой композицией скульптор работал чуть меньше года вместе со своим сыном Данилой, выпускником Суриковского института, а также с архитекторами Владимиром и Олегом Сягиными.
В нынешнем месяце исполняется 75 лет с начала Великой Отечественной войны. Этому героическому периоду в истории нашей страны Владимир Суровцев посвятил десятки своих творений. Только их перечисление с описанием и историческими справками может составить книгу. Один из таких памятников установлен на кладбище Пер-Лашез в Париже, монумент в честь советских партизан. Там воевало 30 тысяч наших воинов. Многие из них отдали свои жизни за Родину и за освобождение мира от фашизма. Они не увидели Победы, но память о них доносит до потомков монумент Суровцева.
Среди недавних творений мастера – монумент венгерскому кардиналу Йожефу Миндсенти в мадьярском городе Эстергом и там же памятник русским солдатам Первой мировой.
Йожеф Миндсенти был кардиналом в этом городе в период Второй мировой войны, он помогал партизанам, спас многих людей, делая им паспорта и помогая бежать за рубеж.
Правда и в том, что в 1956 году Миндсенти осудил ввод в Венгрию советской армии и сделался врагом Советского Союза. Потом под давлением общественности его выпустили, почти 15 лет он жил в посольстве США в Будапеште, заняв активную антисоветскую позицию. Затем ему удалось выехать в Австрию, где он и окончил свои дни. Однако многие венгры помнят эстергомского кардинала прежде всего как борца против фашистов и патриота своей страны.
И монумент ему, созданный российским скульптором, - важный элемент народной дипломатии, работающий на взаимопонимание между Россией и Венгрией, на общечеловеческий гуманизм и стремление к дружбе и сотрудничеству.
«Вместе с тем, мы работали и над восстановлением оскверненного в Венгрии вандалами монумента советским солдатам, - рассказывает Владимир Суровцев. - И в этом содействие нам постоянно оказывает наш МИД, его руководство и рядовые дипломаты. За это я благодарен им безмерно. Мы гордимся всеми нашими памятниками, установленными за пределами Родины. С их помощью удается менять отношение к России, к российским людям. В этом и заключается наша культурная, народная дипломатия.
Среди монументов Суровцева – памятник в честь встречи союзников на Эльбе, конный памятник полководцу маршалу Константину Рокоссовскому в Волгограде, памятник Александру Твардовскому на Страстном бульваре в Москве, в Иванове открыт его памятник эскадрилье «Нормандия-Неман», суровцевский монумент французским летчикам и нашему боевому братству в Великую Отечественную войну стоит в Ле-Бурже под Парижем.
В Болгарии он создал памятник генералу Скобелеву. В Праге открыт сотворенный им бюст великому русскому поэту Александру Пушкину…
А в 2014 году на здании бывшего МИД СССР на Кузнецком мосту в Москве было торжественно открыто панно в честь дипломатов-ополченцев, добровольцами ушедших на фронт Великой Отечественной войны. Его авторы - скульптор Суровцев и архитектор Сягин.
Творения Суровцева (многие совместно с сыном Данилой) установлены в Великобритании - Шотландии и Лондоне, в Москве и многих других городах России и зарубежья. И все они служат одному и тому же – миру, дружбе, взаимопониманию.
В одну из наших встреч в студии скульптора поинтересовался у него:
- Владимир Александрович, у вас есть мечта? Какая она?
- Как говорил французский писатель Анатоль Франс, мечты придают миру интерес и смысл. А еще говорят, что мечты, которые сбываются, это не мечты, а планы. Так вот, у меня возник план, он же – мечта, - соорудить и установить у нас в Москве памятник замечательному кубинскому поэту, публицисту, философу и революционеру, лидеру освободительного движения Кубы от испанского господства и национальному герою Острова Хосе Марти. Сейчас я с большим интересом размышляю на эту тему, читаю его стихи, статьи, делаю эскизы. Хосе Марти в свое время написал отличные статьи, посвященные нашему великому поэту Александру Пушкину, художнику Василию Верещагину, русскому народу. В этих статьях он, например, отмечал: «Пушкин воистину поэт России, этой гордой и почти неизвестной страны… народ, который он пробудил, стал действительно народом»…
А в статье о первой выставке работ Василия Верещагина, проходившей в 1888 году в Нью-Йорке, он создал собственный поэтический образ народа России:
«Русский народ несёт с собой обновление. Патриархальный, наивный как дитя, возвышенный духом, он то камень, источающий кровь, то крылатое существо с каменными когтями. Он умеет любить и умеет разить насмерть… В русском человеке есть яркость и страстность, рокот гнева и шепот неги, душевная открытость и сила»…
Эта работа может иметь большой успех в нашем городе – побратиме Гаваны, где в 1853 году Марти родился. Думаю, что этот памятник «Апостолу независимости», как называют Марти на Кубе, на века свяжет наши страны и народы, наши столицы. И мы с архитектором Владимиром Сягиным уже подобрали в Москве несколько наиболее подходящих для монумента площадок, которые, разумеется, будем обсуждать с властями города. Надеемся, а мы всегда идем от идеи, что нам удастся осуществить этот план, учитывая добрые отношения между Россией и Латинской Америкой, особенно с Кубой, и особенно после официального визита на Остров патриарха, святейшего Кирилла. Думаю, что эта работа реальна не только по политическим причинам, но и может стать украшением нашей столицы.
- Последний вопрос, Владимир Александрович. Что же начертано на мемориальной доске дипломату Горчакову?
- Там возле барельефа канцлера есть такие слова: Александр Михайлович Горчаков, видный российский дипломат и государственный деятель (1798-1883), к 200-летию со дня рождения. И на доске есть еще такие слова: «Будущность России огромна, но путь ее нелегок». Мемориальный знак был открыт в 1998 году. А эти вещие слова канцлера Российской империи мы примеряем на себе и сегодня. С одной стороны, у нас гордость за страну, за то, что нам удается, в том числе и в дипломатии, с другой, мы понимаем сколь непростая ситуация в экономике. Но мы всегда преодолеваем трудности. И нам хочется, чтобы памятник Хосе Марти в Москве состоялся, чтобы его приняли москвичи, наши кубинские друзья, все латиноамериканцы.
- Редакция журнала «Международная жизнь» благодарит скульптора Владимира Суровцева за интересное интервью и от всей души поздравляет с 65-летием со дня рождения и с 35-летием плодотворного взаимодействия с МИД России! Здоровья вам, вдохновенья и новых творческих успехов!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs