ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Хосе Вилья Соберон, кубинский скульптор: «Я хочу поддержать российского коллегу»…

12:28 12.05.2017 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Москва - Гавана

Многие знают его на Кубе по одной невольно оброненной фразе: «Моя роль как творца – обессмертить легенды». Но большинство людей знают его на Острове в основном по произведениям, посвященным истории и современности Кубы, по памятникам таким людям-легендам, как Хосе Марти и Че Гевара, американский писатель Эрнест Хемингуэй и Мать Тереза из Калькутты, Джон Леннон и колумбийский литератор Габриель Гарсия Маркес, гениальный испанец-исполнитель фламенко Антонио Гадес и чудаковатый гаванский бомж-интеллектуал Кабальеро из Парижа. Его творения установлены чуть ли не во всех государствах Латинской Америки, а также в США, Канаде, в Европе…  

С известным гаванским скульптором Хосе Рамоном Вильей Собероном (José Ramón Villa Soberón) мы встретились в живописном саду Союза писателей и деятелей культуры Кубы (УНЕАК). Присели в тени изящных пальм на скамейку и начали по-кубински неспешный, но довольно эмоциональный диалог.  

Вообще-то Хосе Вилья не коренной житель Гаваны. Он родился в 1950 году на востоке Острова в Сантьяго-де-Куба. Однако в трехлетнем возрасте вместе с родителями переехал в столицу. И впоследствии стал настоящим патриотом именно Гаваны, где находится большая часть его самых известных бронзовых героев.  

В молодые годы, когда существовал и активно взаимодействовал социалистический лагерь, Хосе Вилья получал художественное образование в столице тогдашней Чехословакии – Праге. Там, в стенах Академии изобразительных искусств, он усвоил принципы «социалистического реализма» и видел себя в будущем скульптором именно скульптурного жанра. Но вернувшись на Кубу, вдруг увлекся абстракционизмом. Причем, - в монументальной скульптуре знаков и символов. А какие у него профессиональные пристрастия сегодня?

- Мне нравится работать в двух направлениях – монументальной абстрактной скульптуре и в создании памятников историческим личностям, главным образом, в натуральную величину, в бронзе. Вот именно второе направление больше нравится кубинцам и иностранным туристам. Известные всем бронзовые персонажи можно увидеть в Старой Гаване. Несколько месяцев назад там была установлена и копия моего памятника Габриелю Гарсии Маркесу, а оригинал мною был сделан для города Баранкилья в Колумбии, где он и стоит до сих пор. А в гаванском баре-ресторане «Флоридита», которому недавно исполнилось 200 лет, туристам нравится делать «селфи» в обнимку с бюстом Эрнесто Хэмингуэя, который многие годы, живя в Гаване, любил выпить там свой знаменитый коктейль «двойной дайкири». Этот памятник – тоже моя работа. А в одном из гаванских парков на лавочке сидит бронзовый Джон Леннон. С ним рядом может присесть каждый, кто захочет – отдохнуть и сфотографироваться. Его, как и некоторые другие, я тоже создал по заказу Управления главного историка Гаваны…

…Перечислить все бронзовые, металлические и мраморные творения скульптора Хосе Вильи довольно трудно – получится огромный перечень. А об абстрактных его произведениях на улицах и площадях мне, поклоннику реализма, рассуждать просто затруднительно – в этом направлении царят фантазии автора из линий и замысловатых форм металлических конструкций, талантливо вписанных в окружающую среду. Они поражают воображение. Но не всем понятен их смысл.

И, конечно, думаю, именно поэтому его больше знают по реалистичным скульптурам исторических персонажей. «Мою копию Гарсии Маркеса установили в саду Лицея артистов и литераторов, бывшем дворце Маркиза де Аркоса, - поясняет Хосе Вилья. - Оригинал скульптуры стоит в Карибском музее города Барранкилья (Коллумбия). Теперь Нобелевский лауреат по литературе Габриель Гарсия Маркес, который часто бывал и жил в Гаване, доступен и для жителей нашей столицы».

Мигель Барнет, известный кубинский литератор, председатель Союза писателей и деятелей культуры Кубы назвал произведения Хосе Вильи «призывом к совершенствованию и развитию вкуса, к сдержанности и большей религиозной терпимости»…

А над каким произведением маэстро работает в настоящее время?

- Сейчас завершаю образ нашей прославленной балерины Алисии Алонсо. В этом мне помогает мой юный друг и коллега Габриель Сиснерос. Алисия посетила студию, где мы работаем, прикоснулась к своей будущей «двойнице». «Для меня, сказала она, это большое счастье – быть увековеченной в моем искусстве». А для нас, продолжает наш разговор Хосе Соберон, эта работа необычна хотя бы тем, что балерина будет изображена романтично, в танце, в ее любимом балете «Жизель», застыв на одной ноге. Этот балет принес ей мировую славу. Удивительно, что в свои 96 лет Алисия Алонсо четко помнит каждый свой жест, каждое движение своей партии в «Жизели». Мы с моим другом Сиснеросом изучили множество фотографий и видеоматериалов этого балета, пока у нас не возник тот ее образ, который мы решили воплотить в скульптуре. Бронзовый памятник Алисии Алонсо высотой 2,4 метра, как предполагается, будет установлен и торжественно открыт в августе-сентябре этого года в Большом театре Гаваны, который уже с 2016 года носит ее имя…

…Наш разговор постепенно перетекает на российскую тематику. Разумеется, мой собеседник прекрасно знает искусство Советского Союза, России. Несомненно, хотел бы посмотреть творения современных авторов, побродить по московским улицам, паркам и площадям, побывать в музеях.

Когда я посвятил Хосе Вилью в творчество моего друга, известного российского скульптора Владимира Суровцева («Международная жизнь», https://interaffairs.ru/news/show/15426), в его работу над образом выдающегося кубинского мыслителя и поэта Хосе Марти, рассказал об идее установить в Москве большую конную статую Апостола кубинской свободы, гаванский ваятель отнесся к ней очень позитивно, с пониманием и одобрением. И решил написать письмо московским властям в поддержку этого проекта, в поддержку своего коллеги-скульптора Владимира Суровцева. А главное – в поддержку своевременности увековечивания российско-кубинского духовного единения.

Вот мой перевод этого послания с испанского языка:

«Уважаемые господа, - обращается к руководству Москвы Хосе Вилья Соберон. – В этом письме мне хочется выразить полную поддержку стремлению выдающегося российского скульптора Владимира Суровцева изготовить и установить памятник кубинскому национальному герою Хосе Марти Пересу. Я считаю, что В.Суровцев обладает высокими профессиональными творческими качествами и большим опытом в воздвижении памятных скульптур, посвященных различным историческим событиям и выдающимся фигурам.

Имеет большое значение и то, что именно Москва избрана скульптором для реализации своего проекта, который выражает достойное почтение к самой важной личности в кубинской истории. Хосе Марти – организатор нашей борьбы за независимость, интеллектуал, поэт, который внес огромный вклад в кубинское и латиноамериканское идейное наследие, в поэзию и в мировую литературу. Установка этой скульптуры стала бы справедливым жестом признания главного учителя всех кубинцев и, несомненно, внесла бы значительный вклад в сближение и лучшее взаимопонимание народов России и Кубы, которые связывают нерушимые узы солидарности, дружбы и культуры.

Искренне верю в результат этого скульптурного проекта Владимира Суровцева, который будет осуществлен с особым старанием и профессиональным талантом, достойным высоты творческого наследия великого поэта, каковым был Хосе Марти».

И знаменитый гаванский творец поставил свою подпись: Скульптор Хосе Вилья Соберон, лауреат Национальной Премии в области изобразительного искусства Кубы. 

…По возвращении из Гаваны в Москву я с удовольствием передам это письмо поддержки Владимиру Александровичу Суровцеву. Очень надеюсь, что оно ему поможет в достижении благородной цели. Ведь памятник Хосе Марти в Москве не только смог бы еще более сблизить и скрепить народы России и Кубы, но и увековечить наши дружбу и отношения, которые сегодня достигли стратегического уровня. Тем более, что личность Апостола свободы Кубы, как называют Марти на родине, глубоко чтима и уважаема не только на самой Кубе, но и в соседних с Островом Свободы Соединенных Штатах. Единственный и очень удачный монумент Хосе Марти на коне, кстати сказать, установлен даже не на Кубе, где памятники ему встречаешь на каждом шагу, а в Нью-Йорке. И сейчас главный историк Гаваны Эусебио Леаль предпринимает организационные усилия для изготовления и установки копии этой статуи на территории кубинской столицы. Что ж, пожелаем ему успеха. Благородной идее во имя сближения стран и народов – зеленая улица! А у нас конная статуя Марти, надеемся, появится в Москве. Хорошо бы! 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати