По итогам голосования в бундестаге ФРГ. Фото Reuters
Видеомост «Москва-Берлин» был организован в МИА «Россия сегодня» сразу после непредвиденного голосования в бундестаге за резолюцию о геноциде Турции в отношении армян 101 год назад. Смелость немецких парламентариев вызвала неоднозначную реакцию в стране и со стороны турецкого руководства.
Германия стала еще одной страной в числе государств, которые на официальном уровне признали геноцид армян со стороны Турции. Голосование парламентариев бундестага в отсутствии канцлера Германии Ангелы Меркель и министра иностранных дел Франк-Вальтера Штанмайера было практически единогласным. Резолюция называется «Память о геноциде армян и других христианских меньшинств в Османской империи 101 год назад». Напомним, во время Первой мировой войны на территории Османской империи было уничтожено более 1,5 миллиона армян. Голосование состоялось 2 июня, и подавляющим большинством голосов (1 против и 1 воздержался) парламентарии признали, что геноцид армянского народа со стороны турок действительно был. Голосование было непростым, парламентарии испытывали давление со стороны турецких политиков, чиновников, со стороны высшего руководства, а также со стороны представителей многочисленной турецкой диаспоры. В Германии она самая большая среди всех эмигрантов – более 3 млн. человек.
Известно, что Ангела Меркель, желая сохранить статус кво с Турцией, занимала нейтральную позицию. Все эти годы Турция вела себя достаточно агрессивно и самоуверенно, отрицая на международном уровне, и в том числе в ООН, исторические факты массового истребления представителей армянского народа и христианских меньшинств, независимо от возраста и пола. И это несмотря на многочисленные доказательства документального характера и свидетельства очевидцев. «Мы больше ста лет ждали этого», - сказал сразу после результатов голосования российскому телеканалу священник армянской апостольской Церкви Герадур Сардарьян. Итак, сразу после результатов голосования встал вопрос о том, как этот факт отразится на германо-турецких отношениях и даже на безопасности в Европе. Известно, что до голосования представители Турции предупреждали депутатов бундестага о негативных последствиях для двусторонних отношений ФРГ и Турецкой Республики. Реакция Анкары последовала незамедлительно: из Берлина был отозван турецкий посол. В ход шли угрозы и относительно ранее подписанного соглашения об условиях содержания мигрантов. Это подтвердили в ходе видеомоста и гости в берлинской студии.
С Москвой общались депутат бундестага от Левой партии и депутат Европарламента Андрей Хунко и председатель правления объединения «WeltTrends», дипломат, профессор Лутц Кляйнвехтер. «Европейское понимание демократии важнее дружбы с Эрдоганом», - так прокомментировали немецкие парламентарии принятое решение по резолюции. Комментируя итоги голосования, Франц Йозеф Юнг – секретарь фракции Христианско-демократического союза в бундестаге подчеркнул: «Речь не идет о том, чтобы усадить Турцию на скамью подсудимых. Напротив, мы хотим добиться начала процесса примирения. Тот, кто сознает историческую ответственность, может творить будущее». Депутаты бундестага незамедлительно попали под «девятый вал» и критики, и вопросов. Осложнит ли резолюция двусторонние отношения ФРГ и Турции и Турции с Евросоюзом? Какова будет судьба соглашения Меркель-Эрдоган по мигрантам? Как скажется на безопасности в Европе резолюция, подорвавшая авторитет Турции? Андрей Хунко считает, что факт принятия резолюции о геноциде армян скорее привнесет разлад внутри Германии, нежели усложнит отношения Германии и Турции. По его мнению, непосредственная реакция Эрдогана на такое решение парламентариев бундестага ожидалась, но вряд ли это повлияет на германо-турецкие отношения в долгосрочном плане. Эксперт полагает, что скорее внутри Турции будут предприняты какие-то меры. Эрдоган уже оказывает давление на тех, чьи оппозиционные высказывания публикуются в СМИ, журналисты в Турции подвергаются арестам, в том числе и иностранные, закрываются газеты.
Профессор Лутц Кляйнвехтер также не видит проблемы осложнения двусторонних отношений в долгосрочном плане. И вопрос даже не в ожидаемых шагах Эрдогана, а в том, что Турции сегодня приходится несладко: она сама себя изолировала, испортив отношения с Россией, с арабским миром, с Европой. Г-н Кляйнвехтер полагает, что сделка по мигрантам, которую заключил ЕС с Турцией, какое-то время еще будет скреплять отношения, поскольку Турция и ЕС нужны друг другу в вопросе миграции. И в этом деле, сказал эксперт, прагматика должна взять верх. Гости в берлинской студии рассказали, что Германия давно решала «армянский вопрос», подготавливая резолюцию. По разным причинам её включение в повестку дня откладывали. Но и немецкий народ, и его представители в бундестаге понимают, что Германия несет за молчание по поводу свершившегося геноцида против армян свою долю ответственности. «Рассматриваю резолюцию как позитивный шаг», - резюмировал Лутц Кляйнвехтер.
Заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов, который принимал участие в дискуссии из студии в Москве, отметил, что нижняя палата бундестага редко вмешивается во внешнюю политику. Тем значительнее было принятое решение по резолюции. По компетенции - это вопрос бундесвера. Но, как пояснил Владислав Белов, в данный момент бундестаг принял «понятное решение по вопросу, который относится к категориям исторической памяти немецкого народа». А в исторической памяти немцев есть события Второй мировой войны, вопросы холокоста, геноцида цыган. Поэтому, по мнению В.Белова, резолюция была предопределена по своим результатам. «Такое единство удивительно, но понятно, - прокомментировал он. - Это показывает, что немецкое общество поддерживает мировое сообщество, которое считает преступление Турции по отношению к армянам преступлением и признало это официально».
По мнению эксперта, проблема связана не с «армянской» резолюцией, а с политикой Турции по отношению к Германии. «После выборов в прошлом июне, когда наметился «мостик» к Эрдогану, А.Меркель ездила с государственным визитом в Анкару, - напомнил г-н Кляйнхтер. - Сделка по мигрантам была юридически между ЕС и Турцией, а по сути – это сделка между Меркель и Эрдоганом». По мнению эксперта, Левая партия считает, что эта сделка не соответствует международному праву, поскольку она ведет к зависимости Германии от Турции. «Она ведет к зависимости Германии от Турции, к циничному молчанию по отношению к внутриполитическим тенденциям в Турции, таких, как арест журналистов, к постыдному молчанию о внутренних делах Турции. Например, об использовании бундесвера на стороне Турции в сирийском конфликте – это неправильная «смычка», которая напоминает о сближении кайзеровской Германии и Османской империи».
Представитель «левых» отметил в том же ряду и молчание о том, что происходит в курдских областях, в Турции арестовывают тех, кто пытается говорить правду об истинном положении дел в стране. Набирается много причин, которые могут привести к «распаду» этой сделки с Турцией. А что касается визового соглашения – об отмене виз для граждан Турции в ЕС, - то для него надо создавать иной, новый контекст, полагает депутат Европарламента Андрей Хунко.
Однако российский эксперт полагает, что день 2 июня выбран как «самый неудачный момент для Германии». Это объясняется тем, что федеральный канцлер А. Меркель находится под жесточайшей критикой и своих коллег, и германского общества из-за соглашения с Турцией по мигрантам. В том же ряду стоит проблема: Евросоюз не может выполнить свои обязательства, предоставив безвизовый обмен Турции. Далее: эта резолюция и само практически единогласное голосование побуждает Эрдогана выйти из соглашения по мигрантам. «Удивительно, что турецкие партнеры не понимают механизмы принятия решений в парламенте Германии, - отметил В.Белов. - Эрдоган не простит «пощечину», которую он получил от Германии». В этой связи В.Белов прогнозирует, что ситуация в германо-турецких отношениях обострится в конце июля, она может выйти из-под контроля. Эрдоаган предъявит требования о безвизовом обмене, обещанном Меркель. Эрдогану придется объяснять своим гражданам, почему они не получили безвизовый режим. Хотя шаг, предпринятый Ангелой Меркель, подписав соглашение с Турцией по мигрантам, обеспечил Германии передышку на апрель, май, июнь. Это время было необходимо для формирования комплекса мер в отношении мигрантов. Плюс не стоит забывать, что Турция с 1988 года ждет вступления в ЕС. Совокупность этих факторов и побудили немецких парламентариев поступить так, а не иначе.
Выводы Владислава Белова таковы: «Резолюция имеет более широкие последствия для Турции. Прогнозирую, что именно Эрдоган побудит правительство Турции выйти из соглашения по мигрантам или ослабить контроль на турецко-немецкой границе для них в конце июля. Но к этому Евросоюз будет больше и лучше подготовлен, чем в 2015 году». Лутц Кляйнвехтер считает, что не стоит переоценивать ситуацию «после принятия резолюции». По его оценкам, 2/3 немецкого населения поддерживают резолюцию, а демонстрации турков на улицах германских городов были и до и после принятия документа. Не стоит заострять внимания на этом факте еще и потому, считает профессор, что у Германии много других проблем - социальных, внешнеполитических. Да и федеральный канцлер вряд ли будет подвержена широкомасштабной критике своего народа. И еще г-н Кляйнхтер сделал уточнение, что нельзя ставить в зависимость ситуацию по безопасности в Германии и ЕС с новой «волной» беженцев.
В заключение напомним, что наряду с такими странами как Франция, Италия, Швейцария, Россия, Германия на официальном уровне признала геноцид армян со стороны Турции. И это стало событием исторического масштаба не только для ФРГ, но и для мира в целом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs