Россия и АСЕАН: как достичь сопряжения интересов?

12:31 18.05.2016 Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»


Фото: bestmaps.ru

19–20 мая в Сочи пройдет юбилейный саммит Россия – АСЕАН[1], который позволит подвести итоги двадцатилетнего продуктивного взаимодействия России и государств Юго-Восточной Азии, а также наметить новые перспективные проекты. Одним из них может стать формирование широкого экономического пространства ЕАЭС – АСЕАН, которое будет способствовать укреплению атмосферы доверия и сотрудничества на всем пространстве Евразии. Перспективам  диалогового  партнерства Россия – АСЕАН, о приоритетных направлениях взаимодействия и точках сопряжения интересов, а также  проблемам региональной безопасности в контексте новых вызовов и угроз, был посвящен прошедший в Москве круглый стол. В нем приняли участие известные эксперты-востоковеды, крупные специалисты по региону.

Директор Центра АСЕАН при МГИМО (У) МИД России Виктор Сумский напомнил, что первый саммит Россия-АСЕАН  состоялся в Куала-Лумпуре (Малайзия) в 2005 году, второй – в Ханое (Вьетнам) в 2010 году. В этом году в Сочи повестка дня будет не менее насыщенной, чем в прошлые годы.  В ходе саммита предполагается подписать политическую декларацию и представить доклад, посвященный итогам деятельности объединения   за прошедшие 20 лет. Состоится также серия двусторонних встреч в верхах, и Деловой форум Россия-АСЕАН, в рамках которого будут обсуждаться перспективы экономического сотрудничества России и стран региона.

Заместитель декана факультета политологии, доцент кафедры востоковедения МГИМО, эксперт Центра АСЕАН Екатерина Колдунова считает, что главное, чего удалось добиться за прошедший период существования организации и делового совета «Россия-АСЕАН» – это сформировать институциональную структуру сотрудничества. Важнейшим событием стало  и состоявшееся 31 декабря 2015 года объединение АСЕАН в единый экономический блок, которое свидетельствует об укреплении экономической опоры взаимодействия  стран Юго-Восточной Азии. В интересах России развивать сотрудничество с ними на многостороннем уровне, включая экономический, политический и социально-культурный аспекты.

По образному выражению руководителя Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрия Мосякова, самой близкой нам страной в регионе остается  Вьетнам. Достаточно напомнить, что свой первый  зарубежный визит новый премьер-минстр этой страны Нгуен Суан Фук предпринял именно в  Москву. Большое значение для двусторонних отношений имеет достигнутое соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом, которое российские политики, включая вице-премьера правительства Игоря Шувалова, рассматривают как своего рода образец во взаимоотношениях со странами региона.

В то же время руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН Владимир Мазырин считает, что  участие Вьетнама  в двух интеграционных объединениях (ЕАЭС и Транстихоокеанском партнерстве)  будет создавать для него  определенные трудности. В этих условиях Москва должна проводить прагматичную политику в регионе и не возлагать  чрезмерных надежд на быстрый эффект от заключенных экономических соглашений.  Например, соглашение о зоне свободной торговли начинает действовать только в текущем году, а режима наибольшего благоприятствования между ЕАЭС и Вьетнамом предполагается достичь только в 2024-2027 годах. Это вполне понятно, поскольку обе стороны заинтересованы в максимально полной поддержке собственных производителей. В то же время эксперт положительно оценил подписание  соглашения о сборке автомобилей во Вьетнаме, тем более что за постсоветский период доля российского машиностроения упала в этой стране до рекордно низких показателей. С точки зрения эксперта, наиболее перспективными областями взаимодействия со странами Юго-Восточной Азии могут стать космос и мониторинг окружающей среды. Последнее направление наиболее актуально, поскольку страны АСЕАН находятся в крайне уязвимом с экологической точки зрения регионе.

Заведующий сектором социально-экономических проблем Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, эксперт Центра АСЕАН  Александр Рогожин рассказал о перспективах отношений России с одной из важнейших стран региона -  Индонезией. По словам эксперта, с индонезийцами достаточно легко устанавливать дипломатические контакты, поскольку, как и с Вьетнамом, у России с этой страной существуют давние контакты, установленные еще в советский период. В частности, официальная Джакарта заинтересована в поставке российских вооружений, которые рассматриваются как вполне конкурентоспособный товар. Часть из них вполне могут разрабатываться непосредственно на индонезийской территории. По словам А.Рогожина, АСЕАН остается перспективным партнером для России. У Москвы со странами Юго-Восточной Азии нет ни одного конфликта, чего никак нельзя сказать ни про США, ни про страны Европы. В этих условиях российские политики и бизнесмены должны завязывать личные контакты с представителями местного истеблишмента. «Юго-Восточная Азия – это гигантский рынок, который до сих пор отнюдь не полностью заполнен, - заметил эксперт. – Деятельность госпредприятий и крупных компаний крайне важна, но где же наш малый и средний бизнес? Только недавно начав работать в Сингапуре, мы уже создали там семь компаний. У нас огромные возможности для сотрудничества, и хотелось бы, чтобы этот вопрос был поднят на саммите в Сочи». 

«На саммите Россия-АСЕАН необходимо поднять вопрос о взаимодействии со странами Юго-Восточной Азии на уровне Мелкого и среднего бизнеса» (Александр Рогожин)

По словам эксперта, Россия должна стремиться отыскивать незаполненные ниши на рынках АСЕАН. «Мы производим неплохие деревообрабатывающие станки, наши джипы старого образца востребованы и успешно используются в регионе, - заявил А.Рогожин. – Если стремиться к обоюдному интересу, то можно получить самый неожиданный результат.  Например, Сингапур заинтересован в усилении культурных и образовательных контактов с официальной Москвой. Его очень интересует система среднего музыкального образования, которая практически отсутствует у них в стране».

Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт Центра АСЕАН, эксперт РСМД  Наталья Рогожина рассказала о перспективах сотрудничества России и АСЕАН в области международной безопасности. По ее словам, в этой сфере уместно говорить не столько об успехах, сколько об ожиданиях каждой из сторон. Конечно, в Юго-Восточной Азии сохраняется значительное влияние США, как экономическое, так и политическое. Однако из 10 стран объединения только 2 (Сингапур и Малайзия) участвуют в антитеррористической коалиции, созданной под эгидой США. В то же время странам региона не хватает собственных ресурсов и знаний для того, чтобы противостоять терроризму и экстремизму. Теракты, произошедшие в Бангкоке и Джакарте в 2015-2016 годах, подтолкнули страны Ассоциации к созданию новых программ по дерадикализации региона.  Н.Рогожина сообщила, что в мае с.г. начинает работу Антитеррористический центр АСЕАН в Малайзии, созданный  при содействии США и  дублирующий  центр, созданный несколько ранее в Саудовской Аравии. Фактически его деятельность будет направлена на  противодействие распространению влияния «Исламского государства» (ИГ) в странах Юго-Восточной Азии. Эта проблема является особенно актуальной в крупнейшей мусульманской стране региона и мира – Индонезии. Деятельность центра предполагает обмен информацией между спецслужбами США и Малайзии. Ранее базы данных активистов террористических групп можно было получить через Интерпол, отныне это будет происходить напрямую. В то же время страны региона  вполне заинтересованы в сотрудничестве с Россией, которая может помочь им поставками оборудования, информации и необходимой кадровой подготовкой сотрудников силовых структур и специальных служб.  Страны АСЕАН также заинтересованы в контактах с Россией по вопросам кибербезопасности, военной медицины, борьбы с распространением наркотиков.

«Страны АСЕАН заинтересованы в контактах с Россией по вопросам борьбы с терроризмом, поставок необходимого оборудования и подготовки сотрудников специальных служб» (Наталья Рогожина)

По мнению старшего  научного сотрудника сектора Азии Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонида Гладченко, страны АСЕАН проявляют огромный интерес  к российскому опыту антитеррористической борьбы. Однако вовлечь эти страны во взаимодействие с ЕАЭС не так уж просто, поскольку в регионе действует большое количество игроков, интересы которых расходятся с позицией нашей страны. Кроме того, страны Юго-Восточной Азии не слишком стремятся к созданию наднациональных органов взаимодействия. Однако сам капитал доверия,  которым обладает Россия в регионе, представляет собой хороший задел на перспективу.

По словам Александра Рогожина, у экспертов, занимающихся регионом, нет ощущения того, что отношения России  с АСЕАН выведены на доктринальный уровень. «Мы часто вспоминаем о степени зависимости этого региона от США. Однако в современном мире односторонней зависимости нет, ей на смену пришла взаимозависимость. Если мы озаботимся созданием в Юго-Восточной Азии выгодных производственных цепочек и сумеем сформулировать свои экономические интересы, то активность нашей страны на этом направлении получит новый импульс», - заметил эксперт.

По мнению Виктора Сумского, в последние годы в мире произошли важнейшие изменения. Движение к многополярному миру, которое шло по эволюционному пути, приобрело характер борьбы. В этих условиях АСЕАН не сдала свои позиции, а, напротив, значительно расширилась, создав целую сеть платформ многостороннего диалога.  Тем самым Юго-Восточная Азия превратилась в глобальный регион, объединяющий участников строительства новой архитектуры безопасности в Азии.

Особое значение в последние годы приобретает  социокультурное и гуманитарное сотрудничество России со странами Юго-Восточной Азии. Если ранее  отношения между нашими странами касались взаимодействия государственных структур, то теперь они строятся на уровне гражданских обществ. В условиях, когда против  России на Западе развязана настоящая информационная агрессия, а в АСЕАН наблюдается дефицит объективной информации о нашей стране, этот фактор, при должной его поддержке, может принести немало пользы. В этом смысле, как считает Виктор Сумский,  для нашей страны наступает своеобразный момент истины и возможность оценить новые способы  и форматы взаимодействия со странами АСЕАН. Очень важно, чтобы они нашли  свое отражение на будущем саммите.



[1] Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN) – политическая, экономическая, социальная и культурная региональная межправительственная организация. Основана в 1967 году в Бангкоке, где была подписана «Декларация АСЕАН». В 1976 году на острове Бали подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация  согласия АСЕАН. В состав организации в настоящее время входит 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. АПостоянный секретариат расположен в Джакарте (Индонезия). Действующий генеральный секретарь, избранный на 5 лет – Ле Лыонг Минь, бывший министр иностранных дел Вьетнама (с января 2013 года).

Ключевые слова: Вьетнам Юго-Восточная Азия АСЕАН Деловой совет Россия-АСЕАН Сингапур

Версия для печати