Фото предоставлено пресс-службой ТПП РФ
Нет уверенности в том, что даже опытные эксперты-международники сходу назовут состав крупнейшего торгово-экономического объединения стран Юго-Восточной Азии под названием АСЕАН (Association of SouthEast Asian Nations), хотя в нынешнем году мы отмечаем 20-летие со дня «установления диалогового партнерства» с ними.
В этой организации, существующей с 1967 года, собрались 10 государств с населением порядка 600 миллионов человек, имеющие местный товарооборот более 3 триллионов долларов. Кто эти трудолюбивые страны? Это – Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Статус наблюдателя в АСЕАН имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор.
Вот с их участием и пройдет очередной саммит Россия – АСЕАН в Сочи 19-20 мая. В первый день ожидается проведение Делового форума предпринимателей из России и стран-гостей. На следующий день – политическая часть.
Отметим, что нынешний саммит в Сочи станет третьим в истории российско-асеановских отношений: первый состоялся в 2005 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия), а второй – в 2010 г. в Ханое (Вьетнам).
О том, какие вопросы будут рассмотрены, говорится в опубликованном обращении Президента России Владимира Путина: «В повестке дня саммита широкий спектр вопросов, связанных с совершенствованием архитектуры региональной безопасности, с поиском новых путей противодействия возрастающим угрозам международного терроризма, воинствующего экстремизма, транснациональной преступности. Другая важная задача – раскрытие богатого экономического потенциала наших отношений, наращивание объёмов товарооборота и взаимных инвестиций».
Как указывается в послании Владимира Путина, «предполагается рассмотреть возможности установления многопрофильных контактов по линии Евразийский экономический союз — АСЕАН, а в перспективе — и сопряжения работы этих крупных интеграционных структур. Также актуальным является налаживание практического взаимодействия между ассоциацией и ШОС».
«За прошедшие два десятилетия Россией и АСЕАН накоплен значительный опыт продуктивного сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной областях. Наша страна активно взаимодействует с асеановской «десяткой» в решении актуальных международных вопросов, в том числе, в рамках многосторонних объединений, в которых ассоциация играет центральную роль, — Восточноазиатского саммита, Регионального форума АСЕАН по безопасности, Совещания министров обороны АСЕАН с диалоговыми партнёрами. Это взаимодействие стало важным фактором обеспечения стабильности и экономического роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе», – отмечает в своем послании глава Российского государства.
О том, чего ожидают представители нашего бизнес-сообщества от предстоящих контактов с коллегами и потенциальными партнерами из стран АСЕАН, и шла речь на пресс-конференции в Информационном агентстве России «ТАСС» участием президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина и генерального директора АО «Российский экспортный центр» Петра Фрадкова.
Журналисты услышали от гостей о том, как формируется деловая программа, что ждут от мероприятий с ведущими представителями предпринимательских, общественно-политических и экспертных кругов России и стран-членов АСЕАН, каковы ключевые вопросы торгово-экономического, инвестиционного и технологического сотрудничества с этими неблизкими от нас странами.
Начавший пресс-конференцию Сергей Катырин отметил, что ТПП РФ связывает серьезные ожидания с предстоящим форумом, ведь при палате не только работает Деловой совет «Россия-АСЕАН» – ещё с шестью странами-участницами АСЕАН созданы свои Деловые советы. За последние годы на этих площадках были организованы деловые миссии в страны региона, благодаря чему наши бизнесмены получили представление о перспективах сотрудничества. Более того, в ходе контактов с партнерами из Вьетнама, Индонезии и Сингапура уже заключены договоренности о конкретных бизнес-программах.
Общий товарооборот России со странами АСЕАН не столь велик – всего миллиардов 20 долларов, однако, рост интереса к этому региону мира у отечественного бизнеса, прежде всего, крупного и среднего – заметен. Здесь «есть большие резервы, и на форуме, где будет около 500 зарубежных гостей, российские предприниматели смогут рассказать о себе и завязать нужные контакты», подчеркнул президент ТПП РФ.
Петр Фрадков, со своей стороны, выразил уверенность, что лет через пять Россия сможет «занять до 10% экспортного рынка стран АСЕАН». Это – перспектива, а пока доля России в общем экспортном объеме АСЕАН составляет всего 1,5%. Это – слишком скромно на фоне Китая — 18%, Южной Кореи — 6,5% и США — 7%.
При этом руководитель АО «Российский экспортный центр» полагает, что у России есть предпосылки «совершить настоящий экспортный рывок» на рынки АСЕАН, в первую очередь, за счет выгодного соотношения «цена/качество» российской продукции. Причем, на этом экспортном направлении российская продукция представлена, главным образом, высокотехнологическими товарами – «драйвером» здесь является несырьевой экспорт.
Вопрос прессы об объемах сотрудничества с АСЕАН в области вооружений П.Фрадков переадресовал к государственным структурам – это не сфера работы частного бизнеса. Хотя, можно уточнить, что на этом «треке» сотрудничество стабильно развивается и с Вьетнамом, и с Индонезией, и – в последнее время – с Мьянмой, и с другими странами региона.
Во второй части пресс-конференции – ответы-вопросы – корреспондент «Международной жизни» задал два вопроса, на которые ответил Сергей Катырин.
- Насколько серьезны перспективы для нашего предпринимательского сообщества на Дальнем Востоке в плане сотрудничества с государствами АСЕАН? Ясно, что, прежде всего, связи будут устанавливать они, а не бизнес, скажем, из Калининграда.
- Конечно, речь идет, прежде всего, о бизнесе Дальнего Востока. Когда в сентябре у нас состоится Дальневосточный бизнес-форум, представители стран АСЕАН, полагаю, примут в нем участие, и разговор с ними продолжится. Тем более что есть определенные наработки. Для нас это сотрудничество очень важно с точки зрения того, каким образом мы сейчас строим в целом работу по развитию Дальнего Востока: чтобы остановить отток населения, чтобы развивать производство, чтобы создавать там территории опережающего развития. Программы заработали, появились первые инвесторы. Мы очень надеемся, что среди будущих инвесторов увидим и наших коллег по АСЕАН. Полагаю, что на Деловом форуме 19 мая в Сочи мы расскажем партнерам об этих территориях опережающего развития.
- С учетом того, что США подписали с 11 странами побережья Тихого океана, включая ряд стран АСЕАН, соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве, как просматриваются риски нашего сотрудничества с АСЕАН с точки зрения юриспруденции? Ведь, подобные соглашения имеют свои юридические рамки, а, например, у нас открывается – в то же самое время – зона свободной торговли с Вьетнамом, который сейчас подписал «тихоокеанское партнерство». Как это будет сопрягаться с правовой точки зрения?
- Мне представляется, что о юридической, о правовой стороне этого вопроса надо заботиться не нам, а – нашим партнерам, если они одновременно строят отношения и с Соединенными Штатами, и с нами. Мы сейчас выстраиваем отношения с Вьетнамом. Дальше – отношения с другими партнерами в регионе, в том числе, и по созданию «зон свободной торговли» (ЗСТ). Если бы у Вьетнама были бы какие-то ограничения, то, полагаю, они бы тогда не пошли на то, чтобы создавать с нами эту ЗСТ.
Вьетнам, впрочем, как и мы, сотрудничает с разными странами в разных форматах, работает на разных «треках». Поэтому, оглядываться на то, что кто-то с кем-то вошел в альянс?.. Да, ради Бога! Если для них это не является тормозом в развитии отношений с нами, с нашим Евразийским экономическим союзом, то мы должны работать с ними. А также с любым партнером, кто захочет работать, и у кого нет юридических препятствий развивать с нами отношения. Я так понимаю, что раз коллеги работают, то юридических препятствий нет.
С Вьетнамом мы уже вопрос решили, и сейчас идут переговоры с другими странами. Надеюсь, они будут более короткими, так как с вьетнамцами мы вели переговоры о ЗСТ лет шесть, пока довели до логического завершения. Препятствий, я, честно говоря, не вижу. Если бы коллеги что-то знали, они бы наверняка сказали: «Извините, мы с вами работать не можем – работаем с американцами».
Посмотрите на направление сотрудничества с Европейским союзом. Есть сам ЕС, и есть отдельные европейские страны, которые строят с нами свои отношения. Скоро на Санкт-Петербургский экономический форум мы ждем приезда премьер-министра Италии. При этом Италия – член «Большой семерки». А вот, премьер Японии, несмотря на все «окрики», приехал в Россию и очень плодотворно поговорил с нашим президентом. У наших партнеров есть свои отношения внутри своих коалиций, и, видимо, они не чувствуют каких-то ограничений, если приезжают.
Далеко от нас АСЕАН, а интерес к этому динамично развивающемуся региону мира в России растет. Как, впрочем, и оттуда всё с большим вниманием смотрят на действия Москвы и на перспективы наведения мостов сотрудничества.
И недаром одной из центральных станет на нынешнем саммите Россия – АСЕАН тема безопасности. А безопасность – она для всех одна, в том числе и для бизнеса. Деньги, как говорится, «любят тишину». Вон, на Ближнем Востоке такая «громкая» ситуация, что ни один инвестор в здравом уме и твердой памяти туда и цента не вложит.
Зато в зоне АСЕАН по сравнению с Ближним Востоком отчетливо слышно, как журчит за окном вашего бизнес-офиса океанский прибой…
Почувствуйте разницу.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs