Мы завершили встречу министров иностранных дел в «нормандском формате» (Россия, Германия, Франция и Украина). У нас был долгий, очень конкретный и достаточно непростой разговор. Главным было то, что все мы хотим полностью выполнить договоренности, которые были зафиксированы лидерами четырех стран в Минске 12 февраля 2015 года. Мы хотим выполнить их по всем направлениям, о которых в них шла речь: по вопросам обеспечения безопасности, отвода вооружений, проблеме гуманитарной помощи, экономического восстановления и возобновления связи и по самому главному вопросу – политическому урегулированию этого конфликта. У нас есть целый набор договоренностей, которые касаются обеспечения безопасности, соблюдения режима прекращения огня, отвода вооружения, усиления контроля за тем, как вооружение содержится на складах, чтобы оно оттуда не пропадало. Этим мы попросили заняться, прежде всего, Контактную группу, потому что функция «нормандского формата», напомню, заключается в обеспечении контроля за тем, как в Контактной группе обсуждаются и решаются вопросы, поставленные в Минских договоренностях. У Контактной группы есть рабочая подгруппа по безопасности, которая рассмотрит конкретные рекомендованные нами идеи и сделает это в сотрудничестве со Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ (СММ ОБСЕ).
Сегодня было принято еще одно очень важное решение: мы подтвердили необходимость подключения к этому процессу Совместного центра координации и контроля за соблюдением режима прекращения огня (СЦКК), который достаточно давно был создан по просьбе Президента Украины П.А.Порошенко. В ответ на эту просьбу российские и украинские офицеры работают в зоне конфликта над тем, чтобы консолидировать процессы, помогающие деэскалировать ситуацию.
Много времени мы посвятили политическим аспектам Минских договоренностей. Главный итог заключается в том, что было подтверждено взаимосвязанное решение всех этих проблем. Это касается выборов в местные органы самоуправления в Донбассе, необходимости принятия на Украине закона об особом статусе Донбасса, вопросов отражения этого статуса в Конституции Украины и, конечно, амнистии, потому что проводить выборы и урегулировать конфликт, не обеспечив через амнистию национальное примирение, просто невозможно. Мы не смогли конкретно продвинуться по этим проблемам, потому что в соответствии с Минскими договоренностями все они должны решаться в прямом диалоге между Киевом, Донецком и Луганском. Тем не менее, я считаю очень важным результатом сегодняшней встречи, как я уже сказал, подтверждение взаимосвязанности всех компонентов политического процесса.
Мы затронули темы экономической блокады Донбасса, нерешаемости вопросов социальных платежей, пенсий и пособий, также тему нерешаемости проблемы банковского обслуживания этих районов Донецкой и Луганской областей. Мы помним, что Франция и Германия в Минске взяли на себя обязательство помочь урегулировать эту конкретную проблему предоставления банковских услуг. Надеюсь, что наши партнеры активизируются в этом вопросе.
Обсуждалась гуманитарная составляющая всех наших усилий. Здесь помимо доставки гуманитарной помощи, помимо решения проблем учета и обеспечения нужд населения, мы говорили и о проблеме обмена пленными. Принцип «всех на всех» закреплен в Минских договоренностях. Мы привержены ему, но, безусловно, отношения достаточно серьезно накалены, особенно в последнее время, когда, вроде бы, устоявшееся «пасхальное перемирие» опять подверглось возобновившимся нарушениям, поэтому решать вопросы об обмене пленными приходится в ситуации, довольно накаленной эмоционально. Тем не менее, мы этому привержены. Мы договорились продолжать наши усилия по выполнению всех аспектов Минских договоренностей в полном объеме. Мы обратились с просьбой к нашим украинским коллегам – Министру иностранных дел Украины П.А.Климкину, чтобы украинская сторона не уходила от закрепленных за ней обязательств. Российская сторона будет добиваться, чтобы наше влияние на Донецк и Луганск способствовало тому, чтобы они отвечали за свои обязательства.
Пока мой вывод, к сожалению, такой: с украинской стороны периодически выдвигаются некие новые предлоги, чтобы откладывать реализацию самых главных договоренностей до согласования всего пакета политических аспектов урегулирования.
Сегодня много говорили о том, что выборы нельзя проводить, пока не будет обеспечена в этом регионе полная безопасность, обменялись интересными мнениями. Я считаю, что и Франция, и Германия понимают необходимость не превращать тему обеспечения безопасности в ходе выборов в некую непреодолимую историю. Мне кажется, что сегодня получилось довести наши взгляды до наших партнеров.
Мы, конечно, привлекли внимание и к тем предложениям, которые делались в Контактной группе Донецком и Луганском, которые делались российскими участниками Контактной группы. В ближайшее время должны возобновиться заседания рабочих подгрупп Контактной группы в Минске. Думаю, что сигналы, которые мы пошлем сегодня из Берлина, помогут двигаться вперед.
О результатах сегодняшней встречи будет доложено нашим лидерам – президентам России, Франции, Украины и Федеральному канцлеру Германии – потому что мы встречаемся по их поручению. Дальше они будут решать, какие дополнительные шаги потребуются.
Вопрос: Обсуждалось ли введение полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе?
С.В.Лавров: Что касается безопасности в ходе выборов, то я уже говорил, что эта тема заняла достаточно серьезное время в ходе наших переговоров. Украинские коллеги хотят видеть некую военизированную миссию и объясняют ее необходимость тем, что, мол, иначе невозможно будет свободно агитировать в ходе предвыборной кампании. По-моему, это искусственная проблема. Мы убеждены, что безопасность в ходе выборов вполне возможно обеспечить без какой-либо военизированной структуры. Наблюдатели ОБСЕ будут приглашены – это часть Минских договоренностей, которая была подтверждена Донецком и Луганском. Самое главное сейчас – напрямую согласовывать все вопросы, которые касаются выборов, в политической подгруппе Контактной группы. Я напомню, что 12-й пункт Минских договоренностей ровно это и предусматривает: все, что связано с выборами, должно обсуждаться и согласовываться между Киевом и Донецком и Луганском напрямую.
Вопрос: Заместитель Министра иностранных дел России Г.Б.Карасин ранее говорил, что Россия подготовила к этой встрече целый сет предложений. Некоторые из них были озвучены. Остались ли какие-нибудь предложения, согласия по которым достичь не удалось?
С.В.Лавров: Я по понятным причинам не буду подробно рассказывать о том, что мы предлагаем, потому что все-таки идет переговорный процесс, а мы не сторона конфликта. Через нормандский процесс и Минскую контактную группу мы стараемся помогать Киеву и Донецку и Луганску искать взаимоприемлемые договоренности, потому что именно этого требуют Минские соглашения. Повторю: пока, к сожалению, мы не видим большого желания со стороны Киева вступать в такой прямой диалог. Многие вопросы наши киевские украинские коллеги пытаются вынести за рамки Контактной группы, а Контактная группа – это единственная структура, где представлено украинское руководство, Донецк и Луганск. Там и нужно обо всем договариваться. Поэтому наши идеи касательно выборов и конституционной реформы, амнистии, специального статуса Донбасса – это наш вклад в процесс, который должен протекать напрямую между сторонами конфликта.
Вопрос: По Вашим оценкам, сохраняется ли сейчас возможность провести выборы в Донбассе до середины текущего года?
С.В.Лавров: Я не буду гадать. Это было наше предпочтение, еще когда «нормандская четверка» на уровне министров собиралась в начале марта в Париже. Тогда наши украинские коллеги не были готовы определить этот срок в качестве желаемого.
Все будет зависеть от того, насколько добросовестно в Контактной группе будут решаться вопросы, прописанные в Минских соглашениях. Должен быть принят согласованный с Донецком и Луганском закон о выборах; в этом же пакете должно быть принято решение об особом статусе Донбасса – как в форме отдельного закона, так и в форме поправки к Конституции; и, конечно, никакие выборы невозможны, пока не будет произведена амнистия. Мы сегодня привлекли внимание к тому, что после майдана амнистия была принята без каких-либо обсуждений, без каких-либо попыток бюрократизировать этот процесс. Уверен, что такой же подход вполне применим и в нынешней ситуации.
Все эти аспекты: выборы, статус, конституционная реформа и амнистия взаимосвязаны. По нашему убеждению, пока этот пакет не согласован и не одобрен – а одобрять его должны, конечно, в Верховной Раде Украины – провести выборы будет практически невозможно. Но мы над этим работаем.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs