Светлой радостью открыт XV Московский Пасхальный фестиваль

19:54 02.05.2016 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Фото www.belcanto.ru

В Большом зале Консерватории 1 мая состоялось торжественное открытие XV Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева, который пройдет по 40 городам России до 17 мая включительно.

В первый день Светлой Пасхи XV-ый Московский Пасхальный фестиваль стартовал в старинном городе Владимире утренней программой. А вечером в Москве состоялось торжественное открытие музыкального форума, посвященного 125-летию выдающегося композитора, дирижера и пианиста  XX века – Сергея Сергеевича Прокофьева. По традиции открытие фестиваля музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева знаменуют в Большом зале Консерватории.  В программе первого вечера прозвучали фрагменты к балету «Золушка» Сергея Прокофьева, Концерт №3 для фортепиано с оркестром (солист Даниил Трифонов) Сергея Рахманинова,

 

Портрет Николая Андреевича Римского-Корсакова кисти Валентина Серова (фрагмент 1898). Фото www.vm.ru

а также «Три чуда» из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова.

 

Сергей Сергеевич Прокофьев, выдающийся композитор, пианист и дирижер XX века.  

Как мастерски была составлена программа первого дня! Сергей Прокофьев как будто сам подсказал Маэстро Гергиеву начать весенний Пасхальный праздник музыки фрагментами из «Золушки». Известно, что музыка этого балета часто исполняется без хореографии как симфоническое произведение. Сергей Прокофьев на её основе написал произведения для оркестра и отдельных инструментов. И еще не забудем о том, что эта всепобеждающая светлая музыка к балету была создана композитором с 1940 по 1944 годы. А премьера «Золушки» состоялась осенью Победного 1945 года на сцене Большого театра. Посвящая свой фестиваль Великому празднику Пасхи, символизирующему победу жизни над смертью, Валерий Гергиев приурочивает его к Дню Великой Победы нашего народа – 9 мая. И выбор именно фрагментов из «Золушки» для открытия фестиваля в честь Сергея Прокофьева – яркий символ Победы.

 

Сергей Васильевич Рахманинов. Фото www.liveinetrnet.ru

Третий концерт Сергея Рахманинова вызвал взрыв оваций консерваторской публики, зал аплодировал стоя и великому композитору, и музыкантам оркестра, и гениальной игре солиста Даниила Трифонова, исполнение которого можно было сравнить разве что с «игрой в бисер», и выдающемуся дирижеру Валерию Гергиеву. Концерт для фортепиано с оркестром №3 ре минор, ор.30 Сергея Рахманинова был написан в 1909 году и считается одним из самых трудных концертов в фортепианном репертуаре исполнителей. Как писал после премьеры этого произведения в России знаменитый музыкальный критик и композитор Борис Асафьев, именно с Третьего концерта происходит окончательное формирование «титанического стиля рахманиновской фортепианности».

 

Даниил Трифонов – пианист, лауреат международных конкурсов им. Скрябина, Шопена, Рубинштейна, Чайковского, Первая премия, Гран-при и Специальный приз в 2011 году на конкурсе П.И.Чайковского. Фото www.vk.com

Выбор Валерия Гергиева концертной программы для первого фестивального дня был не просто выверен, он достигал самой цели Пасхального фестиваля, шествующего и завоевывающего все больше пространства нашей страны – показать глубину, красоту, необъятность русской музыки и через неё говорить со слушателями о любви к своей родине – большой и малой. Об этом и Концерт № 3 Сергея Васильевича Рахманинова. Композитор дает широкие полотна родной земли через песенные, плясовые, маршевые мелодии, но трудно представить, что эта музыкальная симфония укладывается в формат концертного жанра. По воспоминаниям современников, Сергей Васильевич Рахманинов так исполнял собственные произведения, как мало кому удавалось после него. Но Валерий Гергиев за дирижерским пультом буквально творил драматургию музыки Рахманинова, лейтмотивом которой были и есть любовь и победа.  

 

Валерий Гергиев – Руководитель Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Фото www.aif.ru

В фойе Консерватории Маэстро Гергиев успел пообщаться с журналистами перед открытием фестиваля и ответить на несколько вопросов. В частности, Валерий Абисалович  рассказал про «волшебный поезд», который перевозит коллектив оркестра, их редкие музыкальные инструменты и пул «мастеров пера» по регионам России. Вот его небольшая зарисовка. «Поезд волшебный, мы его освоили несколько лет назад, маршрут протяженный и сложный, программа разнообразная, - рассказал Валерий Гергиев. - Нужен мужественный, терпеливый и высоко настроенный энергетически и психологически коллектив, чтобы не тратить времени на жалобы, стенания и обсуждать сложности маршрута». По словам Маэстро, в предфестивальный период музыканты уже выступили в Курске, Брянске, Калуге, Ярославле, Туле, Смоленске – городах, близко прилегающих к Москве в масштабах Российской Федерации. Но плюс к этому коллектив Мариинского театра уже пять раз побывал с гастролями во Владивостоке за этот год. И хотя, по признанию дирижера, это «относительно небольшие путешествия», города ждут концертов Маринки с нетерпением. «Мы тронуты вниманием со стороны любителей классической музыки, - признался Валерий Абисалович. - Мы никому не навязываем отдельно взятую фигуру композитора - Сергей Прокофьев - наш юбиляр, герой этого календарного года, этого музыкального сезона».

Сергей Прокофьев и Сергей Эйзенштейн работают над музыкой к фильму Иван Грозный. Фото www.portal-kultura.ru

«Громадная сокровищница русской музыкальной традиции позволяет нам варьировать и определять за пять-семь дней фестиваля свою программу, - рассказал Валерий Гергиев. - Хотелось сыграть еще раз музыку к фильму «Иван Грозный». Потрясающий артист Алексей Васильевич Петренко грандиозно выступил в Санкт-Петербурге пять дней назад». Поясним, Алексей Петренко выступал в роли чтеца и певца в исполнении оратории «Иван Грозный» Абрама Стасевича на основе музыки Прокофьева. И теперь Валерий Гергиев решил включить его выступление в программу XV Пасхального фестиваля.

 

Актер Алексей Васильевич Петренко. Фото www.pravoslavie.ru

«Иван Грозный» - вторая совместная работа Сергея Прокофьева и Сергея Эйзенштейна, над которой мастера творили во время Великой Отечественной войны. «В Год Прокофьева мы предложим интереснейшие примеры его музыки, - поделился с журналистами Валерий Гергиев. - Кантата к 20-летию Октября - это грандиозное его произведение, мало знакомое. Вообще Сергей Прокофьев заслуживает того, чтобы его просто знали».

Валерий Гергиев всегда в доверительном диалоге с журналистами. И на этот раз Маэстро позволил себе признание: «Мне неприятно говорить с коллегами о Прокофьеве или о Шостаковиче, или о Стравинском, и иногда наблюдать несколько высокомерный подход, мол, «эта симфония хорошая, ну, еще вот этот концерт хороший», а когда осторожно попробуешь выяснить, знает ли твой коллега что-либо о Прокофьеве, о Стравинском – о других их произведениях, то оказывается, что не особенно и знает. Такой подход, тем более сегодня, для российских коллективов не современен. Шостакович, Прокофьев, Стравинский – это наша классика». По словам Валерия Гергиева, у коллектива Мариинского театра уже есть шесть или семь постановок названных композиторов, и все они идут «при битком набитых залах». В завершении беседы Валерий Гергиев пожелал всем светлого пасхального праздника и сказал: «Хочется, чтобы мы продолжали искренне служить музыке, не боясь напугать публику малоизвестным сочинением великого русского и российского композитора». По словам руководителя Мариинского театра, музыканты его симфонического оркестра до сих пор «открывают» П.И.Чайковского. Начали работать над оперой Петра Ильича «Опричник», - так она оказалась едва ли не единственной постановкой за многие десятки лет. «Мне кажется, наступили другие времена  и другие подходы к музыке», - подчеркнул Валерий Гергиев.

Напомним, что российский предфестивальный тур Валерия Гергиева и его коллективов начался 29 апреля в Туле, Орле и Курске, далее шли Смоленск и Брянск. А перевозит музыкантов по стране тот самый «волшебный поезд» из 14 вагонов, восемь из них отданы музыкантам, один – для журналистов, а остальные – так называемая инфраструктура. Как признался Валерий Гергиев, Мариинский театр – «это сегодня во многом театр Прокофьева». «Замечательные артисты нашего театра с яростным упорством и завидным постоянством, а также с большой концентрацией сил, воли и энергии безостановочно открывают этого великого композитора буквально всему музыкальному миру: от Токио или Пекина до Нью-Йорка или Сан-Франциско, от Чили или Кубы до Финляндии.  Сергей Сергеевич, с присущим ему лаконизмом и часто немногословием, через 125 лет после факта своего рождения доказал нам, что он не писал проходных или скучных – а это самое страшное – рядовых опусов. Он был одержим идеей создать что-то по-настоящему интересное, ни в коем случае не штампуя свои композиции…Он и его музыка находились в невероятном, в очень непредсказуемом движении по глобальному мировому пространству». 

Фестиваль в честь 125-летия великого композитора Сергея Прокофьева набирает обороты.  

Ключевые слова: Валерий Гергиев XV Московский Пасхальный фестиваль Мариинский театр 125-летие Сергея Прокофьева

Версия для печати