Они уходят один за одним – классики международной журналистики советского периода. Сегодня не стало Валентина Сергеевича Зорина.
Мы были ещё мальчишками, студентами факультета журналистики, а звезда Зорина уже ярко горела. Один из ведущих телевизионных обозревателей, который, к тому же был доктором наук. Известный на всю страну корреспондент советского ТВ в США. Человек, который беседовал накоротке с президентами Америки и её государственными секретарями, который лазил по нью-йоркским кварталам ночь-полночь, чтобы сделать репортаж о том, насколько опасно высовываться на улицы Большого яблока после того, как стемнеет. Он носился по Америке, несмотря на то, что выезд за пределы города пребывания тогда «для советских» был жестко ограничен местными властями, и привозил со всех концов Штатов впечатляющие репортажи о тамошней жизни.
Он не пропагандировал Америку. Он её критиковал. Но! Он её очень любил и по-своему хотел понять. И получалось не то, что называется «пропагандой», а то, что можно было бы назвать «страноведением». Ему было интересно ездить, интересно писать, интересно общаться с местными – от президентов до простых работяг. И те его принимали.
Тогда Америка была, что называется, «закрыта», и вся советская страна смотрела на жизнь в США глазами наших корреспондентов, журналистов, которые работали за океаном. Смотрела и порой удивлялась, порой негодовала, а порой и восхищалась. Хотя последние явно не входило в профессиональные обязанности собкоров, но далеко не все стороны заокеанской жизни годились для критики, и они, журналисты не могли этого пропускать мимо.
Когорта, да – Когорта! – корреспондентов-американистов, к которой по праву можно отнести Валентина Зорина, оставила в отечественной международной журналистике глубочайший след, и только развал Союза и кризис переходного периода в становлении независимой России не позволили создать систему преемственности – международная журналистики в 1990-е оказалась практически «в коме». «Прервалась связь времен», выпускники журфака не могли найти места работы по профессии – международные отделы центральных изданий закрылись, да и сами центральные газеты и журналы советской Эпохи оказались в незавидном положении. На ТВ от зарубежных корреспондентов, чьи ряды резко поредели, уже не требовалось высокой политической журналистики – сообщали о высокой моде из Парижа да про снегопады из Нью-Йорка.
А вот Зорин не бросил свою стезю. На Иновещании (радиовещание на зарубежные страны) Валентин Сергеевич вел свою линию, не отказываясь от принципов, которым руководствовался всю жизнь. Прежде всего – высокий профессионализм и политическая журналистика.
И когда в 2000-х Россия, преодолевая последствия кризиса, начала обретать былую уверенность в мировых делах, к слову Зорина, к его авторитету, как метра международника, слала обращать всё большее внимание аудитория радиослушателей.
Помню, как рад он был, когда на базе студии журнала «Международная жизнь» начали выходить международные видеопрограммы, и как сетовал на то, что на большом телеэкране не появилось передач уровня легендарных – «Международная панорама» или «9 студия».
В творчестве Валентина Зорина есть и литературная страница. Профессиональный телевизионщик, он не упускал из виду и труд писательский: несколько книг, вышедших из-под его пера, – это часть большого творческого труда, которым он занимался до самых последних дней жизни.
Редчайший случай – у Зорина до последнего времени не только был рабочий кабинет в его любимом здании на Пятницкой, в его 90 лет (!), в 2014 году, Зорина назначили политическим обозревателем Международного информационного агентства «Россия сегодня». Согласитесь, не каждому заслуженному ветерану 90-летнего возраста руководство предприятия вот так будет выделять рабочее место и эфирное время.
А почему? – А потому, что работа была для него смыслом жизни и образом жизни. Много ли таких?..
Сегодня мы говорим Валентину Сергеевичу слова прощания.
Он оставил яркий и запоминающийся след в этой жизни – имя Валентина Зорина вписано, что не каждому дано, в плеяду классиков отечественной международной журналистки ХХ-XXI века.
Пусть земля ему будут пухом…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs