Фото: mega-rega.ru
Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России совместно с Аналитической Ассоциацией ОДКБ провел ситуационный анализ, посвященный тенденциям развития военно-политической ситуации на постсоветском пространстве в условиях активизации террористической деятельности «Исламского государства» (ИГ, или ДАИШ), резкого обострения ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. Приглашенные эксперты обсудили также меры по нейтрализации возникших вызовов и угроз, которые могла бы принять Организация Договора о коллективной безопасности. В мероприятии приняли участие известные востоковеды, крупные специалисты по вопросам международной безопасности, сотрудники Министерства иностранных дел России, а также представители СМИ. Модератором дискуссии выступил координатор Аналитической ассоциации ОДКБ, профессор МГИМО Игорь Панарин.
Директор ИМИ МГИМО Александр Орлов в своем приветственном слове обратил внимание на тот факт, что «Мероприятие, которое мы проводим в стенах МГИМО, уже четвертое по счету». Также он заметил, что оценки экспертов не поспевают за теми стремительными изменениями, которые происходят на международной арене, поэтому крайне важно вовремя их отслеживать.
По общему мнению экспертов, постоянно меняющаяся на Ближнем Востоке обстановка оказывает прямое воздействие на текущую ситуацию в Центральной Азии и на Кавказе. Однако наметившееся в последние дни улучшение ситуации под Алеппо не должно приводить нас в благодушное настроение. Выступавшие не исключили, что в ближайшие годы может произойти оккупация НАТО территории Ливии под предлогом борьбы с ИГ. Вполне возможной может стать новая революция под исламскими лозунгами на территории Туниса. Определенные вопросы вызывает и ситуация в Йемене, где Саудовская Аравия так и не смогла восстановить власть свергнутого президента Абда Раббо Мансура Хади. Обстановка осложняется и позицией Объединенных Арабских Эмиратов, потребовавших в аренду на 99 лет йеменский остров Сокотра, который вполне может быть использован под военную базу.
Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа подчеркнул, что подавляющее большинство вопросов, которые задают в настоящее время политологам, касаются перспектив наземной операции на территории Сирии. Ближневосточный театр военных действий как бы вобрал в себя те противоречия, которые существуют как между местными, так и внерегиональными политическими игроками: Россией и Украиной, Саудовской Аравией и Турцией. «От взвешенной, ответственной оценки происходящих событий и существующих конфликтов зависит само внешнеполитическое будущее нашей страны», - сказал Н.Бордюжа.
В ходе ситуационного анализа вниманию участников был представлен новый аналитический доклад ИМИ «Исламское государство»: феномен, эволюция, перспективы». По мнению одного из авторов этого труда, директора Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО Андрея Федорченко, текущая ситуация на Ближнем и Среднем Востоке характеризуется резким ростом террористической угрозы. В авангарде этих террористических сил находится организация «Исламское государство». Ситуация, в которой оказался ряд стран ОДКБ, очень напоминает канун «арабской весны» в странах Северной Африки. В этих условиях возникает необходимость анализа становления, функционирования и перспектив ИГ – движения сложного и противоречивого, в оценках которой есть и ангажированные мнения. В ходе своего проникновения на территорию Центральной Азии и Кавказа ИГ прибегает к популистским лозунгам, спекулируя на существующих социальных и политических проблемах. При этом основы исламского вероучения подвергаются вульгаризации. ИГ обращает в свою пользу многочисленные слабости ближневосточных государств. Разумеется, это не означает, что модернизация социальных и политических систем в этих странах не нужна, однако она должна исходить из внутренних потребностей региона, а не проводится насильственным способом по внешним, навязанным лекалам.
Экономической и финансовой основой деятельности ИГ принято считать нефть, а также захват заложников с целью получения выкупа. А.Федорченко считает, что такой взгляд страдает ограниченностью. По его словам, ИГ удалось создать вполне работающую социальную систему, сумев «набросить сеть» на захваченную этой организацией территорию. Главная рекомендация по противодействию активности ИГ заключается не только в экономическом восстановлении освобожденных от ИГ территорий, но и в тонкой работе с представителями мусульманской уммы, чтобы противодействовать экстремистским проповедникам. Успешным примером такого сотрудничества может служить Чеченская Республика, где местное исламское духовенство отвергает идеи нового халифата. Необходимо также добиваться консолидации стран мира по данному принципиальному для безопасности региона вопросу.
По словам руководителя Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований (РИСИ) Анны Глазовой, ИГ представляет собой глобальную угрозу и серьезный масштабный проект, используемый для изменения мирового порядка в нужном направлении. Несмотря на серьезный урон, который движение понесло в ходе воздушной операции в Сирии, организационный потенциал этой структуры еще очень высок. Причин тому несколько. Во-первых, сама идея халифата сохраняет привлекательность для мусульман всего мира как альтернатива западным «безбожным» ценностям и коррупции местных правительств. Во-вторых, успех экспансии ИГ, ее мобильность и идеологическая работа придала ей популярность среди террористических группировок мира. В-третьих, деятельность этого движения разворачивается в стратегически важном регионе, где пересекаются интересы крупнейших мировых держав. Наконец, деятельность ИГ представляет опасность не только для Азии, но и для Европы. Военные действия на Ближнем Востоке, разрушение привычного образа жизни привели к оттоку местного населения в страны Европейского союза. Под видом беженцев на территорию Европы направляются и джихадисты, которые вполне могут принять участие в дестабилизации региона.
А.Глазова считает, что в настоящее время мир находится в одном шаге от региональной войны на Ближнем Востоке. Возможность достижения компромисса между основными участниками конфликта вряд ли представляется возможной. Особенно это касается Турции и Саудовской Аравии. В частности, Президент Турции Р.Эрдоган слишком многое поставил на свержение Б.Асада и лишился почти всех региональных союзников. Его политика привела к столкновениям с курдами на собственно турецкой территории. Опасность в том, что Эрдоган не привык признавать собственные ошибки и отступать, поэтому, будучи загнанным в угол, он может пойти на очередную эскалацию конфликта. К тому же, вокруг Р.Эрдогана и его ближайшего окружения разгорается коррупционный скандал. Поражение будет означать крах турецкой региональной политики, выстраиваемой в течение последнего десятилетия.
Директор Аналитического центра ИМИ Андрей Казанцев отметил, что в последние месяцы наблюдается тенденция переноса террористической активности с Ближнего Востока в Центральную Азию и Афганистан. Происходит это благодаря деятельности спецслужб Саудовской Аравии и Катара и использованию ими каналов пакистанской межведомственной разведки. В настоящее время на севере Афганистана дислоцирован ряд этнических группировок, тесно связанных с «Аль-Каидой». На востоке страны идут столкновения между ИГ и движением «Талибан» из-за контроля над наркотрафиком. На западе возросла опасность взаимодействия ИГ с радикальными группировками исламского толка, ядро которых представляют выходцы из республик бывшего СССР. Косвенно о поддержании подобных контактов свидетельствует предпринятый боевиками в мае прошлого года штурм города Кундуз на севере Афганистана. По мнению А.Казанцева, растущее американо-российское и американо-китайское противостояние на мировой арене неизбежно приведёт к росту противоречий в Центральноазиатском регионе.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС, бывший Посол России в Афганистане Михаил Конаровский считает, что Россия в настоящее время стоит перед самыми тяжелыми испытаниями в своей истории. По его мнению, в ближайшее время Россия должна избегать любых конфликтов в Центральной Азии и делать все возможное для сплочения рядов ОДКБ. Отчасти возражая на тезисы А.Казанцева, эксперт призвал не преувеличивать масштаб противостояния США и Китая, отметив, что в Афганистане между ними успешно осуществляется сотрудничество. «Во внешней политике лирика неуместна, - заметил он. – Вспомним, что еще недавно мы считали одним из наиболее перспективных партнеров Турцию и всерьез рассматривали возможность ее принятия в Шанхайскую организацию сотрудничества. Сейчас мы точно такую же тактику выбрали в отношениях с Ираном, забывая, что официальный Тегеран защищает в регионе не наши, а собственные интересы, которые пока совпадают с интересами Москвы. Наша главная задача – не дать втянуть себя в различные провокации и обеспечить безопасность огромного региона, от спокойствия в котором зависит будущее России».
По итогам состоявшегося обсуждения будет подготовлен аналитический материал, с которым ознакомятся все заинтересованные структуры стран-участниц ОДКБ.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs