ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Уж 20 лет, как Россия в Совете Европы

22:17 07.02.2016 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото автора

После завершения в Совете Федерации «круглого стола» под названием «20 лет членства Российской Федерации в Совете Европы: итоги и перспективы» я обратился к некоторым участникам дискуссии с простым вопросом: «Это 20-летие для нас – праздник или нет?» Их ответы вы прочитаете ниже, а вот сам настрой выступавших дает возможность сказать – нет, это для нас не праздник. Но дата важная.

Итак, в Совете Федерации под председательством главы Комитета СФ по международным делам Константина Косачева прошла эта очень интересная, моментами – эмоциональная, дискуссия.

Открывая её, Константин Косачев напомнил, что на протяжении всей истории членства России в Совете Европы, начиная с 28 февраля 1996 года, представители ветвей российской власти активно участвуют в пяти основных форматах сотрудничества с СЕ:

- в межправительственном (Комитет министров Совета Европы),

- в межпарламентском (Парламентская ассамблея Совета Европы),

- в межрегиональном (Конгресс местных и региональных властей Совета Европы),

- в судебном (Европейский Суд по правам человека),

- а также по линии неправительственных организаций (Конференция международных НПО при Совете Европы).

Причем, подчеркнул докладчик, 20 лет назад Россия вступила в Совет Европы на дискриминационных условиях, набрав большое количество обязательств, которые с нашей страной даже не согласовывались, считает Константин Косачев: «Многим хотелось видеть Россию в виде объекта для нотаций, а не субъекта для диалога – отсюда и ограничительные меры в отношении нашей делегации, принятые ПАСЕ».

Причина вступления России в СЕ на столь дискриминационных условиях кроется в том, что, по словам Константина Косачева, 28 февраля 1996 года документы пришлось подписывать новому министру иностранных дел Евгению Примакову, который на тот момент занимал свой пост не более месяца, и не был в состоянии «переиграть» условия подготовленных к подписанию документов.

«Можно смело утверждать, - сказал Константин Косачев, - что все переговоры и последующие форматы участия России в деятельности Совета Европы определялись ещё в рамках предшествовавшей логики российской внешней политики, которую часто связывают с именем предшественника Евгения Максимовича – Андрея Владимировича Козырева… Мы (в период Козырева на посту министра – С.Ф.) взяли на себя обязательства, которые и в помине не брали на себя многие другие государства, вступавшие в эту организацию примерно в это же время».

Вот сейчас, например, давление на Россию оказывается через «мониторинг выполнения РФ обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы». 20 лет прошло, но до сих пор «конца и края этой процедуре не видно», посетовал сенатор.

Он сообщил, что в этом году руководители обеих Палат российского Парламента уведомили руководство ПАСЕ о своем решении воздержаться от работы в Ассамблее. «Одновременно с разъяснением нашей позиции была подтверждена готовность к продолжению диалога, но, разумеется, только в полноценном и полноправном формате. И сейчас ответ Парламентской Ассамблеи мы будем ожидать не в виде формальной реакции, а в форме вдумчивого и содержательного разговора. Мы рассчитываем, что, в конечном итоге, этот разговор приведет к тому, что позиция ПАСЕ, о которой нам часто говорят в кулуарах на разных встречах – но, как правило, «на ухо», а не публично, – что позиция ПАСЕ в пользу возобновления полномасштабного диалога с парламентом России, российской делегацией в Парламентской Ассамблее Совета Европы, все-таки, станет доминирующей», - заметил Константин Косачев.

Сенатор считает, что России следует продолжать взаимодействие «во всех измерениях» Совета Европы. «Членство в Совете Европы отвечает национальным интересам нашей страны. Мы должны, несмотря на все сложности последнего времени, продолжать взаимодействовать во всех измерениях деятельности Совета Европы, включая и парламентское».

 

Фото автора

Надо здесь напомнить, что российская делегация в ПАСЕ в апреле 2014 года была лишена основных полномочий из-за событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией.

Деньги при этом, переведенные в ПАСЕ из Москвы в качестве взноса (а Россия – один из самых крупных спонсоров этой кампании), ПАСЕ оприходовала – не погнушалась…

В течение 2015 года депутаты ПАСЕ дважды рассматривали вопрос о восстановлении делегации РФ в ее правах, но санкции протии нас в тех стенах продолжают действовать. Деньги, правда, там брали у нас исправно – ежегодный взнос РФ составляет более 30 млн евро, и куда они ушли в 2015 году, когда нам заблокировали работу в ПАСЕ – вопрос. Ответ: на прокорм европейских болтунов-русофобов…

То есть платим мы туда уже непонятно за что – ведь, наша делегация больше года как лишена права на участие в каких-либо дискуссиях. Россия также лишена права голоса, лишена права участия в работе руководящих органов Ассамблеи, лишена права участия в миссиях наблюдателей на выборах в странах Совета Европы.

Россия лишена, лишена, лишена…

(И кто-то из читателей ещё периодически удивляется: за что автор так «любит» эту Европу со всеми её активистами и периодически указывает на метастазы «евросчастья»?)

В ответ на этот бойкот Россия, наконец, заявила, что приостанавливает свое участие в деятельности ПАСЕ, а вернется в тот зал заседаний наша делегация только лишь после снятии с неё всех санкций. Деньги для этой публики в этом году мы уже переводить не торопимся…

 

Фото автора

Затем слово взял заместитель министра иностранных дел России Алексей Мешков, который подвел некоторые итоги 20-летнего присутствия Российской Федерации в этой паневропейской структуре. Говоря о законотворческой работе Совета Европы в Страсбурге он отметил, что документы, принимающиеся там, «юридически обязывают», и становятся составной частью нашего национального законодательства. Но! Далеко не все: «Россия на сегодняшний день присоединилась к 69 из 219 документов Совета Европы. Мы присоединились к тем конвенциям, которые посчитали нужными».

Вместе с тем заместитель министра отметил, что на отношениях России и Совета Европы сказывается нынешняя непростая ситуация с диалогом по линии Россия – Евросоюз: «Сложные отношения между Россией и Европейским Союзом сегодня оставляют печать на работе Совета Европы».

Комментируя часто звучащий в последнее время вопрос о том, что «надо ли было России вступать в 1996 году в Совет Европы?», замминистра однозначно ответил, что «вступать надо было».

В качестве главного обоснования своего тезиса он привел статью 1 устава Совета Европы, в компетенцию которого входят все вопросы, за исключением проблематики национальной обороны: «Потенциал этой организации разносторонний: от прав человека до противодействия терроризму. Вступление в Совет Европы дало России возможность присоединиться к разработке его конвенций, которые становятся не просто политическими декларациями, а частью национального законодательства. Выбор наш не был навязан откуда-то извне. Россия присоединилась к тем правовым актам, которые представляют для нашей страны реальный интерес».

По словам Алексея Мешкова, Совет Европы способен и на «неполитизированные» заключения, поскольку «обладает высоким экспертным потенциалом». Например – подготовка доклада Международной консультативной группы, созданной по инициативе генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда, посвященного расследованию трагедии в Одессе 2 мая 2014 года. Доклад был опубликован в ноябре 2015 года и, как считают в МИД РФ, подтвердил сделанные Москвой выводы: проведенное украинскими властями «псевдорасследование» не отвечает требованиям «Европейской конвенции по правам человека».

Участие России в ПАСЕ делает эту организацию «гораздо притягательней», считает Алексей Мешков. Но… эффективность работы Парламентской Ассамблеи Совета Европы падает, когда делегация России не участвует в её сессиях: «Каждый день неучастия российской делегации в ПАСЕ – потеря для этой структуры. Ведь, вступление России в ПАСЕ в середине 1990-х годов дало второе дыхание организации. С нами ПАСЕ стала гораздо притягательней». По его мнению, «до появления в ПАСЕ российской делегации ни один европеец не знал о существовании этой структуры».

«Убежден, что то решение, которое приняли наши палаты относительно неучастия нашей делегации (в работе ПАСЕ в 2016 году – С.Ф.), совершенно справедливо. Россия – не та страна, которая должна сидеть на приступочке и ждать, позовут ее или нет. Если спрашивать, «кому интереснее участие России в ПАСЕ?», я убежден, что интереснее как раз должно быть нашим партнерам по Совету Европы», - подчеркнул дипломат.

Прокомментировал замминистра и финансовый вопрос – возможное сокращение взносов России в бюджет ПАСЕ в связи с ограничением полномочий российской делегации «не скажется на бюджете этой организации», сказал Алексей Мешков: «Надо понимать, что то, что Турция стала в этом году шестым главным плательщиком в бюджет Совета Европы, и это говорит о том, что организация ничего не потеряет в деньгах».

Выступивший затем председатель комитета Госдумы по международным делам, глава делегации РФ в Парламентской Ассамблее Совета Европы Алексей Пушков заявил, что легкого существования у России в ПАСЕ и Совете Европы не будет – сегодня наша делегация лишена там права голоса, и отказалась в 2016 году присутствовать на её заседаниях. Но этот конфликт – не повод, чтобы нам расставаться с Советом Европы.

Глава думского комитета исключил выход России из Совета Европы: «Невозможно дать ответ, как будут развиваться наши отношения с Советом Европы в будущем. Легкого существования в Совете Европы и в ПАСЕ, как показывает история и сегодняшний момент, у нас не будет. Является ли это причиной для того, чтобы расставаться с этой организацией? Думаю, на сегодняшний момент нет. Но эти вызовы мы, безусловно, должны принимать во внимание».

В Совете Европы сейчас наблюдается тенденция как-то дистанцировать раздражающее многих поведение горлопанов из ПАСЕ от работы солидного аппарата СЕ.

Алексей Пушков прокомментировал эту ситуацию так: «На самом деле, конечно, ПАСЕ является неотъемлемой частью Совета Европы. И без налаживания отношений с ПАСЕ мы не можем говорить об исключительно хорошем сотрудничестве с Советом Европы. Здесь Совет Европы не может с себя снять ответственность за поведение ПАСЕ, и отделить просто ПАСЕ от деятельности других структур СЕ».

Однако он признал, что будут сохраняться противоречия в отношениях из-за того, что «Россия настаивает на своем национальном суверенитете и суверенитете ценностей». При этом Парламентская Ассамблея Совета Европы настаивает на том, что её «ценности должны распространяться на всю зону СЕ».

Алексей Пушков подчеркнул, что Россия считает себя частью Европы. Но Россия не намерена «уступать Европу исключительно тем, кто ориентируется на США».

Не обошел он и «денежный вопрос», подчеркнув, что Россия впервые в истории демонстративно переводит только треть годового взноса в Совет Европы. Да ещё только… в конце февраля: «Неслучайно было принято решение руководством обеих Палат (Федерального Собрания РФ – С.Ф.) о том, чтобы в этом году не выплачивать весь взнос одним траншем, а было принято решение выплатить одну треть взноса, которая будет переведена в конце февраля».

В предыдущие годы Россия выплачивала взнос «вперед», и «это было как свидетельством доверия к Совету Европы, так и того, что мы подтверждаем, что у нас нет претензий к этой организации»,— отметил Алексей Пушков. Но теперь-то Россия оставляет за собой право определиться, как она будет действовать в зависимости от ситуации в Совете Европы и в ПАСЕ, в частности.

По его словам, в этом году Россия не ставит вопрос о сокращении транша. И никто в Совете Европы не ставит вопрос о том, чтобы пересмотреть статус России. «Просто мы демонстрируем свое непринятие нынешней ситуации. Ненормальность того, что нас лишают возможности равноправного участия в ПАСЕ».

Подводя итоги дискуссии, Константин Косачев заявил, что парламентское измерение не ставит под сомнение целесообразность активного российского участия в деятельности Совета Европы, как межправительственной организации:

«Для нас главное – извлечение пользы для государства, для общества, для российских граждан, в конечном итоге…

Мне представляется, что это – важный итог обсуждения, который обязательно должен быть услышан в Совете Европы, в ПАСЕ с тем, чтобы мы преодолевали те разногласия, которые сейчас имеют место, и могли бы двигаться вперед. Для России, и СЕ в целом, и ПАСЕ продолжают оставаться потенциально очень интересной и очень перспективной площадкой».

В интересной дискуссии также приняли участие первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике, руководитель делегации Совета Федерации в ПАСЕ Вячеслав Фетисов, первый заместитель председателя главы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, первый заместитель Генерального директора ТАСС Михаил Гусман, директор Института Европы РАН Алексей Громыко, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители общественности, эксперты.

 

И вот, после окончания дискуссии ряд её участников ответили на мой вопрос: «Это 20-летие для нас – праздник или нет

Заместитель министра иностранных дел России Алексей Мешков:

«Естественно, 20-летие – это праздник. Но праздник, который заставляет задуматься о пройденном пути. Путь пройден большой, не всегда он был гладкий. И сегодня у нас есть проблемы с ПАСЕ. Но ещё раз хочу подчеркнуть, что, анализируя эти 20 лет, опыт у нас – позитивный».

Директор Института Европы РАН Алексей Громыко:

«Думаю, что вряд ли можно употребить такой эпитет, как «праздник» по поводу этого 20-летия членства России в Совете Европы. Но можно точно сказать, что это – определенный юбилей. Это не веха, но возможность для того, чтобы использовать эту символическую цифру для подведения некоторых итогов.

Эти итоги заключаются в том, что, во-первых, в свое время было принято правильное, принципиальное решение о вступлении России в Совет Европы. Во-вторых, взаимодействие России со структурами Совета Европы и с представителями стран-членов этой организации все последние 20 лет были очень неровными. Отношения России и Совета Европы находились если не в «перманентном», то в таком «регулярном» кризисе.

А, с другой стороны, констатируя трудности, с которыми Россия сталкивалась там при отстаивании своей точки зрения, надо сказать и другое. Деятельность России в Совете Европы, в первую очередь, что касается работы Комитета министров ЕС и присоединение России к значительному числу конвенций и протоколов к ним, которые приняты в СЕ, – а это, порядка, 220 документов, и Россия участвует на сегодняшний день в, порядка, 60-ти из них, это – выстраивание «гуманитарного пространства» от Атлантики до Урала.

Благодаря так называемому конвентационному праву Совета Европы, Россия может на различных площадках продвигать свои идеи по различным проблемам, защищать свою точку зрения. Например, в отношении положения русскоязычных меньшинств в прибалтийских странах или в защите национальных меньшинств на Украине. Такие организации, как «Конгресс местных и региональных общин» или «Венецианская комиссия» - это те структуры Совета Европы или ассоциированные с ним, на основе которых уже сейчас, или в перспективе, можно системно работать, защищать и продвигать национальные интересы России.

Так что, если подводить итог, то «черных» и «белых» шаров примерно поровну. Может быть, «черных шаров» в последнее время стало больше потому, что уж много внимания приходится уделять тому, что происходит в ПАСЕ. Но подчеркну ещё раз, что ПАСЕ – это лишь одна, пусть и достаточно громкая и заметная с точки зрения медийного поля структура Совета Европы. Но не надо забывать, что кроме неё существуют не менее, но даже более значимые структуры внутри СЕ, где Россия может, действительно, эффективно и более взвешенно, с точки зрения деятельности этих структур, продвигать свои интересы».

Константин Косачев:

«Наверно, это дата могла бы стать для нашей страны праздничной, если бы оправдались те ожидания от Совета Европы, с которыми мы шли в эту организацию 20 лет назад. Ведь мы туда, читая её уставные документы. В этих документах написано – откройте, не поленитесь, первую и вторую статьи Устава Совета Европы, – что эта организация способствует единению, выработке согласованных позиций и обеспечению, содействию процессам развития государств в экономической и социальной сферах. Потом, через запятую, там идет перечисление примерно десяти позиций, и в самом конце, запятая: а также – в области прав человека. С чем мы абсолютно согласны! И мы готовы взаимодействовать с Советом Европы и в этой сфере совершенно точно. Но в соответствии с той логикой, которая заложена в Уставе СЕ.

И когда мы сейчас обнаруживаем на первой странице документа СЕ тезис о том, что Совет Европы – это организация в области прав человека, точка, тогда возникает вопрос: «Где та организация, в которую мы вступали 20 лет назад, в которую нас приглашали вступать? Где те уставные начала, под которыми мы подписывались?» Это – не та организация. И она сама, к сожалению, не всегда идет тем путем, который мы от неё ожидали.

Поэтому праздника, увы, не получается. Но точно также нет и ситуации «развода», нет ситуации «трагедии». Это такой нормальный рабочий момент, некая реперная точка, в которой уместно собраться и подвести итоги, а также наметить перспективы на будущее. И они, совершенно точно, есть».

Александр Дзасохов, заместитель председателя комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, участник российской делегации в ПАСЕ в 1990-е годы:

«Это одновременно – юбилей и возможность осмыслить наше 20-летнее пребывание в Совете Европы. В этой старейшей общеевропейской организации. За эти 20 лет несколько поколений российских парламентариев очень достойно представляли там нашу страну. Эта деятельность продолжается. И рассматривать итоги нашей работы только через призму «недостигнутых результатов» не следует.

Мы сумели за эти 20 лет познакомить многих европейских политиков и парламентариев с Россией, с историей отечественного парламентаризма. Десятки, а то и более, делегаций побывали в нашей стране – и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в регионах, – и многие составили совершенно иное, более грамотное, более точное и широкое представление о России.

Вступление РФ в Совет Европы – это решение правильное. Россия – как Евразийская, так и Европейская страна. И сейчас, когда мы проходим очень серьезный исторический цикл отстаивания и утверждения места России во всех международных отношениях, конечно, трибуна Совета Европы – это возможность доносить наши взгляды и оценки событий вокруг России до европейской аудитории. Но ожидать, что там будут воспринимать нашу аргументацию и одобрять наши действия – это надо быть очень наивными.

Наши трения с ПАСЕ, сложности, противоречия – это все закономерно. Потому что в этом слышится эхо смены Эпох.

Наша страна стремится укрепить свои позиции в мире, которые были утрачены на некоторый период. Мы не можем решать новые, сложные, ориентированные на долгую перспективу задачи нашей страны без понимания того, что нам надо разъяснять всё это не только российскому обществу, но и международной общественности. И, если мы проводим очень серьезные изменения, то мы должны быть готовыми, что далеко не везде это будет встречено аплодисментами.

Дискуссии, которые мы ведем по поводу ПАСЕ, они проходят в условиях нового мирообразования. Намечаются новые геополитические контуры Планеты. И в этих условиях проявляется желание зарубежных, в том числе из Совета Европы, политиков покопаться в обсуждении этих вопросов. И мы должны относиться к этому, как к реакции, сопутствующей этим процессам. И это не должно нас демобилизовывать или разочаровывать.

Сила нашей внешней политики не в том, чтобы хлопнуть дверью. А в том, чтобы чувствовать, что за нами огромная страна, которая сейчас реально наполняет силой свои возможности в условиях противодействия этому нашему выбору».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати