Судьба премьера Яценюка и Минский процесс

12:15 05.02.2016 Денис Батурин, политолог, член Общественной палаты Республики Крым


12 февраля исполняется год Минским соглашениям. Руководство Украины, украинский политикум готовится к этой дате по-своему, развернув дискуссию об изменениях в Конституцию, к которым шли, соблюдая все парламентские регламентные процедуры с августа прошлого года, когда 265 депутатов проголосовали за проект конституционных изменений. Окончательное утверждение изменений, которые предполагают децентрализацию и содержат пункт об "особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", планировалось на третьей сессии, срок действия которой был продлен до конца января 2016. В начале года 28 января 300 голосов для изменения Конституции набрать не удалось, однако Верховная Рада поддержала изменения в закон о Регламенте ВР, которыми разрешила вносить изменения в Конституцию не на следующей сессии, а и позже. Из 229 голосов «за» 10 голосов дала фракция «Батькивщины». Таким образом, украинские парламентарии нашли некий промежуточный вариант – и за децентрализацию не проголосовали, но, изменив регламент, сократили период, в течение которого они могут вернуться к этому вопросу, так как согласно прежнему варианту регламента возврат к голосованию по конституционным изменениям был возможен не ранее чем через год.

Как результат - международный имидж Украины поставлен под удар, и причины этого – внутриполитическая борьба. Конституционный процесс оказался тесно связан с премьерской судьбой Арсения Яценюка, над которым осенью 2015 года нависла угроза отставки, в результате чего он превратил конституционный процесс в предмет торга о судьбе своей персоны. Премьер практически довел ситуацию до абсурда, заявив кардинально отличную от президентской позицию по поводу изменения Конституции: Порошенко настаивал на изменение Конституции в парламенте, а Яценюк вдруг предложил провести всенародный референдум.

В отличие от Президента Петра Порошенко, за Минские соглашения премьер Яценюк ответственности не несет. При этом премьер и его «Народный фронт», находясь в коалиции, могут технически влиять на конституционный процесс – ведь изменения в основной закон можно принять только конституционным большинством, которое, как уже известно, 28 января собрать президенту не удалось. Попросту говоря, ключевая роль в блокировании конституционного процесса принадлежит Яценюку. Его действия были для Порошенко убедительны:

  • 31 января лидер фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко заявил: «Необходимо оставить политическую стабильность для привлечения инвестиций и развития украинской экономики. Ради этого мы готовы работать с Арсением Яценюком, лишь бы он хотел работать с нами» (unian.net).

  • 1 февраля фракция "Блок Петра Порошенко" утвердила список своих кандидатов на должности в Кабинете министров, среди которых кандидаты на две вице-премьерские должности (unian.net). А уже 2 февраля появилась инсайдерская информация о том, что этот список не пройдет, но изменения в составе правительства в рамках коалиционного соглашения все же будут (в частности, БПП гарантирована должность первого вице-премьера).

Из этого событийного ряда, и без инсайда, становится понятно - премьер понял, что перегнул палку, заблокировав изменения в Конституцию, но в то же время убедительно продемонстрировал свои политические возможности, поэтому к компромиссам готов, но «размер компромисса» тоже имеет значение. Соглашаясь на контролера от президентской администрации в статусе первого вице-премьера, премьер понимает, что ограничивает свои формальные и неформальные возможности управления финансовыми потоками. Все это – сначала готовность ввергнуть страну в референдум, а немного спустя готовность к компромиссу – свидетельствует об одном: торг для Яценюка возможен, но только при сохранении его премьерского статуса.

Проиграл ли в этом раунде президент Порошенко? Во внешнеполитическом смысле - да. Правда, при его «вялом» отношении к Минским соглашениям, считает ли он срыв конституционного процесса репутационным внешнеполитическим провалом – большой вопрос. Главной для президента оказалась внутриполитическая игра, в которой он вывел Яценюка на переформатирование правительства. Регламентное решение обеспечивает реализацию параллельно двух процессов: внесение изменений в Конституцию и переформатирование правительства. Кроме того, парламенту в рамках Минских соглашений необходимо проголосовать законы о выборах на Донбассе и амнистии. Здесь конституционное большинство не нужно, но громкие торги развернуть опять же можно. Однако участникам коалиции и Яценюку при этом не стоит забывать о возможности досрочных выборов, и если БЮТ Юлии Тимошенко и «Самопомощь» имеют потенциал увеличить свое присутствие в парламенте, то премьерский «Народный фронт» ждет не триумф, а трагедия.

Сейчас становится понятно, что одна из целей прошлогоднего декабрьского визита в Украину вице-президента США Джо Байдена – сохранить правительство Яценюка, а вернее – Яценюка в правительстве. Так как последствиями его отставки был бы развал коалиции, а затем досрочные выборы парламента, что ввергло бы страну в новую волну политического хаоса и серьезно затормозило бы минский процесс. Кроме того, у американской администрации на носу выборы, и новый украинский хаос был бы представлен как крупный провал демократической администрации Барака Обамы.

Между тем, позиции сторон участников минского процесса в отношении изменения Конституции Украины остались прежними – такие изменения считают необходимыми условиями соглашений. 2 февраля состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель: «Обстоятельно обсуждена проблематика урегулирования кризисной ситуации на Украине. Выражена взаимная заинтересованность в обеспечении устойчивого перемирия на линии соприкосновения сторон, и в целом подчёркнута безальтернативность полномасштабной реализации минских договорённостей от 12 февраля 2015 года. Конкретно затрагивались вопросы, касающиеся проведения на Украине конституционной реформы и организации в Донбассе местных выборов по согласованному с представителями Донецка и Луганска законодательству». (kremlin.ru)

Накануне этого разговора состоялась встреча Меркель и Порошенко, смысл которой можно толковать, как уверение президентом Украины в своем намерении соблюдать минские договоренности, чему препятствует внутриполитическая ситуация. Вот такая незадача. Тем временем украинская элита, почти открыто, занята превращением Минского процесса в средство внутриполитической борьбы.

Но есть еще игроки, заинтересованные в решении своих внутриполитических вопросов на украинском политическом фронте, и в этом смысле, визит Байдена и заявление посла США в Украине Джеффри Пайетта о том, что «смена украинского правительства реформаторов может быть опасной для Украины», и наконец, свежий анекдот - наводят на размышления:

- Что на Украине происходит? Из лент агентств ничего не понятно…

-Предвыборная кампания…

-Так нет же выборов!

- Американская. Демократы за Порошенко, республиканцы за Яценюка!»

Впрочем, в каждой шутке есть доля правды – бескрайние финансовые аппетиты «правительства реформаторов» жестко пресек еще один американский чиновник: 30 января стало известно, что Госсекретарь США Джон Керри убедил Международный валютный фонд приостановить рассмотрение вопроса о выдаче нового кредита Киеву, поскольку доноры разочарованы ходом реформ на Украине. (vz.ru)

Еще одним подтверждением циничной внутриполитической борьбы, отсутствия реформ и безудержной коррупции стало заявление министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Абромавичуса, который сообщил, что покидает свой пост. В качестве одного из виновных в своей отставке глава ведомства назвал Игоря Кононенко, первого заместителя председателя фракции «Блок Петра Порошенко». О своем решении Абромавичус сообщил 3 февраля на брифинге, пишет "Украинская правда". "У меня и моей команды нет желания быть ширмой для откровенной коррупции или подконтрольными марионетками для тех, кто хочет в стиле старой власти установить контроль над государственными деньгами. Я не хочу ездить в Давос, рассказывать им о наших успехах, в то время как за нашей спиной решаются какие-то вопросы в интересах отдельных людей", - заявил уходящий министр. (newsru.com

Ключевые слова: Украина Минские соглашения Порошенко влияние США изменение Конституции Яценюк

Версия для печати