ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Диалоговое партнерство Россия-АСЕАН: итоги и перспективы

18:13 29.01.2016 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Эмблема АСЕАН. Фото: factmil.com

В 2016 году Россия и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) отмечают 20-летие установления партнерских связей, поэтому наступивший год объявлен Годом русской культуры для стран АСЕАН и Годом культуры стран АСЕАН в России. Итогам и перспективам сотрудничества был посвящен круглый стол, в котором приняли участие известные эксперты-регионоведы, а также представители российских и зарубежных СМИ.

«В настоящее время АСЕАН – это крупнейшее и наиболее успешное объединение в Юго-Восточной Азии, - заявил руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков. - В геоэкономическом отношении оно занимает одно из ведущих мест в Азии и объединяет регион с населением свыше 600 млн. человек».

АСЕАН была основана в 1967 году, когда министры иностранных дел пяти стран – Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда – встретились в Бангкоке и подписали одноименную декларацию. После окончания Вьетнамской войны и ухода американских войск из Индокитая наступил новый этап развития альянса. В 1976 году на съезде в Маниле была подписана так называемая Декларация согласия. Нужно сказать, что альянс изначально носил антикоммунистический характер и был направлен против стран Юго-Восточной Азии, придерживавшихся социалистической ориентации. После распада СССР и системы мирового социализма, в состав объединения постепенно вошли все страны региона. Одной из важнейших задач Ассоциации стала, помимо развития торгово-экономических и культурных связей, работа по созданию в регионе зоны, свободной от ядерного оружия.

Наша страна имеет исторические связи с целым рядом стран этого объединения. В частности, многолетнее сотрудничество связывает Россию с Вьетнамом, прежде всего в области атомной энергетики, транспорта и газодобычи. Отношения между Москвой и Ханоем мало в чем уступают по важности отношениям с Китаем. Вьетнам находится на первом месте среди стран мира, наиболее благожелательно относящихся к России.Однако на первое место по экономической значимости среди стран АСЕАН для России выходит Сингапур. В 2014 году объем российской торговли со странами АСЕАН достиг 21 млрд. долларов.

Заместитель декана факультета политологии, доцент кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД РФ, ведущий эксперт Центра АСЕАН Екатерина Колдунова подчеркнула, что развитие отношений России с АСЕАН сохраняет свою важность как важно как одно из альтернативных направлений российской внешней политики. Особое значение диалоговое партнерство России со странами Юго-Восточной Азии имеет для развития форматов «АСЕАН плюс три» (АПТ) и «АСЕАН плюс шесть» (АПШ), в состав которых входят такие важнейшие внерегиональные участники, как Австралия и США. Сотрудничество с АСЕАН позволяет России развивать отношения сразу на двух треках – западном и восточном, учитывая весь комплекс внешнеполитических факторов. Ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе меняется на наших глазах. К большей экономической открытости стремятся такие важные в АТР страны, как Мьянма и Лаос. В то же время Е.Колдунова считает, что проект Транстихоокеанского партнерства (ТТП), активно лоббировавшийся США, уже стал реальностью, с которой придется считаться и внимательно следить за всеми этапами ратификации этого соглашения. Нужно также понимать, что в регионе действуют принципиально иные торговые стандарты, отличные от тех, которые привычны для российских предпринимателей.

«Отношения с АСЕАН способствуют диверсификации экономических отношений России» (Екатерина Шарова)

«Важен не столько сам поворот на Восток, о котором было сказано много слов, сколько географическая диверсификация экономических отношений, - подчеркнула старший научный сотрудник Сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований РИСИ Екатерина Шарова. - 50% торгового оборота со странами ЕС – цифра, представляющая собой большой риск для российской экономики, несмотря на всю важность отношений с Брюсселем. Введенные ЕС санкции против России лишний раз доказывают это». Е.Шарова подчеркнула необходимость учета быстрого экономического роста Азиатско-Тихоокеанского региона.

Директор Центра АСЕАН при МГИМО (У) МИД России Виктор Сумский прокомментировал вопрос о перспективах развития зоны свободной торговли с Вьетнамом. «Не думаю, что нам необходимо гнаться за количеством подобных зон. Соглашения о ЗСТ выгодны в первую очередь тем, у кого сильнее и перспективнее экономический потенциал, - заметил он. – Для России, как, впрочем, и для стран АТР формирование зон свободной торговли – скорее демонстративная дань политкорректности. Кроме того, Россия вступила во Всемирную торговую организацию, и это обстоятельство налагает на нее определенные обязательства». Эксперт не согласился, что Транстихоокеанское партнерство уже стало свершившимся фактом: «ТТП – это очередное звено в цепочке усилий США по либерализации экономик стран Юго-Восточной Азии по вашингтонским лекалам. В ходе разразившегося в 1997-1998 годах азиатского финансового кризиса Международный валютный фонд серьезно подорвал свою репутацию в регионе. Итог можно было предсказать: Дохийский раунд переговоров в рамках ВТО, начавшийся в 2001 году, фактически не дал никаких результатов». 

«ТТП - это очередное звено цепочки усилий по либерализации экономик Юго-Восточной Азии в соответствии с замыслами США» (Виктор Сумский)

По словам В.Сумского, принципы ТТП встречают решительное сопротивление в развивающихся странах. Ярким примером может служить ситуация в Индонезии, где стремление руководства страны присоединиться к ТТП встретило жесткий отпор со стороны местного бизнес-сообщества, у которого несколько иные взгляды на развитие внешнеэкономических связей. 

По словам исполнительного директора Делового совета Россия – АСЕАН Виктора Тарусина, из 10 стран, входящих в состав АСЕАН, только 4 (Бруней, Сингапур, Малайзия, Вьетнам) подписали декларацию о присоединении к ТТП. Однако российское руководство должно понимать, что без реальных экономических инструментов, подкрепленных авторитетом первых лиц государства, многочисленные декларации о повороте на восток ни к чему не приведут. «В Азиатско-Тихоокеанском регионе расположены очень конкурентные рынки, на которых российский бизнес встречается с противодействием на высшем уровне, - заметил В.Тарусин. – США, у которых прочные позиции, конкурентные рынки, на которых российский бизнес встречается с лоббистскими усилиями на высшем уровне. Поэтому одним из самых актуальных вопросов остается политическое позиционирование России в АТР и степень уникальности продукции, которую мы могли бы предложить торговым партнерам». По мнению В.Тарусина, лоббистские усилия должны опираться на авторитет российской власти и предприниматься на регулярной основе.

«Образно говоря, после развала СССР в Россию в нас многие бросали камни. Вьетнам стал исключением из правила, - заметил председатель Центрального правления Общества российско-вьетнамской дружбы, ректор Московской академии экономики и права Владимир Буянов. - За советский период затраты составили 3,5 млрд. инвалютных рублей, в стране было построено около 300 объектов. В конце 1980-х годов все электростанции и перерабатывающие предприятия были либо брошены, либо переданы вьетнамцам. На данный момент уцелели лишь 5 из 300 предприятий, являвшихся в свое время флагманами вьетнамской промышленности. Остальные реконструированы и перестроены при поддержке компаний Китая и США. На территории Вьетнама активно действуют японские, южнокорейские, китайские, американские компании, которые вовсе не заинтересованы пускать на выгодные рынки конкурентов». По словам эксперта, между нашими странами сохранились давние гуманитарные связи, однако переоценивать их не следует. Значительно чаще, чем в Россию, вьетнамские студенты выезжают на учебу в США, Францию и Германию. В США вьетнамцы находятся на третьем месте по численности среди студентов-иностранцев (по разным данным, в настоящее время там проходят обучение от 14 до 18 тыс. человек).

По словам Дмитрия Мосякова, вопрос об отношениях с АСЕАН – это в первую очередь вопрос доверия и близости. Россия во многом остается в европейском политическом и культурном пространстве. Азия же по-прежнему воспринимается российским политическим классом как terra incognita. Сотрудничество России со странами региона потребует новых подходов в обучении, мировосприятии, преодолении западоцентризма, который свойственен не только российским политикам, но и представителям предпринимательских кругов.

По словам Екатерины Шаровой, важную роль играет активное участие России в деятельности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Москва предлагает начать консультации между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) со странами АСЕАН по формированию возможных экономических партнерств на принципах равноправия и учета интересов, а также защиты сделанных капиталовложений. Перспективным направлением сотрудничества может стать и IT-экспорт и его финансовая поддержка. С целью продвижения экономических интересов российского бизнеса в регионе АТР предполагается создание торговых домов при уже существующих торгпредствах. По словам эксперта, развитие связей в регионе возможно осуществить по линии торговых связей с Камбоджей, Лаосом и Мьянмой. «Конкуренция здесь значительно ниже, чем, например, в Сингапуре, но зато выше риски», - заметила Е.Шарова. Как считает эксперт, для развития связей России и АСЕАН будет иметь большое значение переход Москвы на расчеты в национальных валютах и уход из долларовой зоны. Такие предложения выдвигались Москвой Таиланду и Малайзии. Но ждать, что это произойдет быстро, не приходится.

Важнейшая проблема, мешающая развитию контактов России со странами АСЕАН,- высокая волатильность российского рубля.

Напомним, что в разгар азиатского финансового кризиса, разразившегося в 1997-1998 годах, по инициативе президента Малайзии Махатхира Мохаммада его страна отказалась от жесткой денежно-кредитной и фискальной политики, на которой настаивало руководство МВФ, были, напротив, увеличены государственные расходы и фиксированный курс национальной валюты – ринггита – к доллару США. Эта мера, а также реформа Центрального банка Малайзии, проведенная его нынешним руководителем, г-жой Зети Ахтар Азиз, позволила стране успешно преодолеть экономический спад. Показательно, что за прошедшие два десятилетия курс ринггита по отношению к доллару США изменился очень незначительно. Этот подход радикально отличается от таргетирования инфляции, предпринятого Центральным банком России. Одно можно сказать точно: пока сохраняется высокая волатильность рубля, России будет сложно рассчитывать на длительные контракты со странами АСЕАН и прочные позиции в регионе.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати