Фото: rusplt.ru
В мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась Пресс-конференция председателя Комитета Государственной Думы РФ по международным делам Алексея Пушкова. В ходе мероприятия были подведены итоги работы Комитета в 2015 году. Были также затронуты вопросы отношений между Россией и Западом в контексте борьбы с международным терроризмом, событий в Сирии и на Большом Ближнем Востоке, продолжения украинского кризиса и других современных вызовов.
Комментируя вопрос о расширении санкций против России со стороны США, А.Пушков предложил разграничить две тенденции в политике Вашингтона – сотрудничество с Россией по отдельным вопросам и публичные декларации ряда официальных лиц. « Российско-американский диалог на высшем уровне, возобновился на высшем уровне еще на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Состоялось и две встречи Президента России В.Путина и Президента США Б.Обамы, в том числе на прошедшем в Париже саммите по проблемам климата, - сказал политолог.- Поддерживается и диалог глав внешнеполитических ведомств обеих стран – Сергея Лаврова и Джона Керри. Определенное взаимодействие наблюдается по вопросу разрешения сирийского кризиса».
А.Пушков напомнил, что Вашингтон традиционно идет на диалог с Москвой по вопросам, которые не может решить в одиночку: «Раньше США поддерживали с нами диалог по иранской ядерной программе. Аналогичная ситуация складывается сейчас на Ближнем Востоке. В то же время украинское направление политики администрации Обамы по-прежнему остается статичным.
Политик призвал трезво относиться к декларациям, исходящим из уст американских политиков: «Есть заявления, а есть реальная политика. И Обама, и Керри неоднократно подчеркивали, что они не стремятся к изоляции России. Практика свидетельствует об обратном: США пытаются максимально усложнить развитие нашей экономики. Видимо, существуют определенные договоренности США и Саудовской Аравии по нефтяному рынку, поскольку цена за баррель в 35-36 долларов представляет собой серьезную проблему для бюджета этой страны. Раньше считалось, что понижение цены связано с конкуренцией саудитов со сланцевой нефтью, но теперь понятно, что в основе лежит далеко не только рыночная конъюнктура. Иллюзий здесь быть не должно: США вводят санкции против стран, которые считает своими противниками. Более того, они пошли на их расширение, а это означает дальнейшее охлаждение наших двусторонних отношений».
Стоит отметить, что до активного включения России в сирийскую проблему США почти не шли на контакт с Москвой. Председатель Комитета Государственной Думы убежден: только когда Россия активно стала участвовать в военных действиях на Ближнем Востоке, США, почувствовав, что у нашей страны существует в регионе точка опоры, начали вести переговоры, чтобы не оказаться на обочине политического процесса. «Любой трезвомыслящий политик понимает: антитеррористическая коалиция из 64 государств, о создании которой объявили США, существует только на бумаге. Реальные боевые действия ведут 5-6 стран», - подчеркнул А.Пушков.
Эксперт прокомментировал создание по инициативе Саудовской Аравии так называемой исламской коалиции против терроризма. По его мнению, Саудовская Аравия не озабочена вопросом координации усилий против ИГ. В отличие от России, предлагавшей создать с этой целью альянс, близкого по своим целям и задачам к антигитлеровской коалиции, Саудовская Аравия активно участвовала в финансировании и вооружении антиасадовской оппозиции. Одна из этих организаций участвовала в минометном обстреле Посольства России в Дамаске в сентябре с.г. . Позже ответственность за этот акт пытались переложить на одно из умеренных движений в Сирии. «Саудовская Аравия заинтересована в том, чтобы не потерять лицо и не потерпеть в Сирии геополитического поражения, - заметил А.Пушков.- Для этого им надо не дать удержаться у власти действующему Президенту Сирии Б. Асаду, активно способствовать в продвижении на государственные посты своих ставленников и максимально консолидировать вокруг Эр-Рияда исламские страны региона». По мнению эксперта, в настоящее время исламская коалиция существует лишь на бумаге. Большинство из ее формальных участников не имеет физических возможностей для активного участия в региональном конфликте». Сила Саудовской Аравии в том, что она– один из важных глобальных доноров в исламском мире. Однако не слышно, чтобы кто-то из членов вновь образованного альянса, кроме Саудовской Аравии и Катара, стремился к радикальному разрешению сирийской проблемы.
Двойственную позицию по отношению к террористической деятельности ИГ занимает Турция. Дело в том, что «Исламское государство» представляет интересы крайне радикальной части суннитов, то есть иноверцев саудитов и турок. Никто из них не рассматривает деятельность ИГ как непосредственную угрозу своим границам. Ситуация может кардинально измениться лишь в результате экспансии ИГ в эти страны. Кроме того, ИГ считается этими странами тактическим союзником против шиитской оси Востока, в состав которой входят Дамаск, Багдад и Тегеран. Анкара рассматривает деятельность ИГ как противовес активности курдов в регионе. Видимо, в этом ключе следует понимать недавнее заявление руководителя турецкой разведки Хакана Фидана о том, что Западу необходимо пересмотреть свое отношение к ИГ и признать его.
Как и всегда на Ближнем Востоке, страны взаимодействуют друг с другом по некоторым вопросам и конкурируют по остальным. Например, Саудовская Аравия и Катар активно сотрудничают по йеменскому вопросу, но это не означает, что их точка зрения схожа по другим аспектам. Турция, в свою очередь, считает себя надрегиональным игроком. Саудовская Аравия оказывала серьезное влияние на смену власти в Египте. Турция же работает на европейском и южном направлениях.
Особую остроту в условиях ближневосточного конфликта приобрел вопрос о перспективах провозглашения независимости Курдистана. Напомним, что курды компактно проживают на территории четырех стран: Ирака, Сирии, Ирана и Турции. Многие из них сражались и сражаются за создание независимого государства. Некоторая их часть имеет особые отношения с Анкарой и даже представлена в турецком парламенте. Обострение курдского вопроса находится в прямом противоречии с интересами ряда государств, прежде всего Ирана, Ирака и Турции. Анкара, вмешиваясь в перекройку политического ландшафта на Ближнем Востоке, по мнению А.Пушкова, переоценила свои возможности. «Возможно, курдский вопрос, который предыдущие десять лет находился на периферии повестки дня, будет все более громко звучать в мире, - заметил эксперт. - В Европе вообще принято сочувствовать малым народам. США активно сотрудничают с курдами в Сирии и Ираке и рассчитывают на помощь их вооруженных формирований в борьбе с ИГ. Политическими собеседниками России становятся легально действующие в Турции политические движения, интересы которых представлены в парламенте». На днях стало известно о планируемом визите в Москву лидера оппозиционной курдской Партии демократии народов Турции Селахиддина Демирташа. Эти и другие изменения усугубленные жестким отношением Турции к курдскому вопросу, будут только нарастать.
Куда после поражения в Сирии может передислоцироваться ИГ? По-мнению А.Пушкова, боевики этого движения будут рассредоточиваться в соседних странах региона. Так, в настоящее время часть баз боевиков ИГ переместилась в город Джелалабад в Афганистане, Сирт в Ливии. «Скорее всего, именно в Сирт переехал лидер ИГ Абу-Бакр Аль-Багдади», - заметил эксперт. - Небольшие, в несколько сотен человек, террористические группы действуют и в горах Туниса. Большую проблему составляет и деятельность «Синайского велаята» в Египте. Для того, чтобы уничтожить основные базы боевиков в Ираке, необходимо предпринять синхронные усилия двух коалиций, однако стремления к такому взаимодействию пока не заметно».
А.Пушков дал прогноз развития внешнеполитической ситуации в мире на будущий год. По его мнению, украинский кризис все больше перемещается на периферию. «Это региональный, даже более того – субрегиональный кризис, - сказал он.- Резкая реакция прибалтийских государств рассчитана лишь на попытку использования этого кризиса в своих интересах. Украинский кризис является проблемой только для той части Европы, которая ставит в своей внешней политике на противостояние с Россией. В то же время в Европе отлично понимают, что без решения сирийской проблемы невозможно разрешить и миграционный кризис в Европе». Ближний Восток затрагивает интересы всех европейских стран.
По словам политика, при нынешней администрации вряд ли стоит надеяться на улучшение отношений с США. А.Пушков привел свидетельство известного американского публициста Сеймура Херша, который в одной из своих работ назвал действующего президента США Б.Обаму «пленником холодной войны» в отношениях с Россией и Китаем. По мнению А.Пушкова, ужесточение санкции против России только подтверждает это.
С Европой ситуация несколько сложнее. Основным препятствие для нормализации отношений Москвы и Брюсселя эксперт видит во влиянии США на Германию, и, в частности, на федерального канцлера Ангелу Меркель. В то же время Германия подтвердила свою заинтересованность в «Северном потоке-2», сделав выбор в пользу энергосотрудничества с Россией. «С весны 2016 года возможен активный поиск механизма отмены санкций. Не берусь отвечать возможно ли летом снятие санкций. В любом случае, этот процесс будет проходить без резких скачков», - заметил А.Пушков.
В заключение своего выступления эксперт подвел итоги работы Комитета Государственной Думы по международным делам в уходящем году. «Комитет продолжал диалог со структурами, не согласными с политикой внешней изоляции России. Также в рамках Года председательства Росси в БРИКС в июне текущего года состоялся первый Парламентский форум стран БРИКС », - сказал А.Пушков. Весьма активно ведется диалог с Францией, которая против прокурорского тона в общении с Россией. Представители французской оппозиции во главе с депутатом Национального собрания, членом парламентской комиссии по иностранным делам Тьерри Мариани даже посетили Крым. Определенные связи поддерживались с итальянской стороной, например с «Лигой Севера» и одним из её лидеров Маттео Сальвини. Есть определенные контакты с представителями Германии, Австрии, Финляндии, Греции, Кипра». В то же время Комитет поддерживал рабочие отношения с Межпарламентским союзом и с Парламентской ассамблеей ОБСЕ. В частности, на будущий год запланировано участие российской делегации в Венской сессии ОБСЕ, которая состоится в феврале, а также в ежегодной сессии ПА ОБСЕ летом в Тбилиси. В то же время эксперт подчеркнул, что Россия не собирается возвращаться в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) до тех пор, пока санкции против нее не будут отменены.
Также А.Пушков допустил полную отмену визового режима с Грузией. «Многое здесь зависит от позиции грузинской стороны, - заметил он. – В настоящее время наиболее антироссийскую позицию на ряде международных площадок, и в частности, в ПАСЕ, занимает партия экс-президента М.Саакашвили «Национальное движение». Однако в целом Грузия перестала играть центральную роль в антироссийском фронте государств, в который входят страны Прибалтики и Польша. Остается лишь вопрос о возможности консолидации политических движений, позитивно настроенных к России. Если Грузия сможет сбалансировать свои отношения с США, Евросоюзом и Россией, а не подыгрывать всем антироссийским тенденциям, визовый режим вполне может быть отменен».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs