Только что пришла новость – китайцы договорились о создании своей военно-морской базы на территории крохотного африканского государства Джибути. Вот оно на карте:
Для пущей наглядности – чтобы было как можно ярче видно стратегическое положение Джибути в южном проливе Красного моря по имени Баб-эль-Мандеб: с выходом в Индийский океан – в одну сторону, и к Суэцкому каналу и к Европе – в другую, приведем карту помельче:
Вот что пишет вашингтонское издание «The Hill» в статье «China's military makes move into Africa» - «Китайцы двигают свою военную силу в Африку»: командующий Африканским командованием вооруженных сил США генерал Дэвид Родригес (David Rodriguez) подтвердил журналистам, что Китай подписал 10-летний контракт с правительством Джибути на развертывание на территории страны базы снабжения для сил китайской армии. «Они собираются построить базу в Джибути, так что это будет их первый военный объект в Африке», - заявил Родригес.
Политическая значимость данного события далеко превосходит его военное значение. Речь идет о факте установления постоянного китайского военного присутствия на зарубежной территории. Создание базы вызывает вопросы о дальнейших намерениях КНР в Африке и на Ближнем Востоке, отмечает американское издание.
Формальным поводом к созданию базы является, по мнению автора «The Hill», китайское участие в антипиратском патрулировании у побережья Сомали.
Создание базы также может быть важным шагом на пути превращения КНР в полноценную великую мировую державу, использующую вооруженные силы для обеспечения своих зарубежных интересов, отмечают американцы: «China has recently signaled its desire to extend its military presence to more parts of the globe».
То, что американцы наводят тень на плетень (китайцы сюда пришли не с пиратами воевать) объяснимо – в Вашингтоне прекрасно видят по той же карте, зачем Китаю надо заполучить военную базу в южной точке Красного моря, через которое – по планам Пекина – должен быть проложен морской маршрут «Нового Шелкового пути» – главного глобального проекта Поднебесной в XXI веке.
Здесь – планы нескольких направлений китайского торгово-экономического наступления на Евразию в целом, и на Европу, в частности:
Карта китайская, и смысл надписей на ней не всем понятен. Но идея – ясна.
Пусть в Вашингтоне, откуда написал свой комментарий автор цитируемой статьи в «The Hill», видимо, не готовы свыкнуться с мыслью, что глобально-стратегические планы может иметь кто-то кроме «избранной нации», о которой с таким проникновением обычно говорит хозяин Белого дома. Потому так однобоко и описывают появление китайской военной силы в Джибути.
Тем временем сами китайцы, и нужно отдать им должное, с неубывающим упорством продавливают свой всемирный проект «Нового Шелкового пути». Они ради этого уже обосновались в Пакистане. Вот – свежие новости оттуда от середины ноября 2015 года.
Пакистан передал в аренду Китаю порт Гвадар, расположенный на побережье Аравийского моря. Договор по аренде заключен на 43 года. Китай планирует вложить в порт Гвадар более 1,5 млрд долларов.
Более того, в ближайшие пять лет будут построены железная дорога, шоссе и прилегающая к ним инфраструктура с территории Китая через весь Пакистан к порту Гвадар. Оценивается этот проект в 30-40 миллиардов долларов, и право собственности будет у китайцев:
Порт Гвадар в Пакистане имеет выход к стратегически важному для мировой торговли нефтью Ормузскому проливу, соединяющему Персидский залив и Аравийское море. А также он близок к Красному морю с выходом – мимо берегов Джибути(!) – на Суэцкий канал и Европу.
Вот цепочка «Нового Шелкового пути» и обрастает китайскими «силовыми точками опоры»:
Поэтому, пока другие страны разбираются с проблемами Ближнего Востока, беженцами в Европе, терроризмом и финансовым кризисом, китайцы тихо и упорно создают свою инфраструктуру. Ту инфраструктуру, сила которой скажется в будущем – в пору, когда измученные навалившимися проблемами другие сильные страны потеряют темп и кураж для новой мировой экономической гонки. Вот тогда китайцы и дадут спурт к промежуточному финишу, маячащему где-то ближе к середине века.
Воистину, сидит китайская «обезьяна» на горе наблюдает за схваткой «тигров» в долине. Да ещё разбрасывает вокруг камушки, чтобы потом легче было по ним первой дойти до заветных плодов...
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs