ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

Сложный выбор Каталонии

22:17 18.11.2015 • Попов Иван, Доцент кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД РФ, кандидат исторических наук

Осень 2015 года принесла Испании новый виток в развитии внутриполитического конфликта, связанного с возможным выходом из ее состава автономного сообщества - Каталонии. 27 сентября по инициативе националистического руководства автономии состоялись досрочные выборы в региональный парламент (является составной частью Женералитата (Generalitat de Catalunya) - исторического органа управления региона, в который также входят автономное правительство и избираемый парламентом президент Женералитата, возглавляющий местное правительство). Убедительную победу на них одержала коалиция, сформированная правящей партией «Convergéncia Democrática de Catalunya» («Демократическая конвергенция Каталонии» (ДКК) и левобуржуазными националистами из «Esquerra Republicana de Catalunya» («Левые республиканцы Каталонии» (ЛРК).

Созыв досрочных выборов стал необходим националистам после того, как осенью 2014 года по инициативе испанского правительства правоконсервативной Народной партии (НП) во главе с премьер-министром М.Рахоем Конституционный суд Испании признал незаконным намерение правительства Каталонии, возглавляемого лидером ДКК А.Масом, провести 9 ноября 2014 года региональный референдум по вопросу о выходе автономии из состава испанского государства. Сдвоенный вопрос, сформулированный националистами для референдума, звучал недвусмысленно: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством? Если да, то хотите ли вы, чтобы это государство было независимым?»1

В итоге каталонское правительство вместо референдума организовало в те же сроки так называемый «процесс гражданского участия», в рамках которого жители Каталонии все же получили возможность ответить на вопрос, предназначавшийся для референдума. В этом паллиативном голосовании приняли участие 2,3 млн. жителей региона из примерно 5,3 миллиона, имеющих право голоса. Более 1,8 млн. человек ответили утвердительно на оба вопроса. Итоги этой политической акции были оценены сторонниками независимости как их крупный успех, достигнутый невзирая на противодействие Мадрида2. Именно в развитие этого успеха автономное правительство и решило провести досрочные выборы в региональный парламент, которые были назначены на сентябрь 2015 года.

В рамках подготовки к выборам националисты выполнили серьезную организационную работу, направленную на консолидацию всех политических и общественных сил, ратующих за отделение Каталонии от Испании. Помимо ДКК и ЛРК в коалицию также вошли несколько влиятельных общественных организаций и видные представители каталонской общественности, выступающие за независимость. Предвыборный блок сторонников отделения получил название «Junts pel Si» (по-каталонски - «Союзы в пользу «да»), и он, за малым исключением, действительно объединил все основные силы, борющиеся за суверенитет Каталонии, независимо от их социально-политической ориентации.

Характерно, что первые три места в избирательном списке блока заняли авторитетные общественные деятели, формально не связанные с политическими партиями. А.Мас как лидер правящей «Конвергенции» и руководитель «Левых республиканцев» О.Жункерас заняли соответственно четвертое и пятое места в списке блока националистов. При этом участники объединения договорились, что кандидатом на пост президента Женералитата от объединения станет А.Мас.

Предвыборный блок националистов заранее объявил выборы «плебисцитарными», рассчитывая одержать на них убедительную победу, что должно было придать легитимность результатам «процесса гражданского участия» 9 ноября 2014 года и подтвердить, что большинство жителей Каталонии выступают за отделение региона от Испании. Конкретно националисты ставили перед собой задачу получить абсолютное большинство мест в парламенте при том понимании, что число голосов, поданных за сторонников независимости, должно было превысить 50% от числа участвовавших в голосовании 27 сентября 2015 года.

Исходя из таких установок, националисты заявили, что безусловная победа станет для них мандатом от каталонских избирателей на формирование чрезвычайного автономного правительства, главной, если не единственной, задачей которого будет согласование с испанским правительством условий «отсоединения» региона от Испании3. Официальная программа блока националистов отводит 18 месяцев с момента проведения выборов на переговорный процесс с Мадридом для определения условий выхода региона из состава Испании. После этого должны быть проведены «учредительные» выборы в Женералитат, на которых все партии - участницы блока за независимость выступят уже самостоятельно. Сформированный в результате новых выборов парламент и должен будет провозгласить независимость Каталонии4.

Выборы 27 сентября прошли при рекордной явке избирателей - 77,44%, имеющих право голоса (ранее такое количество избирателей в Каталонии привлекали только общеиспанские парламентские выборы, и то далеко не все). Убедительную победу одержали сторонники независимости Каталонии. Объединение ДКК и ЛРК получило 62 места в Женералитате. Еще десять мест (против трех на выборах в 2012 г.) получила в парламенте радикальная левая националистическая партия «Candidatura d’Unitat Popular» («Кандидатура народного единства» (КНЕ)5. Таким образом, у сторонников независимости имеется в автономном парламенте абсолютное большинство мест, что рассматривается блоком ДКК и ЛРК как зеленый свет для процесса отделения. Итоги голосования подтвердили дальнейшее укрепление политических позиций радикальных сторонников независимости региона.

Радикализация сепаратистских настроений в Каталонии нашла подтверждение в том факте, что бывший многолетний союзник «Конвергенции» по правящей коалиции христианско-демократический Unió Democrática de Catalunya («Демократический союз Каталонии» (ДСК) в июне 2015 года вышел из двухпартийного объединения, будучи не согласным с жестким курсом руководства «Конвергенции» и лично ее лидера А.Маса на отделение от Испании. Умеренно националистическая позиция и традиционный настрой на диалог с Мадридом на этот раз сыграли против ДСК. Получив чуть более 2,5% голосов, каталонские демохристиане вообще не прошли в автономный парламент впервые за все время после демократизации.

Справедливости ради, надо отметить, что победу радикальных сторонников самоопределения нельзя трактовать как безоговорочную. Во-первых, на предыдущих выборах в 2012 году, выступая порознь, ДКК и ЛРК в сумме получили 71 депутатское место, на девять больше, чем сейчас, и на три места больше, чем нужно для абсолютного большинства. Во-вторых, что еще важнее, за партии, прошедшие в Женералитат и не поддержавшие требование отделения Каталонии от Испании, проголосовали 51,7% избирателей, а за сторонников независимости - 47,7%6. Таким образом, результаты плебисцита, о котором националисты так много говорили применительно к этим выборам, оказался не в их пользу.

Среди партий, выступавших против отделения Каталонии, лучший результат показала центристская партия «Ciudadanos-Partido de la Ciudadanía», или «Ciudadanos» («Граждане - Партия граждан», или сокращенно «Граждане»). Эта молодая партия, созданная в Каталонии в 2006 году, а затем распространившая свою деятельность на всю территорию Испании, выступает с принципиальных позиций неприятия идеи отделения Каталонии. Характерно, что молодые лидеры «Граждан», ее президент Альберт Ривера и Инес Арримадас, возглавившая партийный список на каталонских выборах, постоянно живут в Каталонии, но не являются каталонцами по происхождению.

Партия эффективно провела предвыборную кампанию под лозунгами за укрепление общеиспанского единства на базе реформирования системы автономий, а также против коррупции и засилья политиков, потерявших доверие избирателей как в Каталонии, так и во всей Испании. В результате фракция «Граждан» в Женералитате увеличилась почти в три раза по сравнению с 2012 годом - с девяти до 25 депутатов. Официальный статус И.Арримадас как лидера парламентской оппозиции в новом составе Женералитата делает эту партию основной силой в лагере противников независимости Каталонии в грядущей борьбе против планов победивших националистов. Успех в Каталонии открывает многообещающие перспективы перед центристами и на предстоящих в декабре общеиспанских парламентских выборах.

Все остальные политические партии, прошедшие в Женералитат, ухудшили свои позиции по сравнению с предыдущими автономными выборами.

Социалистическая партия Каталонии (СПК), входящая в Испанскую социалистическую рабочую партию (ИСРП), потеряла четыре места в парламенте. С 16 депутатами социалисты стали третьей фракцией в Женералитате, хотя традиционно они всегда были основным оппонентом националистов в предыдущих составах парламента. Слабым утешением для СПК может быть то, что опросы указывали на еще более чувствительные потери - снижение числа депутатских мест до 13-14. Активная предвыборная кампания с поддержкой и участием общенационального руководства ИСРП, исторических лидеров партии вроде Ф.Гонсалеса ослабила тенденцию к потере влияния социалистов в Каталонии. Сработало и то, что социалисты в ходе кампании признали серьезный кризис автономного устройства испанского государства, ставший, по их мнению, объективной причиной стремления каталонских националистов к независимости. И общенациональное руководство партии, и каталонские социалисты считают невозможным допустить раскол Испании. Для этого они готовы идти на конституционную реформу, которая сделала бы Испанию федеративным государством, в котором интересы Каталонии были бы учтены гораздо полнее, чем при нынешней системе.

В целом социалисты провели предвыборную кампанию в Каталонии, имея в уме предстоящие общенациональные выборы. Они рассчитывают в случае декабрьской победы выйти на переговоры с каталонскими националистами об условиях переформатирования отношений между регионом и центром на принципиально иных условиях, чем действующие ныне.

Серьезное поражение в Каталонии потерпело местное отделение правящей в Испании правоцентристской Народной партии. С рекордных для нее 19 депутатских мест в 2012 году НП опустилась до 11 в новом составе Женералитата. Собственно, трудно было ожидать, что результат будет иным, если учесть, что центральное правительство «народников» в Мадриде с самого начала заняло жесткую бескомпромиссную позицию по отношению к движению за независимость региона. Местное отделение партии в Каталонии дисциплинированно шло в фарватере правительства своего общенационального лидера, премьера М.Рахоя, что вызывало негативную реакцию не только у сторонников независимости Каталонии.

Надо отметить, что многие критики «народников» и лично М.Рахоя справедливо указывают на то, что мадридское правительство не стесняется в средствах борьбы против каталонских националистов. Здесь и «внезапно» всплывший коррупционный скандал вокруг исторического лидера «Конвергенции» Ж.Пужоля и его семьи, и отказ от какого-либо обсуждения с автономным правительством вариантов смягчения бремени финансовых отчислений в испанский бюджет, и урезание сумм, выделяемых Мадридом на расходы Каталонии в сфере образования, здравоохранения, культуры. По инициативе правительства М.Рахоя было организовано судебное преследование руководителей каталонской автономии во главе с А.Масом как организаторов упомянутого ранее «процесса гражданского участия» 9 ноября 2014 года.

Агрессивная и бескомпромиссная позиция Мадрида, безусловно, стала важной причиной ужесточения позиции предвыборного блока каталонских националистов и консолидации вокруг его программы максимального числа каталонцев. Одновременно такая позиция НП позволила более гибким противникам независимости Каталонии оттянуть на себя голоса тех, кто раньше голосовал за «народников», опасаясь сепаратистских идей каталонских радикалов, но сейчас оказался не готов поддержать тупиковую позицию НП в отношении требований каталонского самоопределения. В значительной мере именно это позволило так сильно прибавить на автономных выборах «Гражданам».

Многозначительной стала неудача традиционного объединения каталонских левых сил и экологистов коммунистической и радикально левой ориентации. На этих выборах они объединились с новой общеиспанской партией «Podemos» («Подемос», в переводе - «Мы можем», испанский аналог греческой партии «Сириза»). В марте 2015 года эта коалиция на муниципальных выборах сумела получить пост мэра Барселоны. «Подемос» во главе с харизматичным лидером Пабло Иглесиасом в первой половине 2015 года показала впечатляющие результаты в испанских опросах общественного мнения, соперничая и даже опережая по популярности традиционный тандем общенациональных партий - НП и ИСРП. Даже в каталонских опросах перед 27 сентября они могли рассчитывать на третье место с 15-17 местами в региональном парламенте7.

Левые не скрывали своих амбициозных планов на автономных выборах в Каталонии. Они рассчитывали занять второе место вслед за националистами и таким образом сделать серьезную заявку на победу на декабрьских выборах в парламент Испании. Однако их предвыборное объединение «Catalunya Sí que es Pot» («Каталония, да, это возможно») выборы провалило, получив наравне с НП 11 мест в парламенте (в 2012 г. без «Подемос» - 13 мест).

Важнейшей причиной неудачи левых, по-видимому, стала неопределенность их предвыборной программы по ключевому вопросу кампании - о независимости Каталонии. Объединение пыталось сконцентрироваться на вопросах социально-политического развития региона, а в этом вопросе допустило возможность любого решения: полной независимости, федерации или конфедерации с другими территориями Испании. При том уровне поляризации позиций участников предвыборной кампании по вопросу о независимости такая неопределенность сыграла с левыми, среди которых немало сторонников независимости, злую шутку. В итоге «Подемос» выходит на общеиспанские выборы с неопределенными перспективами и вынуждена пересматривать свои коалиционные планы, явно уступая инициативу набирающим ход «Гражданам».

Каталонские выборы стали знаковым событием и для перспектив борьбы местных националистов за независимость региона от Испании, и с точки зрения оценки общей политической ситуации в Испании на перспективу после парламентских выборов, назначенных на 20 декабря 2015 года.

Тот факт, что почти 2 млн. жителей Каталонии проголосовали за политические силы, впервые в постфранкистский период открыто выступившие за разрыв с Испанией, подтверждает реальность угрозы целостности страны. Это констатация серьезнейшего кризиса во взаимоотношениях самого развитого региона Испании с ее политическим центром, причем самое опасное в этом кризисе то, что политическое руководство ни в Мадриде, ни в Барселоне не показывает готовности к поиску компромиссов.

Правительство М.Рахоя с упорством, достойным лучшего применения, указывает на формальные, де-факто непреодолимые препятствия на пути к независимости Каталонии в условиях нынешней конституционно-правовой системы, сложившейся в Испании в результате процесса демократизации 70-80-х годов прошлого века.

Действительно, зафиксированное Конституцией автономное устройство страны не предусматривает никаких возможностей для самоопределения отдельных регионов Испании. Причем такая возможность не предусмотрена независимо от того, идет ли речь об автономиях с ярко выраженной национальной спецификой (кроме Каталонии, это Страна Басков и Галисия) или об автономных сообществах, сформированных на базе «исторических областей», этой специфики в ярко выраженной форме не имеющих (практически все остальные 14 регионов). Не имеют каталонцы и конституционного права на проведение в регионе референдума по вопросу самоопределения. По закону этот вопрос может решаться только на общеиспанском референдуме. Также у испанских судебных властей имеются все юридические основания квалифицировать действия руководителей каталонской автономии как противозаконные в случае продолжения реализации ими программы «отсоединения» Каталонии от Испании. Причем в результате к ним могут быть применены не только репрессии. Речь может идти о приостановке функционирования всех структур автономной власти и введении прямого управления Мадрида.

Однако очевидно и другое. В современных условиях невозможно игнорировать желание миллионов людей защитить свое право на национальную самобытность. Мы прекрасно видим это на примере безответственной политики Киева в отношении русскоязычного населения Юго-Востока Украины. Жесткая политика Мадрида, направленная на бескомпромиссное пресечение любых попыток каталонских националистов добиться самоопределения региона вплоть до отделения, только усиливает политические позиции сторонников независимости, порождает усиление настроений в пользу такого отделения в автономии, раскалывает каталонское общество пополам, делая невозможным политический диалог противоборствующих сторон и провоцируя эскалацию их противостояния.

В каталонском случае, как и в ряде других конкретных коллизий подобного характера в сегодняшней Европе, налицо проблема признания права на самоопределение малых наций со стороны политических элит континента. Если в начале 90-х годов прошлого века в связи с кризисом в СССР и Югославии западные политики конъюнктурно провозглашали справедливость такого права для народов Восточной и Южной Европы, то, когда проблема постучала в их дверь, реакция оказалась прямо противоположной. В рамках классической политики двойных стандартов сегодня лидеры Запада отказывают малым нациям Западной Европы в праве на самоопределение.

Испанский премьер в последние недели перед автономными выборами заручился недвусмысленной поддержкой А.Меркель, Д.Камерона, Б.Обамы и ряда других западных лидеров в своей бескомпромиссной позиции непризнания права каталонцев на само-определение. Фактически поддержал его и Евросоюз. Официальные лица Еврокомиссии неоднократно подчеркивали, что каталонская проблема - сугубо внутреннее испанское дело. Тем не менее высшие руководители ЕС в Брюсселе на протяжении последних полутора лет публично и не один раз подтверждали, что провозглашение Каталонией независимости приведет к ее автоматическому исключению из Союза и из зоны евро со всеми вытекающими из этого последствиями.

Невольно напрашивается аналогия с сегодняшней ситуацией на Украине. При полной поддержке Запада М.Рахой открыто игнорирует требования уважения национальных прав каталонского меньшинства, проявляя такую же политическую «глухоту», что и Порошенко в отношении русскоязычного Юго-Востока Украины. Разница только в том, что в отличие от Киева в Мадриде не маршируют фашиствующие «великодержавные» националисты, угрожающие свергнуть власть, если она попытается честно искать компромисс с «сепаратистами». Но ведь аналогия может быть продолжена. Как и в случае Украины, такое демонстративное пренебрежение интересами национального меньшинства в Испании вполне способно спровоцировать возникновение угрозы национальной целостности Испании в других регионах страны, помимо Каталонии. Причем речь может пойти не только о Стране Басков, где сепаратистские настроения традиционно сильны.

Говоря шире, надо признать, что феномен малого национализма в современной Европе как никогда актуален. Эта проблема, кроме Испании, стоит в практической плоскости в ряде вполне благополучных стран Западной Европы - Британии, Бельгии. Потенциально она присутствует и во Франции, и в Италии. Такая ситуация определяется отнюдь не только «эффектом бумеранга» недальновидного поощрения Западом дезинтеграционных процессов на Востоке и Юге Европы после завершения холодной войны. Речь идет также и о неэффективности реализуемой ЕС в течение десятилетий концепции «Европа регионов», которая никак не способствует лучшей защите интересов малых наций и народов Европы перед лицом и наднациональной бюрократии Брюсселя, и эгоцентричной бюрократии центральных правительств стран - участниц ЕС. А ведь региональный сепаратизм в Западной Европе никуда не исчез, и его исторические корни там не менее глубоки, чем в Восточной и Южной Европе.

И все же каталонский конфликт в первую очередь свидетельствует о самом серьезном общенациональном политическом кризисе в Испании со времени начала демократизации после смерти Франко в 1975 году.

Модель государства автономий, принятая в процессе демократизации, была вынужденным компромиссом между преобладавшими тогда в испанском политическом истеблишменте наследниками франкистской идеи «единой и неделимой» Испании и представителями национальных регионов и левой общенациональной оппозиции, выступавшими за максимальную децентрализацию власти в стране и предоставление широких полномочий территориям. События в Каталонии показывают, что эта модель практически исчерпала свой потенциал. Это хорошо понимают не только каталонские националисты, но и ведущая оппозиционная партия страны ИСРП, другие левые силы.

Обновленное руководство социалистов уже на каталонских выборах активно обкатывало идею конституционной реформы, направленной на федерализацию государственного устройства. Несомненно, этот вопрос встанет в центр предвыборной дискуссии в Испании перед грядущими общеиспанскими выборами в парламент. Скорее всего, он будет центральным местом и в предвыборной кампании, поскольку правящая Народная партия занимает по нему совершенно бескомпромиссную позицию, отрицая необходимость каких бы то ни было реформ в этой области.

Учитывая складывающуюся ситуацию в Каталонии, представляется, что единственный нетравматический вариант избежать отделения региона - это движение в сторону федерации и попытка достичь компромисса на этой основе не только с каталонскими сторонниками отделения, но и в других регионах, включая Страну Басков. Однако встает вопрос: какая политическая сила на общенациональном уровне способна взять на себя такую инициативу?

Политический кризис в Испании многогранен и не сводится только к системе взаимоотношений между центром и регионами. Похоже, что исчерпала себя и постепенно сложившаяся за 30 с лишним лет демократии система доминирования двух общенациональных партий, периодически меняющих друг друга у власти: левоцентристов из ИСРП и правоцентристов из НП. Последние несколько лет политическая жизнь в Испании наполнена бесконечными коррупционными скандалами на всех уровнях власти, независимо от партийной принадлежности «слуг народа». И социалисты, и особенно «народники», правящие в стране последние четыре года, несут большие репутационные потери из-за судебных преследований своих представителей за финансовые злоупотребления и коррупцию, допущенные во власти.

Череда коррупционных скандалов наложилась на политику жестких мер экономии, проводимую центральным правительством в условиях глубокого структурного кризиса испанской экономики, разразившегося в 2008 году и до конца не преодоленного до сих пор. Все это порождает в обществе растущее социальное недовольство и высокую степень разочарования значительной его части в сложившейся в стране системе политических партий. Именно этим объясняется феномен появления в последние годы совершенно новых политических образований, которые выступают с позиций неприятия коррумпированности испанского политического истеблишмента и претендуют на вытеснение традиционных партий из властных структур на общенациональном и региональном уровнях.

Каталонские выборы 27 сентября подтвердили эту тенденцию. Успех молодых центристов из партии «Граждане» стал знаковым в этом смысле. Уже в октябре опросы общественного мнения по всей Испании показали, что эта партия в состоянии серьезно потеснить и «народников», и социалистов за счет того, что к ней могут перейти голоса недовольных избирателей, надеющихся на приход в политику молодых лидеров, не запятнавших себя коррупционными скандалами.

Несмотря на относительную неудачу в Каталонии левых радикалов из «Подемос», их также нельзя сбрасывать со счетов. Объективно позиции «Подемос» значительно сильнее в Мадриде и ряде других регионов, чем в Каталонии. Эта партия опирается на сильнейшее недовольство среди испанцев жесткими мерами в социальной политике, огромной безработицей как следствием ортодоксально либерального курса правительства М.Рахоя, взятого им на вооружение как единственный способ преодоления структурного кризиса национальной экономики. «Подемос» реально угрожает отобрать значительную часть голосов у социалистов и подмять под себя теряющих инициативу «Объединенных левых», наследников испанской Компартии.

Еще одним аспектом политического кризиса в Испании является падение морального авторитета монархии как института. В результате коррупционного скандала, непосредственно затронувшего королевскую семью, авторитет предыдущего короля Хуана Карлоса I оказался серьезно подорван. Отречение монарха, сыгравшего важную роль в успешном процессе демократизации Испании, дало толчок росту антимонархических, республиканских настроений, особенно в Каталонии и Стране Басков, где они и раньше были сильны, стало поводом для негативного переосмысления достижений периода демократизации. Молодой монарх Филипп VI пока не производит впечатления харизматической личности, которая способна вернуть популярность институту монархии в испанском обществе. К тому же все более очевидным становится и тот факт, что традиционная функция объединения испанского общества, которую выполнял институт монархии в период демократизации, практически исчерпала себя сегодня, а следовательно, все большее число испанцев задумывается над тем, а зачем вообще нужна монархия.

Выборы в Каталонии, конечно, не дали окончательного ответа на вопрос, добьются ли своего сторонники независимости автономного региона. Тем не менее уже сейчас можно говорить о том, что Испания, как никакая другая страна Западной Европы, оказалась перед реальной угрозой утраты своей целостности. Развитие ситуации в ближайшие месяцы и особенно предстоящие общеиспанские выборы в парламент могут оказать решающее воздействие как на решение вопроса о независимости Каталонии, так и на коренное изменение в расстановке политических сил в стране.

Вместе с тем до парламентских выборов 20 декабря драматические подвижки в каталонском вопросе маловероятны. Любые резкие движения как сторонников, так и противников независимости региона до выборов в Конгресс депутатов (нижняя палата Генеральных кортесов, испанского парламента) чреваты серьезными потерями голосов избирателей и для тех и для других. Характерно, что «Демократическая конвергенция Каталонии» не ставит под вопрос свое участие в выборах в испанский парламент. «Левые республиканцы» пока не определили своей позиции, однако, скорее всего, они тоже пойдут на предстоящие выборы. Только радикалы из КНЕ занимают по этому вопросу до конца последовательную позицию и не намерены участвовать в выборах в парламент «другого государства». Впрочем, у этой партии нет и не может быть шансов провести своего представителя в Конгресс депутатов.

Наиболее вероятно, что острейшая борьба по вопросу независимости Каталонии вновь развернется после выборов в Конгресс депутатов. Исход этой борьбы не очевиден, и в значительной степени он будет зависеть от того, какая политическая сила выйдет победителем в декабре и сформирует правительство в Мадриде. В то же время, исходя из имеющейся расстановки сил в регионе, в Испании в целом, а также имея в виду позицию внешних сил, которые будут играть важную роль в окончательном решении этого вопроса, определенный прогноз относительно вероятности отделения Каталонии от Испании можно сделать уже сейчас.

Если рассматривать внимательно позицию ДКК по вопросу о независимости региона, то в ней выявится ряд серьезных слабостей. Прежде всего, «Конвергенция» и ее лидер А.Мас говорят о том, что они будут идти исключительно легальным путем к независимости. Однако такого легального пути в рамках ныне действующей Конституции для испанских регионов не существует. Фактически независимость может быть провозглашена в Каталонии только через апелляцию к праву наций на самоопределение вплоть до отделения, то есть путем нарушения конституционного порядка, установленного в Испании. Маловероятно, что ДКК во главе с А.Масом решится на такое. «Левые республиканцы» в этом вопросе занимают более решительную позицию и готовы идти на разрыв с испанским государством через нарушение Конституции. Тем более что сама партийная программа ЛРК фактически противоречит этому конституционному порядку, поскольку говорит о необходимости смены государственного строя - монархии на республику. Таким образом, надо признать, что декларируемая «Конвергенцией» приверженность легитимному пути достижения независимости Каталонии потенциально чревата расколом коалиции националистов.

Необходимо учесть также, что для формирования автономного правительства на базе абсолютного большинства, заявленного националистами как условие для реализации поэтапного плана отделения региона от испанского государства, коалиции нужно достичь соглашения с КНЕ. Эта партия занимает радикально левые, «антикапиталистические» позиции. Она не хочет видеть во главе «чрезвычайного» каталонского правительства А.Маса, являющегося представителем крупной национальной буржуазии и несущего свою долю ответственности за коррупционные скандалы в недрах ДКК. Более того, КНЕ выступает за выход независимой Каталонии из ЕС и зоны евро и за проведение ортодоксально левой политики в социально-экономической сфере. Такие нестыковки в позициях блока ДКК и ЛРК, с одной стороны, и КНЕ - с другой, не способствуют стабильности широкой коалиции сторонников независимости региона, если эта коалиция вообще окажется возможной.

Важнейшим слабым местом в позиции националистов, озвучиваемой прежде всего А.Масом, является тот факт, что они не мыслят независимую Каталонию вне Европейского союза, шенгенской зоны и зоны евро. При этом официальный Брюссель и лидеры ведущих стран - участниц ЕС неоднократно подтверждали, что Каталония при выходе из состава Испании потеряет статус участника ЕС и должна будет встать в конец очереди из стран - кандидатов на вступление. «Конвергенция» всячески пытается затушевать этот вопрос, однако в одном из недавних интервью А.Мас все же вынужден был признать наличие серьезной проблемы в вопросе сохранения участия независимой Каталонии в ЕС. Он прямо признал, что Испания всегда будет в состоянии наложить вето на вступление Каталонии в ЕС8.

При этом надо отметить, что необходимость участия в ЕС не ставится под сомнение никем из националистов, кроме упомянутых выше радикалов из КНЕ. Больше того, созданный правительством Каталонии Экспертный совет содействия национальной трансформации опубликовал исследование, из которого следует вывод о том, что независимое каталонское государство невозможно, если оно окажется вне зоны евро. Эксперты Совета настаивают на том, что Каталонии необходимо оставаться в зоне евро, даже в случае временного выхода из состава ЕС. В качестве решения они предлагают использовать прецедент, созданный применительно к Андорре и Монако9. Нет нужды говорить о том, что реальная перспектива оказаться вне ЕС может развеять эйфорию многих сторонников независимости региона, когда надо будет принимать окончательное решение.

Наконец, есть другая очевидная слабость в позиции националистов. Практически не обсуждается вопрос о существенных расходах, которые Каталония будет вынуждена нести как независимое государство в сфере внешней политики и безопасности. Речь идет о расходах на силовые структуры, на обеспечение безопасности границ, на борьбу с организованной преступностью и наркотрафиком, на участие в международных организациях системы ООН, на содержание, наконец, дипломатических представительств. В целом вопрос экономической цены независимости до сих пор остается вне обсуждения в каталонском обществе. Даже по самым предварительным расчетам, эта цена может с лихвой перекрыть ожидаемую сторонниками отделения от Испании экономию от прекращения отчислений Мадриду средств из бюджета автономии.

Оценивая перспективы достижения каталонцами независимости, надо обратить внимание на еще один существенный момент. В ходе политической борьбы вокруг этого вопроса как в Испании, так и за ее пределами совершенно отсутствует тема отношения НАТО к такой возможности. Скорее всего, отсутствие реакции союза на перспективу потери стратегически важной части территории одним из лояльных и надежных членов организации неслучайно. В ходе сентябрьского визита в Вашингтон испанского короля Филиппа VI Б.Обама недвусмысленно заявил, что США рассчитывают на сохранение «сильной и единой Испании»10. Сопоставляя многозначительное молчание НАТО с такой позицией американского президента, можно вполне предположить, что военно-политической организации Запада отводится своего рода роль ружья, висящего до поры до времени на стене.

Имея в виду отмеченные выше слабости в позиции каталонских сторонников региональной независимости и принимая во внимание позиции ведущих общеиспанских политических партий, руководства стран - участниц ЕС, самого Евросоюза и заокеанского «старшего брата», можно сделать достаточно уверенно вывод о том, что никто не позволит Каталонии стать независимой.

Безусловно, богатый опыт Запада в проведении жестких решений под прикрытием «незыблемых принципов» демократии, скорее всего, позволит избежать радикальных вариантов решения каталонского вопроса. Учитывая грядущие парламентские выборы, можно предположить, что в случае ухода от власти Народной партии поиск компромисса с каталонскими националистами будет идти в рамках конституционной реформы, возможно, через превращение Испании в федеративное государство. В случае же сохранения «народников» у власти, вполне возможен и жесткий сценарий, допускающий прямой конфликт центрального правительства с каталонскими националистами. На это вполне справедливо указывает А.А.Орлов, который отмечает, что «Мадрид сделал однозначный выбор в пользу принципа территориальной целостности государства, который зачастую вступает в коллизию с правом народов на самоопределение»11. При этом правовые и силовые рычаги, имеющиеся в распоряжении Мадрида, безусловная поддержка центрального правительства Испании со стороны Запада позволят на этот раз сорвать все планы сторонников независимости Каталонии. Вопрос лишь в том: надолго ли?

 

 

 1El País. 10.08.2014.

 2Sastre D.G. Mas avisa a Rajoy: o «referéndum vinculante» o elecciones plebiscitarias// El Mundo. 11.11.2014.

 3Programa electoral de Junts pel sí// http://juntspelsi.s3.amazonaws.com/assets/150905_Programa_electoral_v1.pdf//pp30-33.

 4García F.Romeva: «Vamos a un gobierno de concentración lo más breve posible»// La Vanguardia. 14.09.2015.

 5http://resultados.elpais.com/elecciones/cataluna.html

 6Ibid.

 7El Periódico. 06.09.2015.

 8Roger M.Mas: «Si los países de la UE no ratifican Cataluña, será un problema»// El País. 14.09.2015

 9Roger M. Un Estado independiente catalán será inviable si no forma parte del euro// El País. 14.07.2014.

10http://www.practicaespanol.com/AgenciaEFE/obama-expresa-a-felipe-vi-el-compromiso-de-eeuu-con-una-espana-fuerte-y-unida/

11Орлов А.А. Проблема сецессии на современном этапе. На примере Шотландии и Каталонии // Обозреватель-Observer. №1. 2015. С. 77-78.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати