Как-то раз экзамен по медицине или стоматологии стал возможностью почитать книгу. Не более того. Из телевизора доносился звук и голоса. На экране «говорящие головы» обсуждали достаточность меры наказания, назначенной игроку в американский футбол. Он явно нарушил правила. Вопрос был в том, достаточно ли будет подвергнуть его ударам плетью.
Эта ситуация навеяла мысль о том, что наказание стало основной характерной чертой американского общества и западного общества в целом. Пекарь из Колорадо был подвергнут наказанию за отказ испечь свадебный торг брачующимся гомосексуалистам. Окружной клерк или служащий правительства штата была подвергнута наказанию за отказ выдать свидетельство о браке брачующимся гомосексуалистам. Представителей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений подвергают наказанию за их критику бесчеловечного отношения Израиля к палестинцам. Активных граждан подвергают наказаниям за разглашение преступлений, совершенных правительством США (хотя активные граждане защищены федеральными законами).
Детей же наказывают за то, что они дети. При этом наказание исходит не от родителей. Полицейские могут «заломать» ребенка, нанеся ему серьезные увечья. А вот родители не могут и пальцем тронуть своих детей. Если ребенка отшлепать, как это было со всеми детьми моего поколения, тут же явится Служба по защите детей, именуемая «Гестапо». Ребенка забирают, отправляют в «камеру предварительной безопасности», а родителей арестовывают. За каждого забранного ребенка Служба по защите детей «Гестапо» получает премию от федеральных властей, и поэтому «гестаповцы» жаждут денег. Все, что современные родители могут себе позволить – это ограничить время на просмотр ТВ или на видеоигры. Но даже и это опасно, поскольку в школе детей учат сообщать о «неправомочном» поведении родителей. Многие дети усматривают в родительских советах и указаниях неправомочное поведение. Дети усвоили, что могут отплатить родителям за то, что те приучают детей к дисциплине, тем, что могут сообщить о своих родителях учителям или самостоятельно обратиться в Службу по защите детей. Дети, которые ведут себя таким неподобающим с общественной точки зрения образом, не понимают, что очень сильно рискуют разрушить жизнь своих родителей, также собственные, поскольку в итоге рискуют оказаться у приемных родителей, где крайне высок риск сексуального насилия.
Поскольку общество позволило детям бороться с собственными родителями, дети полагают, что это правило распространяется и на учителей, руководство школы, сотрудников службы безопасности в школах – психопатов с жетонами полицейских, призванных поддерживать дисциплину в школах путем грубой силы и насилия. Дети быстро выяснили, что поскольку родители ограничены применять телесное наказание, то и сотрудники службы безопасности в школах так же ограничены в этом. Однако это не так. В Южной Каролине 16-летнюю школьницу по имени Шакара сотрудник службы безопасности повалил на пол, протянул по полу и надел на нее наручники. Любого родителя, сделавшего то же самое, упекли бы в тюрьму. Сегодня школы более не являются центрами знаний. Они превратились в центры наказания. Детей наказывают по самым абсурдным причинам. Наказание провоцирует само детское поведение. Как однажды сказал известный американский ученый-педагог и культурный критик Генри Гиро, школа стала местом контроля, репрессий и наказаний: на территории 17 000 средних школ в США дежурят полицейские. Пяти- и шестилетних детей, уличенных в потасовках, арестуют и уведут в наручниках. Полиция раздает штрафы и наказания за то, что во времена моей школьной бытности было обычным поведением учащихся. Отстранение от занятий, а также записи в полиции препятствуют развитию детей и создают перед ними преграды. Вышеупомянутый случай насилия со стороны сотрудника службы безопасности школы по отношению к 16-летней школьнице по имени Шакара из Южной Каролины – это пример регулярно имеющих место случаев насилия в школе. Мать 13-летнего школьника из Луизианы сообщила, что сотрудник «школьной полиции» Джонатан Хардин, бандит и головорез, ударил ее сына по лицу в школьной столовой, за то, что мальчик стал в очередь не на свое место, и держал ее сына в удушающем захвата до тех пор, пока мальчик не упал без сознания. В Хьюстоноте, штат Техас, из-за конфликта вокруг мобильного телефона сотрудник службы безопасности школы нанес школьнику 18 ударов оружием полицейского.
Насилие полиции распространяется за пределы школ. Любой американец, которому не повезло встретиться с полицией, рискует получить удар электрошоком, быть арестованным и даже убитым. Протестующих против войны или по другим причинам избивают, обстреливают из спецсредств слезоточивым газом и арестовуют. Американское полицейское государство усердно работает над тем, чтобы подвергнуть уголовному преследованию любую критику в свой адрес. Насилие стало «визитной карточкой» Соединённых штатов. Насилие также является основой внешней политики США. В XXI веке миллионы людей были убиты или стали вынужденными переселенцами из-за насилия, совершаемого Америкой над всем миром.
Поскольку средние школы и полиция «работают сверх нормы», чтобы обучить детей, которые будут учить последующие поколения, что насилие – это единственное решение всех проблем, а подчинение безальтернативно, стоит ожидать, что жизнь в США будет нестерпимой, а сами США будут представлять еще большую угрозу для всего мира.
Публикацию и комментарий подготовил Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, доктор философии, независимый международный обозреватель
В погоне за созданием Американской империи Вашингтон привел в упадок не только свою экономику, но американское общество. Во времена Холодной войны в общественно-политическом дискурсе часто фигурировали идеологемы «Политическое руководство США и простые американцы – совершенно разные понятия», «Американские граждане такие же, как и остальные люди на земле» [Асеевский А. ЦРУ: шпионаж, терроризм, зловещие планы. М., 1985]. Однако уже в конце 80-х – начале
90-х гг., когда с окончанием Холодной войны и началось воплощение в жизнь концепции Американской империи, в американском обществе, не без влияния политического руководства, стали происходить изменения. Так, американские лингвисты Дж. Лакофф и М. Джонсон отмечали, что в период 90-х гг. в языковом репертуаре американских граждан стало появляться большое количество «военных метафор» – языковых конструкций, в основу которых положен мем «война» [Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2008]. Это значит, что ментальному конструкту социума постепенно стали прививать через повседневный дискурс понятие войны, делая из нее, как отметил Президент РФ В.В. Путин, «зрелищную медийную картинку». Понятие и мем «война» всегда сопряжены с другим мемом – «насилие», которое также стремительно «прививается» американскому обществу. При этом основным объектом такого воздействия в США являются дети: с одной стороны, им прививают понятие «ювенальной юстиции», которая наносит еще один удар по институту семьи – основе современного человеческого общества, а с другой – делает детей объектом насилия, прикрывая это заботой «об их безопасности». Выдающийся советский и российский литератор Сергей Михалков говорил: «сегодня они дети, а завтра народ». Исходя из этого, можно констатировать факт, что концепция «Американской империи» намерена превратить американское общество, с одной стороны, в «исключительное общество», а с другой – в общество, пребывающее в состоянии ожидания постоянного насилия над собой за поступки, взгляды или заявления, которые, как считают власти или органы правопорядка, являются «подозрительными».
Предлагаемая статья д-ра Пола Крейга Роберста – продолжение рассказа о бесславном закате проекта Американской империи, а также наглядный пример реализации в американском обществе антиутопий «1984» и «Государство страха».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs