ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

Сделать мир стабильным и безопасным

15:35 20.10.2015 • Сергей Лавров, Министр иностранных дел России

70-летие создания Организации Объединенных Наций стало крупнейшим международным событием текущего года. На юбилейную сессию Генеральной Ассамблеи ООН съехались более 150 глав государств и правительств. Один этот факт свидетельствует о широком признании уникальной роли, которую ООН, созданная с главной целью - не допустить повторения трагедии Второй мировой войны, играет в современных международных отношениях в качестве их центрального координирующего механизма.

Атмосфера в ходе политических дискуссий на Генассамблее в этом году была сформирована в значительной степени под воздействием выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина. Глава Российского государства дал четкую оценку непростой ситуации в сегодняшнем мире, обозначил главные «болевые точки» международных отношений и предложил конкретные меры по урегулированию наиболее острых конфликтов в мире. Лейтмотивом речи В.В.Путина стал призыв к объединению усилий для того, чтобы сделать мир стабильным и безопасным, обеспечить благоприятные условия для поступательного развития всех государств.

Многие сходятся во мнении, что нынешний этап мирового развития характеризуется обострением конкуренции в процессе формирования новой международной системы, призванной соответствовать реалиям ХХI века. Мир меняется, происходит перераспределение глобального баланса в сторону центров силы и влияния, находящихся за пределами западного ареала, который на протяжении столетий привычно воспринимался в качестве «законодателя мод» в политике и экономике. Однако так называемый «исторический Запад» пока не готов смириться с относительным сокращением своего веса в глобальных делах. США продолжают настаивать на том, что только им под силу обеспечение лидерства в решении, по сути, любых международных проблем, а удел остальных - идти по следам ведомого Вашингтоном западного альянса. Это не устраивает те народы - а их сегодня большинство, - которые хотят сами определять свое будущее, свободно выбирать модели собственного развития, оберегать свою культуру и свои традиции.

Конкуренция в международных делах - обычное, нормальное явление. Совершенно естественно, что каждое государство стремится внести свой вклад в определение контуров формирующегося мироустройства, добивается обеспечения своих интересов. Принципиально важно, однако, чтобы эти процессы удерживались в цивилизованных рамках, соответствовали общим для всех правилам, то есть, если говорить о международных делах, вписывались в рамки международного права, фундаментом которого является Устав ООН. Это означает, что всеми игроками в мировой политике должна признаваться центральная роль ООН, главная ответственность ее Совета Безопасности в вопросах поддержания международного мира и безопасности. Суть работы
СБ ООН состоит не в том, чтобы обеспечивать полное единомыслие между его членами - в сегодняшнем полном противоречий мире это просто невозможно, - а в том, чтобы вырабатывать сбалансированные решения, учитывающие взаимные интересы.

К сожалению, пока не все государства рассматривают ООН через призму таких представлений. Если в период холодной войны деятельность системы ООН была в значительной степени скована противостоянием двух мировых систем, то в последний период со стороны ряда западных государств, прежде всего США, обозначилась тенденция к превращению ооновских механизмов, включая Совет Безопасности, в инструменты обслуживания своих интересов, обеспечения своего доминирующего положения в мире. Если же это не получается - предпринимаются действия в обход СБ ООН, включая силовые механизмы и вмешательство в дела суверенных государств вплоть до поощрения государственных переворотов, смены власти неконституционным путем.

Как подчеркивал в Нью-Йорке В.В.Путин, это опасный путь. Попытки расшатать авторитет и легитимность ООН могут привести к обрушению всей архитектуры международных отношений, усилению конфликтности, расширению пространства хаоса и беззакония. События последнего периода свидетельствуют о том, что практически ни в одной стране, где применялись подобные методы, не были достигнуты результаты, которые провозглашались при начале соответствующих кампаний.

И наоборот, когда ведущие государства, прежде всего постоянные члены СБ ООН, находят общий язык, обеспечивают сложение усилий ради достижения согласованных целей, как правило, удается добиваться позитивных результатов. Последние примеры - успех скоординированной работы по ликвидации сирийского химического оружия и достигнутая в результате длительных и сложных переговоров договоренность об урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы. Именно на этот опыт опирается инициатива В.В.Путина по созданию широкой антитеррористической коалиции с целью объединения на основе международного права усилий всех, кто противостоит ИГИЛ и другим террористическим структурам на Ближнем Востоке.

30 сентября мы провели министерское заседание СБ ООН, посвященное комплексному анализу связанных с этим проблем. По поручению Президента России представили партнерам проект резолюции о координации действий всех сил, которые ведут борьбу с ИГИЛ и другими террористическими структурами. Он опирается на ранее принятые документы Совета с упором на выстраивание слаженных контртеррористических действий на основе принципов международного права.

Пока, однако, встать на путь выработки общих подходов к проблеме резкого всплеска терроризма и экстремизма в регионе Ближнего Востока и Северной Африки не удается. Мы продолжаем сталкиваться с попытками подмены приоритетов, когда, например, на первое место фактически выдвигается не задача разгрома террористических группировок, а стремление добиться смены режима Б.Асада в Сирии, или когда террористические отряды пытаются использовать с целью оказания влияния на формирующуюся новую расстановку сил в данном регионе. В конечном итоге это свидетельствует о недооценке серьезности экстремистской угрозы, о все еще бытующих иллюзиях относительно того, что с террористами можно будет «разобраться» потом, когда они будут больше не нужны для достижения политических целей. Вновь, уже в который раз, мы видим явное преувеличение собственных возможностей влиять на ход событий.

Многие историки сходятся на том, что и Первую, и Вторую мировые войны можно было предотвратить, если бы присутствовали ясная политическая воля и осознание того, к каким масштабным катастрофам двигалась Европа - а с ней и весь мир. Попутно замечу, что наша страна и в послевоенный период последовательно стремилась к поддержанию основ неделимой безопасности на европейском пространстве. Еще в 1954 году СССР предложил разработать договор о коллективной безопасности в Европе, чтобы предотвратить военно-политический раскол континента. Эти идеи были отвергнуты. Не были услышаны наши предложения и в новых условиях, когда вместо создания общеевропейского пространства безопасности был избран конфронтационный путь расширения НАТО на Восток.

Проявлением накопившихся системных проблем в Европе, результатом отказа западных стран от работы на основе подлинного равноправия и партнерства стал украинский кризис. Исходим из того, что его урегулирование на основе всестороннего и последовательного выполнения Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года способствовало бы поиску общих ответов на реальные вызовы, которые являются одинаковыми для всех европейских государств.

Не хочу приводить прямые параллели - речь идет об угрозе иного порядка, - но остановить террористов, рвущихся к власти на огромном пространстве от Португалии до Пакистана, можно, только ясно определив цели и сплотив ряды. ООН создавалась 70 лет назад именно для того, чтобы сделать это возможным.

Очевидно, что обеспечение международной стабильности является необходимым условием устойчивого поступательного развития. В ООН был запущен беспрецедентный глобальный проект в области развития - в 2000 году страны-члены приняли амбициозную повестку дня, сформулированную в конкретных обязательствах - Целях развития тысячелетия. Их в значительной мере удалось выполнить - сокращены масштабы нищеты и голода, уровни детской и материнской смертности, расширен доступ к услугам здравоохранения и образования. Вместе с тем достигнутый прогресс неравномерен. Впечатляющие успехи обеспечены в основном за счет высоких темпов роста нескольких крупных развивающихся экономик.

Рассчитываем, что реализация принятой в Нью-Йорке новой Глобальной повестки дня в области развития на период до 2030 года позволит не только закрепить результаты 15-летних усилий международного сообщества, но и вывести работу на качественно новый уровень. В результате интенсивных переговоров согласован набор из 17 Целей устойчивого развития - ключевых ориентиров многостороннего взаимодействия, направленного на обеспечение мирного и гармоничного развития современной цивилизации, - и 169 задач в этой области. Для каждой из целей определены конкретные меры в сфере мобилизации внутренних и внешних финансовых ресурсов, развития торгово-инвестиционного сотрудничества, передачи технологий, облегчения долгового бремени, совершенствования международной финансовой системы.

Но, повторю, эти задачи могут быть реализованы только в мирных условиях. Для того чтобы гарантировать их решение, существует только один путь - договариваться. Можно, конечно, исходить из того, что чье-то экономическое или военное превосходство позволит не считаться с интересами партнеров и делать все по своему усмотрению. Международную ситуацию сегодня расшатывают попытки осуществления социальных экспериментов в зарубежных странах, подстегивания перемен в иностранных государствах в соответствии с собственными идеологическими установками.  Это приводит к трагическим последствиям, охватывающим целые регионы.

Но история - от Римской империи до наших дней - доказывает, что такие надежды всегда оказывались тщетными и мечта о мировом господстве - не более чем вредная химера. А раз так, то, как бы это ни было трудно и мучительно, придется искать компромиссы и совместно определять взаимоприемлемые контуры новой международной системы. В предшествующие столетия это делалось не раз. Отличие сегодняшней ситуации в том, что речь больше не идет о главенствующем положении Европы и договоренности должны иметь глобальное измерение. Без сомнения, наилучшей площадкой для такой работы является ООН и ее Совет Безопасности, которые, по сути, изначально были созданы в качестве механизмов коллективного управления полицентричным миром.

Разумеется, ООН нуждается в реформировании - ведь за семь десятилетий в мире многое радикально изменилось. Процесс адаптирования Организации к новым условиям, по существу, идет постоянно. Насущной задачей является дальнейшее развитие Организации в интересах становления глобального управления, отвечающего потребностям XXI века. Оно может быть обеспечено только на основе согласия ведущих центров силы и влияния современного мира, признания его цивилизационного богатства, вовлечения максимально широкого круга игроков, развития сетевой дипломатии, предполагающей создание гибких структур для партнерского взаимодействия в мировых делах.

В ООН создаются новые институты, совершенствуется повестка дня, более эффективной становится миротворческая деятельность. Учрежден ряд важных органов системы Объединенных Наций. Речь идет, например, о Комиссии по миростроительству - координирующем звене в усилиях по оказанию содействия странам, выходящим из «горячих» кризисов, - а также о Фонде по миростроительству. В результате реформы правозащитного направления образован Совет ООН по правам человека.

При этом крайняя осторожность требуется в вопросе о реформе Совета Безопасности с учетом той особой роли, которую этот орган выполняет в системе ООН. Выступаем за продолжение переговорного процесса по всем имеющимся предложениям без искусственного сужения повестки дня, установления графиков и крайних сроков. В рамках межправительственных переговоров должен быть продолжен поиск такой модели расширения Совета, которая пользовалась бы широким согласием государств - членов ООН, - гораздо более значительным, чем две трети голосов, формально необходимых для принятия решений в Генассамблее. Ориентиром для нас остается задача придания Совету более представительного характера за счет расширения представленности развивающихся государств.

Право вето - не привилегия и не инструмент давления. Этот механизм является гарантией того, что принимаемые СБ решения будут максимально сбалансированными и взвешенными. Тем самым блокируется возможность продавливания политизированных подходов, диктуемых узконациональными интересами отдельных членов Совета.

Право вето является одним из пяти ключевых вопросов реформирования Совета, как они определены в решении ГА ООН в сентябре 2009 года, которые, убеждены, должны обсуждаться в неразрывной связке. Любые попытки «выдернуть» тему вето и инициировать ее обсуждение вне рамок межправительственных переговоров контрпродуктивны и могут привести не только к подрыву этого формата и размыванию лежащего в его основе и согласованного всеми «пакетного подхода», но и торпедированию многолетней работы по сближению позиций государств - членов ООН по реформе Совета Безопасности.

Как представляется, ответственное отношение к праву вето заключается не только в том, чтобы воздерживаться от его использования без необходимости, но и в том, чтобы не провоцировать к этому других членов. А такие ситуации, к сожалению, - не редкость. Взять, например, недавнее голосование в СБ ООН по проекту резолюции о Сребренице, когда наша страна была вынуждена не допустить принятия документа, содержащего несбалансированные оценки исторических событий, - ведь тогда было бы трудно поставить преграду использованию СБ для вынесения политизированных оценок прошлого, а это увело бы Совет далеко от выполнения его уставной миссии. Такой же провокацией была попытка в июле 2015 года заставить СБ ООН создать своим решением трибунал для суда над виновными в катастрофе с малайзийским «боингом», хотя расследование и до сих пор не пришло к окончательным выводам, а проводилось оно при полном игнорировании требований резолюции 2166 Совета, в соответствии с которой СБ должен был регулярно информироваться о ходе следствия, а ИКАО - играть ведущую роль. Ни того ни другого сделано не было.

Необходимо перестать использовать ООН в узкокорыстных односторонних целях. Как подчеркнул Президент В.В.Путин, мы все разные, и к этому надо относиться с уважением. Никто не обязан подстраиваться под одну модель развития, которую кто-то когда-то объявил единственно верной.

В качестве вызова планетарного масштаба Россия рассматривает глобальное изменение климата. В контексте подготовки к Парижской конференции по климату в декабре этого года ориентируемся на разработку всеобъемлющего юридически обязательного документа с участием всех без исключения стран, который стал бы прочной основой справедливого долгосрочного климатического урегулирования, сбалансированного во всех его аспектах - экономическом, научном, экологическом и политическом. Обнародовали параметры своих возможных обязательств в новом соглашении: ограничение к 2030 году антропогенной эмиссии парниковых газов на уровне 70-75% от выбросов 1990 года при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов.

Особое внимание в рамках ООН намерены продолжать уделять межгосударственному сотрудничеству в области защиты и поощрения прав человека. Эти вопросы зачастую поднимаются на щит, когда нужно оправдать те или иные действия, которые не могут быть обоснованы в рамках существующих международно-правовых норм. Осуществляется политизация всего спектра работы ООН на социально-экономическом, гуманитарном, правочеловеческом, экологическом, культурном направлениях. Гипертрофированно подаются гендерная проблематика и права ЛГБТ. Более того, эти элементы используются в качестве инструмента давления на государства - члены ООН.

Считаем необходимым избавить международное сотрудничество в правочеловеческой области от мессианства, от попыток утвердить какую-то одну систему ценностей в качестве «золотого стандарта». Нет и не может быть иного пути, кроме как развивать равноправный, взаимоуважительный диалог.

На протяжении многих лет Россия последовательно выступает за возвращение к подлинному партнерству на основе международного права. Сегодня в условиях становления нового полицентричного мироустройства пришло время сделать крупные шаги в сторону оздоровления ситуации в мире, вернуться к культуре поиска компромиссов в интересах преодоления глобальных вызовов. Осознавая ответственность за будущее человечества, Россия готова к объединению усилий.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати