Фото: cont.ws.
Перспективам развития отношений между Россией и странами АТР в ближайшие годы была посвящена дискуссия в Российском совете по международным делам (РСМД) в формате «круглого стола». Он был приурочен к 25-летию восстановления дипломатических отношений между Россией и Южной Кореей. Содействие в проведении мероприятия оказали Корейский институт экономической политики (KIEP) и Московский Центр Карнеги.
Последние два года ознаменовались значительными изменениями в мировой политике. Даже прирожденные скептики не могут не замечать смены внешнеполитических приоритетов ведущих мировых держав. Эскалация конфликта на Ближнем и Среднем Востоке, претензии на лидерство Китая, события на Украине, - все это привело к смене мэйнстрима. Особенно отчетливо это видно в России, где доктрина евразийства переживает свое второе рождение. Разумеется, эта концепция была популярна и раньше. Но теперь, когда из-за кризиса на Украине Москва сталкивается с политическим и экономическим давлением США и Европы, отношения нашей страны с незападными странами приобретают особое значение. Одним из важнейших партнеров нашей страны на дальневосточном направлении стала Республика Корея.
Интересующимся темой хорошо известно, что важнейшей площадкой по выработке совместной стратегии развития стал основанный в 2011 году Азиатско-тихоокеанский форум, способствующий выработке совместного взгляда двух стран на развитие Юго-Восточной Азии. Поддерживаются контактына уровне дипломатии так называемого «второго трека», то есть неправительственного посредничества в решении межгосударственных вопросов повышенной чувствительности. К подобной деятельности привлекаются ведущие «фабрики мысли» двух стран и национальных институтов международных отношений. Большую работу по поддержанию контактов и сотрудничества проводит Посольство Республики Корея в Москве.
«Российский и корейский бизнес осуществляет ряд важных проектов и ведет довольно плодотворное сотрудничество, - сказал в своем выступлении вице-президент департамента Европы, Америки и Евразии Корейского института экономической политики (KIEP) Дже Ён Ли. – Свидетельством тому многочисленные проекты корейских строительных фирм, например, «Lotte Hotel», присутствие на российском рынке фирмы «Huyndai» и других общепризнанных брендов, вплоть до парфюмерии и фармакологии. Знаком взаимного доверия стала отмена визового режима нашими странами, а также многочисленные научные и гуманитарные контакты. В настоящее время в России обучается 86 тыс. студентов из Южной Кореи, 4 научных сотрудника работают в России».
Дже Ён Ли подчеркнул, что за прошедшие четверть века регион АТР превратился в один из центров развития мировой экономики и ему требуются новые стимулы для развития и нестандартные подходы в политике и экономике. Для этого российское правительство активно развивает новую восточную политику. Достигнуты большие успехи, но необходим синергетический эффект, благодаря которому в выигрыше должны оказаться все основные политические игроки региона, включая Корею, Китай и Японию.
«Об интенсивности контактов российской и корейской стороны за прошедшие 25 лет свидетельствуют 26 встреч на высшем уровне, -подчеркнул в своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея в России Ро Бёк Пак.- Однако обе страны должны выйти на новый уровень развития, придав ему должную динамику. Этой задаче призвана способствовать «евразийская инициатива», провозглашенная президентом Республики Корея Пак Кын Хе в 2013 году».
Мирное развитие региона невозможно безразрешения конфликта на Корейском полуострове. Официальный визит председателя Народного собрания КНДР в Москву на празднования 70-летия Победы дает повод на это надеяться. Тесное экономическое и политическое взаимодействие между странами предполагает реализацию масштабных проектов развития логистики. Они уже реализуются в области железнодорожного строительства и энергообеспечения. Посол Республики Корея выразил уверенность, что реализация масштабных идей придаст отношениям двух стран в регионе должную динамику.
«В настоящее время перед Россией стоит грандиозная задача подъема экономики Сибири и Дальнего Востока, - заявил заместитель директора Первого департамента Азии МИД России Игорь Сагитов.- Эта задача невыполнима без активного развития политического диалога по всем спорным вопросам и создания должной нормативно-правовой базы для деятельности бизнеса в регионе. Сегодня российско-корейский товарооборот составляет 27 млрд. долларов. Однако экономическое сотрудничество на данном этапе имеет в своей основе дисбаланс, который необходимо устранить. Стабилизирующую роль в регионе мог бы сыграть трехсторонний диалог с участием Пхеньяна, подразумевающий активизацию участия в совместных экономических проектах в обмен на денуклеаризацию региона».
По мнению профессора Университета Кённам, бывшего председатель Комитета при Президенте Республики Корея по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии Ли Су-Хуна происходящие изменения в Восточной Азии неотделимы от нарастающей конкуренции между США и Китаем, подвергающей испытанию российско-корейское партнерство.
«Процесс, который сейчас происходит, связан с демонтажем международного порядка, во главе которого стоят США, - сказал ученый.- В этой ситуации обострились территориальные споры между странами-соседями, ярким примером этого могут стать претензии Японии на так называемые северные острова и китайско-японский спор из-за островов в Восточно-Китайском море. В условиях кризиса резко возросло значение собственной идентичности и споры о ней. Каждый в сложившейся ситуации стремится к своей цели. Япония надеется стать так называемой нормальной страной, обзавестись своей внешней политикой. США стремятся к сохранению глобального лидерства. С этой целью администрация Обамы проводит сдерживание Китая путем политики ребалансирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
По словам Ли Су-Хуна, Корея и Япония тесно связаны с Китаем как исторически, так и экономически. Обе страны идут на реинтеграцию рынков и в перспективе на присоединение к Азиатскому банку структурных инвестиций, созданному в 2014 году. США стремятся сдерживать Китай через двусторонние отношения с Японией и Кореей. По мнению эксперта, преодолению кризиса в условиях изменившейся мировой архитектуры управления может способствовать ликвидация существующих экономических и политических барьеров в японо-корейском диалоге.
Болезненной проблемой в Северо-Восточной Азии остается северокорейская ядерная программа. По словам Ли Су-Хуна, она возникла как своеобразный способ выживания КНДР в нестабильной международнойобстановке. В этих условиях перспективным было бы вернуться к итогам и четвертого раунда шестисторонних переговоров по корейской проблеме в 2005году. Президент Республики Корея делает со своей стороны все возможное для «наведения мостов» в регионе. Показательным стало ее присутствие в Пекине 3 сентября на параде, посвященном 70-лнтней годовщине окончания Второй мировой войны. Задачей Республики Корея остается способствование формированию сбалансированной политики взаимоотношений между США и Китаем. В то же время «Евразийская инициатива» предполагает необходимость тесного взаимодействия с Россией. По выражению президента Республики Корея (2003-2008) Ро Му Хена, история Кореи на протяжении длительного времени была историей периферийной страны. У современного политического руководства страны задача состоит в том, чтобы не повторять ошибок прошлого.
«Нынешние проблемы российско-южнокорейских отношений значительно сложнее, чем все предыдущие, - подчеркнул исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин. – На днях состоялся давно задуманный Вашингтоном проект Транстихоокеанского партнерства (ТТП) по созданию зоны свободной торговли в АТР. В этих условиях возникает вопрос: «Евразийская инициатива» - альтернативный или кооперационный проект? Двусторонние отношения наших стран ныне оставляют желать лучшего. Разумеется, важно, что Южная Корея не присоединилась к санкциям против России, но отсутствие встреч на высшем уровне уже два года – довольно тревожный знак. Было несколько возможностей провести подобные консультации«на полях» саммитов «большой двадцатки» в Брисбене и саммита АТЭС в Пекине, однако ими не воспользовались. Наконец, мы крайне слабо инвестируем в южнокорейскую экономику. Общий объем российских вложений в этой стране не превышает 2,5 млрд. долларов. Возможности сотрудничества наших стран используются максимум на 10%. Тем временем созданные в Сибири и на Дальнем Востоке Территории опережающего развития, ждут южнокорейских инвестиций, а это невозможно, если все ведущие страны региона не сбалансируют отношения между собой».
«За первое десятилетие нового века Республика Корея – самый молодой участник интеграционных процессов в Азии - превратилась в универсального игрока мировой экономики и яркий пример диверсификации производства, - заявила директор Российского центра исследований АТЭС, доцент МГИМО (У) МИД России Наталья Стапран. - Изменившиеся условия в мире и регионе подсказывают, что на первое место выходят геоэкономические соображения и осознание необходимости создания новых институтов интеграции с учетом мнения всех основных субъектов экономического развития. Нужно не бояться создавать и развивать подобные новые институты».
«За прошедший период российско-южнокорейские отношения приобрели характер стратегического партнерства, - заявил известный российский дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД Глеб Ивашенцов.- Между нашими странами существует огромный спектр взаимодействия – от прикладной науки до освоения космоса. Свидетельство тому – созданный при поддержке российских специалистов Южнокорейский космический центр Наро и полет первой астронавтки Ли Со Ён. Более трети объема топлива для атомных электростанций поступает из России. О высоком уровне доверия между нашими странами свидетельствует отмена визового режима. Нет политических партий, выступающих с антироссийскими лозунгами. Однако необходим переход на новый уровень стратегического партнерства. Главной военной угрозой в регионе уже шесть десятилетий остается противостояние «двух Корей».Экономический подъем Дальнего Востока невозможен без мира в регионе, а значит – без предложения Пхеньяну выгодных условий экономического сотрудничества. Для придания импульса развитию Сибири и Дальнего Востока в России создано 9 территорий опережающего развития, Они функционируют в Республике Саха (Якутия), на Чукотке, в Приморском и Хабаровском краях. В перспективе – формирование новых ТОРов на островах Русский и Уссурийский. Приток инвестиций, технологическое и кадровое оснащение предприятий призвано превратить Дальний Восток в мощный транспортный и индустриальный узел. Формирование нового кооперативного проекта с участием России и корейских государств призвано существенно упростить экономические связи между Азией и Европой. Особое значение в России придают развитию Северного морского пути, который должен стать конкурентным проектом глобального значения».
В качестве примера сотрудничества двух Корей Г.Ивашенцов привел Кэсонский промышленный комплекс и подчеркнул, что этот опыт своеобразной ячейки полицентрического сотрудничества необходимо распространить и на другие северокорейские объекты.
О проектах энергообеспечения и строительстве энергомостов в регионе рассказал экспертам Заместитель генерального директора ПАО «РусГидро» Сергей Цой: «Основная задача осуществляемых проектов - снижение потребности в электроэнергии в каждом отдельном элементе энергосистемы. Вспомним, что еще в Советском Союзе было сделано немало для переоснащения инфраструктуры страны. В изменившихся условиях изменились и энергетические связи наших ближайших соседей. Так, Закавказье во многом завязано на поставки электроэнергии Турции, Ирана. Частично функционирует построенная еще во времена СЭВ энергосистема «Мир», по которой получают электроэнергию наши соседи в Восточной Европе. Из Сибири электроэнергия поступает в Монголию и Китай. В условиях реконструкции промышленного комплекса Сибири и Дальнего Востока Россия стремится создать «Азиатское энергетическое суперкольцо», которое в перспективе соединит энергосистемы Японии, КНР, Республики Кореи и России. Ожидаемый результат – создание множества инвестиционных проектов в регионе». Реконструкция железнодорожных путей также вносит существенный вклад в развитие Дальнего Востока. Одним из самых успешных стало осуществление так называемой «дороги сотрудничества» Раджин-Хасан. Основная ее задача - способствовать более энергичному развитию города Расон, в котором создана торгово-экономическая зона КНДР. Железнодорожная магистраль Раджин-Хасан, связав Европу и Азию, уже привела к активизации грузовых перевозок на этом участке.
«На данный момент в российско-южнокорейских отношениях существуют возможности для реализации двух сценариев – инерционного и позитивного, - заметил заведующий сектором общих проблем АТР ИМЭМО РАН Александр Федоровский. – Значительный вклад в развитие региона могла бы внести зона свободной торговли с Вьетнамом. Потенциал такого проекта велик, но есть определенные трудности с реализацией этой задачи. Вьетнам, как и Корея, стремится к международной интеграции. Но в случае развития отношений с ЕАЭС и ЕС Ханой может натолкнуться на технические барьеры и различные требования к стандартизации продукции. Необходимо активное взаимодействие между российскими и вьетнамскими специалистами в этом вопросе».
На Дальнем Востоке идет сложная работа по созданию гармоничного объединения стран, заинтересованных в поступательном развитии на условиях взаимоуважения и тесного экономического сотрудничества, координации усилий без единого «центра управления». Профессиональные контакты экспертов Москвы и Сеула важны для выработки сбалансированной внешнеполитической линии двух стран и процветания Дальневосточного региона. Будем надеяться, что ключ к развитию Северо-Восточной Азии, к миру и стабильности совместными усилиями будет найден.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs