Заседание руководства ФРС.
Фото bloomberg.com
Зритель любит детективы, а деньги любят тишину.
При этом деньги любят ещё большой шум где-то там, в стороне, чтобы эта самая тишина была максимально гарантирована, когда всё внимание почтенной публики переключено на иные информационные потоки.
Вот, о чём говорит вся европейская и американская пресса в последние недели? (За африканскую и латиноамериканскую отвечать не стану). Вся-вся-вся европейская и американская пресса переполнена материалами на две темы: беженцы в Европе и русские в Сирии. На это проецируется фокус внимания сотен миллионов людей.
Но – дело известное: когда затевают подобные кампании под крики: «Всем смотреть туда!», у автора всегда возникает неистребимое желание посмотреть в прямо противоположную сторону.
Уже не раз приходилось писать о том, что именно там, за спиной, – при развороте внимания на 180 градусов – можно увидеть события или тенденции, от которых отвлекает информационный шум СМИ. Значит, именно там происходит самое интересное и удивительное. Прямо, как у Высоцкого: «Удивительное – рядом, но оно – запрещено».
Вот и обратим внимание на тот элемент нынешней мировой политики, от наблюдения за которым всячески отвлекают почтенную публику. Знают, что эти новости публике будут не по вкусу, поскольку за ними кроется перспектива, когда у почтенной публики окажутся пустые кошельки и карманы. И эта, знаете ли, штучка будет посильнее событий в далекой Сирии или миллионных толп беженцев под окнами европейцев… Хотя, последнее – тоже «не айс».
Начнем, пожалуй, с простого вопроса: «О чём Вам говорит дата 17 сентября 2015 года?»
Если Вы, уважаемые читатели, в курсе дела – это прекрасно, значит, информационная работа по смещению фокуса общественного внимания Вас не ввела в заблуждение!
Но, если кто-то всё же пропустил этот Исторический момент, то позвольте напомнить, что 17 сентября 2015 года Федеральная резервная система США (ФРС) не решилась менять стоимость долларового кредита и оставила свою ключевую ставку на отметке 0,25%.
Поясним, что долгие десятилетия ХХ века классическая ставка банковского кредита находилась в пределах 5-6%. Столько стоили заемные кредитные деньги. Взял в долг у банка 100 баксов – отдал 106.
При этом, если экономика начинала, как говориться, «перегреваться», т.е. производство выходило на траекторию «перепроизводства», и это грозило кризисом (самый знаменитый был кризис перепроизводства – 1929 года, открывший Эпоху Великой депрессии, которая завершилась в США только к середине-концу Второй Мировой войны), то банковская ставка повышалась до 8-9%. В результат подъема ставки, заемные деньги становились дороже, и, таким образом, гасился выходящий за рамки нормы темп экономического развития.
Зато, когда требовалось, наоборот, это развитие, это темп подстегнуть и выйти на траекторию подъема, банковская ставка могла опускаться до 3-4%. Заемные деньги дешевели, и экономика шла в гору.
Но сейчас настали времена, когда это не-ра-бо-та-ет! Не работает система, и всё тут!
ФРС с 2009 года держит ставку на уровне 0,25% (!), т.е. выдает банкам кредиты почти даром, а экономика США не «заводится». Примерно такая же картина в Евросоюзе, где некоторые страны ради провоцирования (в хорошем смысле слова) экономического подъема даже установили «отрицательную» (!) ставку. Тем самым поощряя людей не хранить свои средства в банках, а забирать их оттуда и вкладывать – хоть в производство, хоть в потребление. И что? И ни-че-го.
Вот в какой ситуации 17 сентября состоялось заседание правления ФРС, накануне которого среди экспертов шло обсуждение на тему: «Поднимет ФРС ставку или не поднимет?». С, естественно, прогнозами: «Каким образом любой из этих вариантов скажется на перспективах американской и мировой экономики?»
Не будем разбирать варианты, предложенные тогда экспертами. По той простой причине, что решение уже принято – ставка остается на том же уровне 0,25%.
А, вот понять, как выражался один литературный герой: «Что же это, черт возьми, означает?!», будет весьма интересно. И в ходе этого разбора полетов станет, как полагаем, совсем уже понятно, почему эта важнейшая для американской и мировой экономики тема оказалась в центре внимания специалистов, но была намеренно (?) выведена из фокуса внимания почтенной публики.
Итак, «Ставка больше, чем жизнь… экономики США».
Почему экономики США? Потому что экономика США обременена очень крупными кредитными обязательствами.
Эта кредитная система начала складываться после Второй Мировой войны, и расцвела в 1980-е годы при президенте Рейгане, который прислушался к своим советникам-экономистам и дал добро на создание «экономики кредита», в которой любой товар можно было приобрести, даже не накопив на него денег, – пошел в банк, взял кредит и купил товар. А, чтобы кредиты было проще гасить, любой должник мог пойти в другой банк и «перекредитоваться».
То, что сейчас называется «кредитной историей», когда при «плохой истории» (долги не возвращены) новых денег на «перекредитование» Вам ни один банк не даст, – тридцать лет назад банки в США не интересовало. Сама экономическая система была заточена на максимальный рост потребления через постоянную кредитную подпитку покупательной способности граждан. И, таким образом, конечным итогом потребительского бума стал мощный рост производства товаров и услуг. Их быстро потребляло кредитное общество. Наращивая свои долги. Но последним обстоятельством никто особо не заморачивался. Праздник казался вечным…
Не будем вдаваться здесь в подробности перевода американских производств в Азию в конце прошлого – начале нынешнего веков. Это – отдельная песня, после исполнения которой в США началась деиндустриализация, и сегодня их крупнейший ВВП планеты формируется на 30% из вклада производства, включая сельскохозяйственное, и на 70% из услуг, в том числе, финансовых, в том числе, спекулятивных. Да, это называется «деиндустриализация», хотя эти 30% производства оцениваются огромной суммой в 5 триллионов долларов.
Но… взгляните на то, что стало с городом Детройтом, являвшимся десятилетиями флагманом американского и мирового автомобилестроения. Был – Флагман, стал – Банкрот…
Экономическая власть в США перешла от производственников к финансистам. И в результате этих метаморфоз американского финансово-экономического бытия, в Штатах появилась фраза: «Если прежде мы говорили – что хорошо для «Дженерал моторс», то хорошо для Америки, то теперь мы говорим – что хорошо для Уолл-стрит, то хорошо для Америки».
Другими словами, американское общество пришло к ситуации, когда деньги стали более важным компонентом жизни, чем производство. Когда из инструмента обслуживания интересов производства и людей деньги превратились в самодостаточную, притом, замкнутую систему, которая может продуцировать прибыль «себе любимой»: кредиты, в том числе, потребительские, а также биржевые игры приносят финансистам значительно бОльший доход, чем инвестиции в новые производства.
Но производство-то без кредитов уже не может. Их набрано – на сотни миллиардов, а потому любое повышение ставки ФРС – даже то, о котором говорилось в канун 17 сентября: с 0,25% до 0,45% - поднимает проценты по кредитным задолженностям производственных компаний почти вдвое (!). А это – гигантские суммы.
И крупнейшие корпорации США были категорически против увеличения ставки ФРС. Ну, вот они своего и добились.
Теперь о тех, кто уже понял свои невеселые (и это мягко сказано) перспективы после сохранения уровня ставки ФРС на уровне 0,25%.
Прежде всего, это – пенсионные фонды США. Маркс же писал, что капиталисту важнее прибыль, а интересы людей – это не его вопрос. Ну, как и «шерифа проблемы индейцев не волнуют».
И вот – иллюстрация (работы Маркса, кстати, сегодня изучают во многих университетах Америки…): именно пенсионные фонды США в результате удерживания ставки ФРС на прежнем уровне в обозримой перспективе окажутся неплатежеспособными. Впереди отчетливо замаячила перспектива банкротства! И сейчас для поддержания своей ликвидности фондам необходим более высокий уровень ставки ради исполнения своих обязательств перед десятками миллионов своих вкладчиков-пенсионеров.
А ставка ФРС вверх «не пошла». И это уже – прямой и явный удар по населению, по избирателям, по социальной стабильности. Но, ведь, «шерифа проблемы индейцев не волнуют». Не так ли?
Поэтому на сакраментальный вопрос: «Кого будем бить – производственный капитал или население?» - ФРС дала вполне себе внятный и однозначный ответ – население!
Теперь ответ банкирам начали готовить – в суде – пенсионные фонды.[i] Они пока обвиняют только некоторые банки на Уолл-стрит в том, что те манипулировали ценами и ставками на государственные облигации США, так называемые Treasuries, что нанесло фондам заметный ущерб. Иск пока ещё не к ФРС, но – лиха беда начало! «Вечер перестает быть томным…» (с).
Заметим при этом, что в ноябре 2016 года в США – выборы нового президента страны. И Вы теперь представьте, какой фон создает ФРС для избирателей-пенсионеров, если их фонды не справятся со своими обязательствами уже в ближайшем будущем? Представили? И кто будет виноват? – Демократы. И кто выиграет выборы? – Республиканцы.
Впрочем, если всё будет столь однозначно, и этот прогноз сбудется, то автор сам больше всех удивится: неужели американская политическая система дошла до столь простых решений?..
Но, это будет ещё в конце 2016-го, а пока американской финансовой системе надо протянуть почти 13 месяцев, и не свалиться до выборов «в штопор».
Возможно, руководители ФРС выбрали из двух зол меньшее:
- повышение ставки (от чего отказались) – ведет к инфляции, если не к гиперинфляции;
- сохранение ставки (что мы и увидели) ведет к проблемам в «социалке».
Но, в конце концов, та же ФРС может погасить недостачу в «социалке» «закачкой очередной порции наличности» – уже адресно в пенсионные фонды. Думаете это из области фантастики? Посмотрим. Ведь, в случае событий, не имеющих прецедента (а ныне мы наблюдаем именно такие события), ФРС может пойти на самые экстравагантные решения.
А после выборов внутренняя проблематика так и так станет главной заботой любого следующего президента США.
Призрак из XIX века – призрак «изоляционизма» – бродит по Америке. Это уже сейчас заметно: Штатам пора браться за решения многочисленных внутренних проблем: и финансовых (нынешнее решение по ставке ФРС уж точно скажется на активизации негативных трендов), и экономических, и… политических.
Вон, обе главные партии США расколоты, и с этим надо что-то делать, как-то приводит политическую систему в порядок.
А то у демократов: сторонники Обамы против сторонников Хиллари Клинтон. У республиканцев же прямо внутри партии набирает силу фракция под именем «Партия чаепития». И в Конгрессе уже видим, как солидарное однопартийное голосование сменяется эпизодами на солидарное фракционное голосование.
Когда такое бывало? Где партийная дисциплина?! Пора вызывать кое-кого на КПК!
Шутки-шутками, а весь этот груз проблем достанется следующему хозяину Белого дома. И не факт, что у него будет много времени на международную политику, коли в собственном доме такой кавардак. И дом требует капитальной уборки…
Впрочем, здесь же – ещё один прогноз. Ставим на республиканцев. При этом, по лично нашей оценке, кандидатами на пост президента и вице-президента очень могут стать Джэб Буш и Рэндом Пол. Чтобы после их успеха на выборах первый (президент) сделал бы акцент на внешней политике, а второй (вице-президент) плотно бы занялся внутренними проблемами. Тем более, что Рэндом Пол идет на выборы с явным упором на решения именно внутренних проблем Америки. Вот и получился бы вполне интересный и, можно предположить, эффективный дуэт республиканцев.
Ну, прогноз недорого стоит. Зато, в случае, коли он станет явью, это лишний раз докажет понятную автору максиму: «Прогнозы – дело веселое. Особенно, когда они сбываются»…
И далее – прогноз и мнение о произошедшем в ФРС от авторов ставшего в последнее время чрезвычайно популярным американского сайта zerohedge.com, который по деталям раскладывает, даже для не очень продвинутых местных читателей, суть и структурные моменты происходящего вокруг них, и бьющего по их карманам финансово-экономического кризиса.
Статья, вышедшая вдогонку решения ФРС о сохранении ставки, названа «The End Game Has Begun»[ii] - «Начался Конец Игры». Чуть ли не главный месседж этой аналитики сконцентрирован в двух фразах:
«So it’s little surprise that no one would admit the facts: that the Fed and other Central Banks not only don’t have a clue how to fix the problem, but that they actually have almost no incentive to do so». –
«Немного удивительно, что никто не признает факты: ФРС и другие Центральные банки не только не имеют понятия, как решить эту проблему (выйти из сложившейся ситуации), но что они, действительно, не имеют почти никакого мотива, чтобы так поступать».
И второе:
«Indeed, by the look of things, the Fed began to lose control of the market last week when it failed to raise interest rates. Despite doing this, stocks have begun to plunge and are rapidly losing value.
In short, the next round of the great crisis is beginning. It will take time to unfold, but we have reached Peak Central Bank Intervention. When Central Banks loosen policy and the markets fail to respond, you're in the End Game». -
«Действительно, судя по делам, ФРС начал терять контроль над рынком на прошлой неделе, когда они не смогли поднять процентную ставку. Несмотря на это, рынки начали падать и быстро теряют свою стоимость.
Короче говоря, следующий раунд Великого Кризиса начался. Процесс займет определенное время, чтобы развернуться, но мы достигли пика вмешательства Центрального банка. Когда Центральные банки ослабляют денежную политику, и рынки не реагируют, вы находитесь в Конце Игры».
И рядом – фактура, которая не выходит на мэйнстрим-медиа, как их называют в США, но доступна экспертному сообществу:
«- Реальной проблемой для финансовой системы является «пузырь» акций. (Биржевые акции переоценены – С.Ф.) В 2008 году, когда ударил кризис, он, «пузырь», был размером в 80 трлн долларов. С тех пор «пузырь» вырос до более, чем 100 триллионов.
- Рынок деривативов (страховых финансовых обязательств – С.Ф.), которые использует этот «пузырь» акций в качестве залога, составляет более 555 трлн долларов.
- Корпорации сегодня имеют больше заемных средств, чем у них было в 2007 году. Тогда стоимость акций корпораций была 3,5 трлн долларов. Сегодня это уже 7 трлн – сумма, равная почти 50% ВВП США.
- Центральные банки США и Евросоюза имеют заемные средства на уровне выше или равном тому, что был у банка «Lehman Brothers», когда он лопнул, – 30 к 1.
ФРС использовала заемные средства в соотношении 78 к 1.
ЕЦБ – более чем 26 к 1».
Лепота…
И вот, как катарсис:
«We are heading for a crisis that will be exponentially worse than 2008. The global Central Banks… All they’ve done is set the stage for an even worse crisis in which entire countries will go bankrupt». -
«Мы идем к кризису, который будет экспоненциально хуже, чем в 2008 году. Центральные банки… Все, что они сделали, так это подготовили почву для еще худшего кризиса, в котором целые страны обанкротятся».
Беженцы, говорите в Европе? Ну-ну…
«Улыбайся, Америка!»
Леонардо Ди Каприо в фильме «Великий Гэтсби».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs