Фото: topwar.ru
18–19 сентября в Пекине прошел форум, посвященный шестисторонним переговорам по ядерной проблеме КНДР. Мероприятие было приурочено к 10-летию подписания шестеркой переговорщиков (Россия, Китай, США, Япония, КНДР и Южная Корея) совместного заявления о принципах денуклеаризации Корейского полуострова.
Об итогах форума, о том, чего удалось достичь за годы переговоров, а также о перспективах развития ситуации в регионе говорили эксперты в ходе видеомоста Москва-Пекин, состоявшегося в мультимедийном центре МИА «Россия сегодня».
По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла, члена Российского совета по международным делам (РСМД) Глеба Ивашенцова, очередное обострение ситуации вокруг северокорейской ядерной программы стало результатом общей неурегулированности отношений между двумя корейскими государствами. Способствовали этому и постиоянные нападки на КНДР в прессе Республики Корея. «Не нужно забывать, - заметил эксперт, - что ядерная программа КНДР возникла после окончания холодной войны как ответ на политику ведущих западных стран в отношении КНДР. Общий смысл этой политики свелся к силовому воздействию на Пхеньян, направленному на принуждение КНДР к односторонним уступкам. Как говорят китайские коллеги, отношения между КНДР и Республикой Корея можно уподобить двум колесам одной телеги. Не будет воли к политическому регулированию конфликта у руководства двух Корей– процесс урегулирования не сдвинется с места».
По словам Г.Ивашенцова, застопорившийся процесс могли бы подтолкнуть и великие державы, но для этого им, и прежде всего США, необходимо отказаться от стандартов холодной войны и перестать разговаривать с Пхеньяном в ультимативной форме. К разрешению конфликта нужно активнее привлекать международные организации. Положительную роль в этом мог бы сыграть созыв ООН международной конференция по корейскому вопросу. «ООН систематически занималась корейским вопросом с момента своего основания, однако с 1975 года глубоко на уровне Генеральной Ассамблеи он не обсуждался», - заметил российский дипломат. Он назвал «странным» тот факт, что КНДР, признанная более чем 150 государствами мира, не имеет дипломатических отношений с США, Японией и Южной Кореей. Помимо вопроса о денуклеаризации Корейского полуострова, конференция могла бы способствовать установлению таких дипломатических отношений, а также сокращению вооруженных сил в регионе и экономического сотрудничества.
В то же время исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС, директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий Толорая считает, что сложность достижения компромисса связана не только с конфликтом «двух Корей», но и с неурегулированностью отношений КНДР с внешним миром вообще. В настоящий момент конечная цель переговоров, заключающаяся в объединении двух государств и демилитаризации региона, недостижима. Кроме того, США, как крупнейший участник политического процесса, не мыслит разрешение корейского конфликта вне контекста отношений с Китаем. Без учета интересов великих держав урегулировать конфликт не представляется возможным. «Тем не менее, если Сеул и Пхеньян сумеют установить диалог по спорным вопросам, от этого выиграли бы все», - заметил Г.Толорая. Он напомнил, что в начале 2000-х годов, в период правления президента Республики Корея, лауреата Нобелевской премии мира Ким Дэ Чжуна было подписано соглашение о примирении и экономическом сотрудничестве. Однако с 2008 года период разрядки закончился сменившись новым похолоданием, а затем и враждебностью. Поэтому новая разрядка способствовала бы общему потеплению отношений в регионе.
«Если верить северокорейским источникам, то в настоящее время КНДР обладает ограниченным ядерным потенциалом, представленным атомными бомбами свободного падения, - заявил Заведующий отделом проблем евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, докторант Института востоковедения РАН Владимир Евсеев.- К 2020 году при сохранении существующих тенденций страна будет располагать 50 ядерными зарядами. Если политика провоцирования Северной Кореи продолжится, то процесс разработки вооружений в КНДР может даже ускориться». Через пять лет у Пхеньяна, помимо ядерной боеголовки, может появиться баллистическая ракета наземного базирования и две подводные лодки. Если у инициаторов переговорного процесса действительно основной задачей является разрешение конфликта, то они должны требовать пересмотра стратегии ведущих мировых держав по корейскому вопросу. Необходимо отказаться от провоцирования Северной Кореи. В настоящее время, по словам эксперта, северокорейская ядерная программа имеет экономическую составляющую: строящийся легководный реактор необходим для обеспечения страны электроэнергией. Однако если будет происходить наращивание военного потенциала у северокорейских границ, то гонка вооружений перейдет в новую фазу.
По словам В.Евсеева, в настоящее время Северная Корея не имеет наступательного военного потенциала. Переговоры о денуклеаризации полуострова в этих условиях являются утопией: Южная Корея не откажется от своей военной программы, а Северная будет продолжать наращивать вооружения. Известно, например, что Южная Корея активно работает над созданием собственной системы ПРО, имеющей сильную морскую компоненту. Эта компонента представлена, в частности, закупленной в США корабельной системой управления оружием «Иджис» (Aegis). На вооружении Сеула находится и противоракетный комплекс наземного базирования THAAD. Поэтому необходимо ставить вопрос не о демилитаризации, а максимум об ограничении ядерного и ракетного потенциала КНДР. В ответ на определенные уступки со стороны Пхеньяна Сеул мог бы рассмотреть вопрос о неразвертывании ракет дальностью свыше 300 километров и неиспользовании тяжелых беспилотников. «Если это удастся, то срок появления ядерной боеголовки удастся сместить минимум на пять лет», - заявил эксперт.
В ходе круглого стола эксперты из Москвы и Пекина коснулись перспектив китайско-северокорейских отношений, переживающих в настоящий момент период некоторого охлаждения. По словам Г.Толорая, это охлаждение носит исключительно субъективный характер и не связано с пересмотром китайской стратегии на Корейском полуострове. По мнению эксперта, причиной такого охлаждения стала проводившаяся Пхеньяном политика балансирования между США и КНР, направленная на получение выгоды от их конкуренции. Нечто подобное имело место в годы холодной войны, когда КНДР «балансировала» между КНР и СССР. В любом случае Пекин не заинтересован в серьезных уступках на корейском направлении и рассматривает его как стратегически важное для собственной внешнеполитической деятельности.
С точкой зрения российских экспертов согласились их коллеги из Пекина. В частности, научный сотрудник Национального института международной стратегии Китайской академии социальных наук Ван Цзюншэн предостерег от популярной в некоторых кругах аналогии между иранской и северокорейской ядерными программами. Проблема денуклеаризации полуострова – лишь одна из многих в этом регионе, и требует комплексного решения.
Эксперты сошлись во мнении, что потеплению на Корейском полуострове мог бы способствовать диалог по мягким, сравнительно нейтральным, но важным темам (экологической проблематике, развитию технологий мирного атома). Все подчеркивали необходимость участия в мирном процессе постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также взаимного согласия Пхеньяна и Сеула по ключевым вопросам повестки дня. Время силового давления на КНДР прошло, и Пхеньян будет вести переговоры по ключевым для него вопросам только на условиях равноправных отношений, а не в контексте отношения к себе как к подсудимому.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs