Россия и Польша: диалог двух культур

15:11 14.08.2015 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


В Зеленоградске Калининградской области открыт памятник знаменитому польскому поэту Адаму Мицкевичу.

А. Мицкевич (1798-1855) входит в триаду величайших польских поэтов XIX в., вместе с Зигмунтом Красинским и Юлиушем Словацким. Только, в отличие от них, его имя перешагнуло хронологические границы, и по сей день остаётся именем, наиболее часто упоминаемым, когда речь идёт о польской поэзии.

Уроженец Новогрудского уезда Литовской губернии (сейчас Гродненской обл. Белоруссии), знавший лично А. Пушкина и многих других русских литераторов, А. Мицкевич считается литовским поэтом для литовцев, белорусским – для белорусов, но неоспоримые права на него имеют только поляки, потому что сам поэт относил себя именно к этому народу.

Выходец из польско-католической семьи (мать поэта была крещённой в католичестве еврейкой) с твёрдыми патриотическими принципами, А. Мицкевич особенно горячо воспринимал всё, что касалось истории польского присутствия на «кресах всходних» - земель, которые входили в состав Речи Посполитой (Западная Украина, Западня Белоруссия, часть Литвы).

Проживая в Российской империи, желая восстановления польской государственности в прежних границах «от моря до моря», А. Мицкевич в молодости сходится с патриотическим польским подпольем, за что подвергается уголовному преследованию. В конце концов, он покидает Российскую империю, и скитается по Европе.

Швейцария, Италия, Франция, Германия - везде мысли А. Мицкевича были о Польше и поляках. Он быстро наладил контакты с польской эмиграцией, пытался присоединиться к польскому восстанию 1831 г., но безуспешно. С началом Крымской войны А. Мицкевич прибыл в Константинополь, где скончался от болезни.

В Константинополе А. Мицкевич намеревался создать польский легион, который бы воевал в Крымской войне на стороне западной коалиции. Для А. Мицкевича это было естественным шагом, поскольку патриотизм поэта был патриотизмом мессианским. И тут мы подходим к неоднозначной теме о взаимном переплетении в творчестве А. Мицкевича национально-освободительных мотивов и идеологии польского мессианизма.

Польский мессианизм – это взгляд на Польшу, как на мессию, который несёт соседним народам светоч свободы и высокой культуры. Мессианские идеи в польской политической и религиозной культуре просматривались задолго до рождения А. Мицкевича. Наиболее явственно они выразились в «Псалмодиях польских»  Веспасиана Коховского (1633-1700), затем – в философии Хёне-Вронского, Анджея Товянского и др. Молодой А. Мицкевич находился под влиянием этой философии, и, надо сказать, жил в соответствии с её принципами. В его биографии не было болезненной двойственности между исповедуемыми идеологическими взглядами и ежедневным образом жизни.

Из-под пера А. Мицкевича выходит знаменитая поэма «Дзяды», в которой явно просматриваются мессианские мотивы. Потом были «Пан Тадеуш» и «Книги народа польского и пилигримов польских», в которых гением автора польский патриотизм переплетался с евангелическими мотивами, и сотрудничество с литературно-политическим парижским журналом «Польский пилигрим», придерживавшегося того же взгляда на предназначение Польши и поляков.

В своём мессианско-патриотическом порыве А. Мицкевич часто не замечал морального диссонанса  своих воззрений. Польские легионеры, подавлявшие антиколониальное восстание гаитян по приказу Бонапарта, или воюющие на стороне Османской империи, подавлявшей национальное движение балканских славян, вызывали его восхищение.

Несомненно, что появление памятника гениальному поэту послужит сближению польского и российского народов на культурной ниве. Культура остаётся тем полем, на котором у российско-польских отношений сохраняется большой потенциал. Фёдор Михайлович Достоевский остаётся для многих поляков любимым русским классиком, невзирая на его антипольские взгляды, а Бронислав  Пилсудский, родной брат Юзефа Пилсудского (1867-1935), главы II-й Речи Посполитой, который во время русско-японской войны пытался создать польско-японский союз антироссийской направленности  – предметом научных изысканий российских исследователей.

В царской России Б. Пилсудский был осуждён за антигосударственную деятельность, сослав на Сахалин, который стал его вторым домом. Как этнограф и фольклорист, он собрал уникальную коллекцию преданий и сказок сахалинских айнов. В 1994 г. на Сахалине был открыт памятник Б. Пилсудскому. Позже был основан Институт наследия Б. Пилудского, налажен выпуск соответствующего печатного издания – «Известий Института наследия Б. Пилсудского» (2). 

Многое для развития польско-российских отношений делается Фондом «Российско-польский центр диалога и согласия» (3). Недавно свет увидел документальный фильм «Поляки в годы Iмировой войны: свои и чужие», ломающий привычные стереотипы о положительном восприятии польским обществом того периода прогерманских легионов Юзефа Пилсудского, который сегодня считается национальным героем Польши (4).

В Польше российская тема тоже «не остывает». С кем быть России – с Европой или без, не последнее, что волнует поляков (5).

Для культурного взаимообмена у Польши и России есть внушительный потенциал. Русская наука, культура и кинематограф вобрали в себя немалое количество поляков и лиц польского происхождения. Таковыми были А. С. Грибоедов, В. А. Пяст, В. Ф. Ходасевич, К. С. Малевич, К. Э. Циолковский,  Т. А. Шумовский, В. Стржельчик, В. Дворжецкий и многие другие. 

Будущее польско-российских отношений зависит от того, сколько будет в содержании этих отношений от культуры, и сколько от политики. Памятник А. Мицкевичу в самом западном регионе России должен послужить символом готовности российской стороны к открытому культурному обмену, и готовности обсуждать самые острые вопросы российско-польской истории, заметным персонажем которой являлся знаменитый польский поэт.

 

1)       http://l24.lt/pl/kultura-pl/item/83453-rosjanie-postawili-pomnik-adama-mickiewicza

2)       http://panda.bg.univ.gda.pl/ICRAP/ru/obrabotka.html

3)       http://www.rospolcentr.ru

4)       http://www.youtube.com/watch?v=4RWUDESsDZQ

5)       http://www.novpol.ru/index.php?id=2327

Ключевые слова: Россия Польша культура диалог

Версия для печати