Украинская политика долгое время оставалась в стороне от набирающего популярность мировоззрения, согласно которому консервативная идеология - самый действенный инструмент противодействия размыванию традиционных ценностей в эпоху постмодернизма.
Украинские политические элиты, будучи прозападными, видели в идеологии прогресса, как его понимают на Западе, единственный путь, которым следует идти стране. В итоге, украинская консервативная мысль была подчинена идеологии украинского национализма, поскольку националисты ратовали за сближение с Западом.
Украинский национализм вобрал в себя то, что принято называть консервативной идеологией. В его изложении, быть украинским консерватором – значит, быть носителем прозападных политических и культурных убеждений, и отстаивать точку зрения, согласно которой первоосновой всего украинского была и остается «европейскость», как антитеза евразийскому мировоззрению.
За основоположника украинского консерватизма принято считать Вацлава Липинского (1882-1931), этнического поляка, избравшего украинскую национальную идентичность в ущерб польской. В. Липинский не принимал агрессивного национализма а-ля Дмитрий Донцов, и, одновременно с этим, отказывал польской шляхте в праве быть единственным и непогрешимым опекуном над Украиной. Политическое русофильство тоже ему было не по душе. В. Липинский избрал отдельный путь – построение украинской идеологии, как паритета между польским и российским культурным и политическим влиянием.
Мировоззрение В. Липинского получило название «территориализма». Любовь к родным местам он понимал практически буквально, как любовь к тому очагу, где человек родился и вырос. Взглядам В. Липинского не хватало масштабности, но это не мешало, а, наоборот, помогало ему. Его имя и его труды пользовались поддержкой в определенных кругах в Польше, и польские издания до сих пор посвящают ему пространные публикации (1).
В. Липинский остро и принципиально критиковал украинский национализм, обвиняя его в разжигании межнациональной и политической ненависти. В условиях, когда на Волыни и в Галичине росло украинское национал-сопротивление польским властям, последних не мог не устраивать В. Липинский, который погашал огонь национализма, и призывал к диалогу.
В 2000-х интерес к работам В. Липинского на Украине снова пробудился. Проект Украины, которая была бы не «польская» и не «российская» в идеологическом плане, устраивал Киев, однако не были учтены практические возможности для осуществления такого проекта. А такие возможности отсутствовали, т.к. не «польской» (шире, не прозападной) независимой Украины не существует, ибо она вынуждена искать опору своим амбициям и противовес российскому влиянию на Западе. Не «российской» Украина тоже не может быть: за тысячелетие общей истории великороссы и малороссы связаны слишком крепкими узами. Получается бег по кругу, без надежды достичь заявленных В. Липинским целей.
Украинский национализм оказался энергичнее и живее «территориализма» В. Липинского. Украинским националистам удалось без труда взять на себя роль консервативного течения в лоне украинской политики. Причем, этот консерватизм был искажен до неузнаваемости.
Сегодня консерваторами считают себя такие партии, как «Свобода» и такие группировки, как «Правый сектор». В их политической риторике упоминаются традиционные семейные и религиозные ценности, которые они намерены защищать от иноземного тлетворного влияния.
Раньше источником такого влияния «назначали» Россию, хотя под этим подразумевали больше политико-идеологическую составляющую, чем культурно-мировоззренческую. Украинские националисты видели негативное влияние во всем российском, от эстрады до православия.
Сейчас самое радикальное националистическое движение «Правый сектор» видит угрозу не только в России, но и в Европе. Лидер движения Дмитрий Ярош заявил, что не поддерживает вступление Украины ни в ЕС, ни в НАТО. Из уст украинских националистов звучит критика Европы и США за их благосклонное отношение к однополым бракам, нивелирование института семьи и церкви.
Таким образом, украинского консерватизма, как такового, нет. Он поглощен украинским национализмом, и не существует, как отдельная от него идеология. Украинский консерватизм в изложении украинских националистов так же агрессивен и непримирим, как националистическая идеология.
Это представляет угрозу, прежде всего, для украинского общества. Украинская молодежь не видит разницы между дремучим национализмом и консерватизмом, не знает, что последний может существовать без первого, и что национализм и консерватизм – не синонимы.
Украинский национализм далеко не так принципиален, как пытается показать. Тот же Д. Ярош, из утилитарных соображений, не возражает против присутствия в рядах украинской военной группировки на Донбассе боевиков-исламистов, в т.ч., с опытом боев в Сирии (4). «Правый сектор» провозглашает христианство религией украинского народа, подразумевая под нею, главным образом, греко-католицизм.
Но в Сирии христиан, в т.ч., католиков, исламисты подвергают массовым и мучительным казням. Для «консерватора» Д. Яроша союз с сирийскими исламистами, искореняющими последователей Христа, не является чем-то невозможным. Свои консервативные убеждения он забывает, как только этого требует политическая конъюнктура.
Сегодня в образе консерваторов-модернистов украинской молодежи преподносят сторонников националистической идеологии, таких, как Дмитрий Донцов, и иже с ним (3). Отсутствует понимание того, что невозможно одновременно двигаться в разных направлениях, т.е., одновременно, отстаивать консервативные ценности, и болеть идеологией европейского прогресса. Сближение с Европой возможно за счет отказа от традиционной морали, и, наоборот, строгое следование традициям, в т.ч. в семейной и религиозной сфере, служит главным препятствием на пути в ЕС. Об этом Киев предупреждали еще накануне «евромайдана» (5).
1) http://www.novpol.ru/index.php?id=1013
3) http://dontsov-nic.org.ua/?m=content&d=view&cid=583
4) http://www.theguardian.com/world/2015/jul/24/chechens-fighting-in-ukraine-on-both-sides
5) http://thekievtimes.ua/interview/254553-marije-kornelissen-informaciya-oruzhie-protiv-gomofobii.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs