Встреча с директором Латиноамериканского департамента МИД России Александром Валентиновичем Щетининым по уже утвердившейся традиции состоялась в его кабинете на пятом этаже министерства.
На первый же взгляд со времени нашей предыдущей беседы столы кабинета стали еще больше заполнены книгами, периодикой и бумагами. Но на хозяина эта огромная масса информации, похоже, ничуть не давила. Он был по-прежнему элегантен, доброжелателен к собеседнику и готов к всевозможным вопросам.
- Александр Валентинович, наши отношения с Латинской Америкой заметно активизировались. Делегации с далекого континента посещают Россию чуть ли не каждый день. О чем это говорит?
- А.В.Щетинин: Действительно, латиноамериканское направление в нашей внешней политике приобрело дополнительную динамику. Но я бы не сказал, что это – явление только последнего периода. То, что мы наблюдаем сегодня, заложено всей предыдущей логикой активного развития сотрудничества.
Хотя, безусловно, количественные и, что самое главное, качественные показатели в последнее время приобрели совершенно новое измерение. Наши связи со странами Латинской Америки стали значительно более предметными, более конкретными.
Они основаны на четко проработанных взаимовыгодных двусторонних проектах. Это касается внешнеполитического взаимодействия и, что очень важно, научно-технологического, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
- Недавний деловой «круглый стол» по вопросам российско-латиноамериканского сотрудничества, состоявшийся в рамках Петербургского международного экономического форума, прошел очень плодотворно. Активное участие в нем приняли представители стран региона. Что, по Вашему мнению, продемонстрировал этот форум?
-- А.В.Щетинин: Как показывают данные внешнеэкономической статистики, именно латиноамериканское направление стало в текущем году одним из немногих, которое показывает устойчивый тренд на рост, в том числе по таким позициям, как увеличение нашего ненефтяного экспорта, расширение технологического сотрудничества. Российские компании выигрывают тендеры на осуществление крупных проектов в странах Латинской Америки, получают там госзаказы.
Думаю, что мероприятия, которые прошли в рамках Петербургского международного экономического форума в июне этого года, также стали отражением этого взаимного притяжения России и Латинской Америки, причем как на официальном, правительственном уровне, так и на уровне частного бизнеса. Латиноамериканская секция – деловой «круглый стол», состоявшийся в рамках ПМЭФ, собрал видных представителей этих двух направлений мысли и действия.
В нем приняли участие министр экономики Аргентины, министр природных ресурсов Ямайки, заместитель министра иностранных дел по вопросам внешнеэкономической деятельности Чили. Одновременно были представлены крупные, знаковые латиноамериканские компании: аргентинская государственная нефтегазовая корпорация «ЯПФ», ведущий экспортер морепродуктов из Чили «СальмонЧили», представители крупного мексиканского бизнеса, связанные с поставками нашей авиационной техники.
Не могу не упомянуть мощную правительственную делегацию Никарагуа, которая провела переговоры с российскими партнерами по различным взаимовыгодным проектам сотрудничества. Из Венесуэлы приехали представители государственной нефтяной компании ПДВСА.
С нашей стороны в дискуссии приняли участие руководители экономических ведомств, крупных бизнес-структур (Газпромбанка, Рособоронэкспорта), Евразийской экономической комиссии.
Все это позволило провести в рамках ПМЭФ очень конструктивный, деловой и предметный разговор.
- Александр Валентинович, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу поистине сенсационного начала нормализации кубино-американских отношений. Официально объявлено, что 20 июля состоится церемония обмена посольствами. В Гаване откроется дипмиссия США, а в Вашингтоне – посольство Кубы. Что это, на ваш взгляд: конец более чем полувековой конфронтации или смена тактики при сохранении стратегических целей, и Белый дом попытается вернуть Кубу в свою глобальную орбиту с помощью «пряников»?
- А.В.Щетинин: Начало нормализации кубино-американских отношений – это важный шаг, который давно назрел. Прежде всего, он свидетельствует о провале попыток изолировать Кубу. Этот шаг показывает историческую бесперспективность попыток санкций, давлений, блокад вообще.
Жесточайший полувековой режим блокады, попыток изоляции Кубы Соединенными Штатами не смог сломить это небольшое государство с 11 миллионами жителей, занимающее важное стратегическое положение в Карибском бассейне. Хорошо, конечно, что разум все-таки возобладал.
При этом процесс внутриполитической дискуссии в США по поводу нормализации отношений с Кубой показывает, что позиция пещерного антикубинского лобби не выдерживает никакой критики и противоречит течению мысли, течению времени, императиву времени, которое переживают сегодня сами Соединенные Штаты.
По сути, это не есть что-то чрезвычайное.
Сама логика событий подводит к тому, что позиция дремучего санкционного подхода по отношению к Кубе, к переменам, происходящим в новой Латинской Америке, которая существенно отличается от той, которая была 60 лет назад, такая позиция сметается всех ходом истории, всем ходом жизни. И это очень важный урок для всех, в том числе применительно к событиям в других регионах мира.
- Но возможно ли «полное примирение» Гаваны и Вашингтона? А если да, то как это может сказаться на дальнейшем развитии кубино-российских связей?
- А.В.Щетинин: Безусловно, речь идет о сложном выстраивании нового характера отношений. США продвигают свои интересы, а Куба с ее правительством, с ее социально-политическим курсом внутри страны и на международной арене – отстаивает свою позицию. Конечно, опыт негативного противостояния, насчитывающий более полувека, – это не то, что снимается в течение года.
Стратегические интересы сторон тоже остаются прежними.
Другое дело, что есть здравый смысл, существует готовность к поиску компромиссов. И эта готовность – одновременно поиск новых внешнеполитических решений. Думаю, что в этом нет никаких откровений. Мы видим, что наши кубинские коллеги это тоже понимают. Безусловно, новая ситуация требует новых подходов со стороны Гаваны. И мы в полном объеме поддерживаем этот курс кубинского руководства, ценим поддержку такого курса со стороны латиноамериканского сообщества. Такова сегодняшняя реальность, и к ней необходимо адаптироваться.
Кстати сказать, это касается и механизма, инструментария развития нашего двустороннего сотрудничества с Кубой, продвижения наших интересов, прежде всего в торгово-экономической области. Куба – страна, которая вызывает сегодня к себе большой экономический интерес не только со стороны Соединенных Штатов. Речь также идет о Западной Европе, о Китае, о ведущих государствах Латинской Америки. Конкуренция на мировом рынке возрастает. И эксклюзивных условий для какого-то государства уже давно нет. А теперь их не будет и вовсе.
Вместе с тем важно, что нынешнее кубинское руководство, в которое входят представители разных поколений, подчеркивает важность расширения и продвижения сотрудничества между Россией и Кубой. Свидетельством тому был визит в Москву Председателя Государственного Совета и Совета министров Рауля Кастро на празднование 70-летия Победы, а до этого – приезд заместителя Председателя Совета министров Рикардо Кабрисаса на специальное заседание Российско-Кубинской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, проработка крупных проектов в области инфраструктуры, энергетики, по другим направлениям нашего взаимодействия.
Есть общее понимание, что эти проекты должны быть крупными, весомыми. В интересах реализации намеченных планов нужно немало работать. Мы рассчитываем, что придем к позитивным результатам, причем уже в скором времени. От этого во многом зависит позитивное наполнение нашего сотрудничества на перспективу.
- Александр Валентинович, вернемся к экономической тематике нашего сотрудничества с Латинской Америкой в целом. Какой сейчас у России общий товарооборот со странами региона?
- А.В.Щетинин: За прошлый год он составил порядка 16 млрд. долларов. Сейчас независимо от конъюнктуры, если брать «на круг», наш товарооборот с Латинской Америкой колеблется в пределах 16-18 млрд. долларов. Из этого, наверное, вытекает один важный концептуальный вывод: в нынешней экономической модели взаимоотношений с регионом мы достигли некоего максимума. В какой-то год объем может быть несколько большим, в какой-то – меньшим (конъюнктура все-таки влияет), но в целом этот примерный показатель стабилен. То есть пока наш предел - чуть меньше 20 млрд. долларов.
Если мы хотим расширять товарооборот, то формы сотрудничества должны быть иными - их нужно «инвестифицировать»: очень важны именно инвестиционная и высокотехнологичная составляющие, включая проработку порядка и источников их финансирования. Работа должна вестись по конкретным, «точечным» крупным проектам. И это то, чем уже занимаются наши компании. Такие проекты прорабатываются с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Мексикой, Никарагуа и другими странами.
- Не кажется ли Вам, что одним из факторов, сдерживающих рост нашего товарообмена с Латинской Америкой, - это не столько дальнее расстояние, сколько слабая транспортная, логистическая составляющая? Это отсутствие прямого авиасообщения с большинством государств региона, отсутствие мощного и быстроходного торгового флота…
- А.В.Щетинин: Думаю, что основная проблема не в этом. В конечном счете, вопросы, связанные с транспортом, с логистикой вполне решаемы.
Проблемы, скорее всего, лежат в иной плоскости. Хотел бы вернуться к «традиционной» парадигме нашего сотрудничества. Условно ее можно назвать «удобрения в обмен на продовольствие».
Сейчас речь должна идти о другом – о продвижении на латиноамериканский рынок нашей высокотехнологичной продукции и завоевании там соответствующих ниш. И они там уже есть. Это - авиастроение, электроэнергетика, атомная энергетика.
Я уж не говорю о нефтегазовом секторе. Интересны направления, связанные с биофармацевтикой, с продвижением наших информационных технологий, компьютерного обеспечения и т.д. Вот над чем нам сегодня нужно работать.
Отсюда возникает ряд аспектов. Прежде всего, это приобретение навыков, умения работать в условиях тендеров. Нужно учиться участвовать в тендерах, не бояться этого. И побеждать. Это важное направление, которое должны освоить не только крупнейшие, но и все наши компании. Разумеется, важным аспектом является и финансирование проектов, взаимодействие с государственными каналами и частными банками.
- И вечный бой, покой нам только снится?..
- А.В.Щетинин: Конечно. Экономическая ситуация и в России, и в мире сейчас неоднозначная. Она вынуждает активнее работать над поиском нетрадиционных схем. Одна из них, все больше овладевающая ныне умами финансистов и экономистов, - концепция расчетов в национальных валютах. Это очень важное направление, которое позволит придать двусторонним и многосторонним проектам, их реализации качественно новое измерение.
Если же говорить об инструментариях - перед нами стоит еще одна важная задача, связанная с расширением российско-латиноамериканского бизнес-диалога. У нас со странами региона есть взаимный интерес. Однако, порой, мы знаем «что делать», но не знаем «как». Вот оказание содействия в поиске ответа на вопрос «как?» - очень важная и актуальная задача.
Растущую роль в этом играют деловые советы, участие наших компаний в выставках и ярмарках. Отсюда значение ПМЭФ и других площадок для делового общения как у нас в стране, так и в Латинской Америке. Но их, на мой взгляд, пока недостаточно.
- Александр Валентинович, какие новые организации или деловые центры могли бы использоваться для расширения и динамизации бизнес-диалога с Латинской Америкой?
- А.В.Щетинин: Вряд ли нам стоит «выдумывать велосипед». Новое звучание в нынешнем контексте приобретает такая известная организация, как Национальный Комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА). В своем развитии этот Комитет прошел разные этапы и фазы становления.
Сейчас его роль и востребованность приобретают новое качество, прежде всего, потому что НК СЭСЛА реально может выполнять функцию «коллективного Делового совета» по сотрудничеству с теми странами Латинской Америки, с которыми в силу или малых объемов связей, или по другим причинам создание отдельных двусторонних деловых советов пока нецелесообразно.
А вот координирующая роль НК СЭСЛА на этом этапе была бы крайне полезна. Тем более что мы давно рассматриваем Национальный Комитет как «латиноамериканское крыло» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Значение НК СЭСЛА как неотъемлемого, надежного звена бизнес-диалога России с Латинской Америкой крайне важно. У него здесь очень большая и востребованная ниша.
Так что будем работать вместе. И впереди у нас много интересного.
- Благодарю вас, Александр Валентинович, за интересный разговор.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs