ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Как спасти «Турецкий поток»?

13:09 04.06.2015 • Дмитрий Бабич, журналист-международник

Одна из главных интриг последнего месяца – каким путем пойдет к потребителям в Южной Европе российский газ из трубопровода «Турецкий поток» (TurkishStream)? Последние события – это встреча российского премьера Дмитрия Медведева со словацким премьером Робертом Фицо (RobertFico). На встрече Фицо предложил российской стороне предложил России присоединиться к проекту Eastring, который Словакии нужен для обеспечения энергетической безопасности страны после прекращения транзита российского газа через Украину в течение ближайших полутора-двух лет, в соответствии с обнародованными Россией планами. (Как известно, украинский газопровод ведет к украино-словацкой границе, после чего транзит российского газа идет через Словакию).

«Мы предлагаем России проект, который будет совместным начинанием  Болгарии, Румынии, Венгрии и Словакии, с участием ЕС. Проект увязан и со строительством российско-турецкого трубопровода, строительство которого планируется на начало 2016-го года»,- цитирует господина Фицо российский англоязычный канал RT. Российский премьер Медведев обещал «подумать» над проектом. Планы по трубопроводу Eastringбыли обнародованы на недавнем рижском саммите Восточного Партнерства Евросоюза. Планируется строительство трубопровода длиной в 832 километра, который пройдет через Словакию, Венгрию и Румынию. Рассматривается и более длинная версия трубопровода, которая должна включать и Болгарию. http://www.thedaily.sk/slovakia-signs-up-to-strategic-eastring-gas-pipeline-project/

Цель – подвести газ «из  Азербайджана, Туркменистана, Ирака, Кипра и России» (отметим, что Россия упоминается последней) к уже существующей словацкой инфраструктуре по транспортировке поступающего сейчас с территории Украины российского газа.

СТОИТ ЛИ СОГЛАШАТЬСЯ НА EASTRING?

Стоит ли России соглашаться на предлагаемые господином Фицо (и стоящим за ним Евросоюзом) условия? Фицо во время встречи отметил, что ранее публиковавшиеся планы России по транспортировке газа из Турции через территорию Македонии и Сербии «столкнулись с проблемами». Это так, но проблемы эти носят не технический, а вполне политический, рукотворный характер. Опишем вкратце основные события, связанные с турецко-македонско-сербским маршрутом. Очень может быть, что давление, которому подвергается проект TurkishStreamв этих странах связано с желанием  Евросоюза и США подтолкнуть Россию к ставящему ее на ПОСЛЕДНЕЕ место проекту Eastring, сделав его безальтернативным.

В последнее время во всех шагах  Македонии, Болгарии и Сербии становится все более очевидным давление США и Евросоюза, направленное на срыв проекта "Турецкий поток". При этом местные аналитики и часть политических элит отмечают: жизнеспособной альтернативы российскому газу ни США, ни Еврокомиссия странам Балканского региона не предлагают. Проект TAP (называемый также "Трансадриатическим"), призванный поставлять в страны ЕС газ из Азербайджана, по величине потенциальных поставок уступает российским проектам раз в шесть (напомним, что "Турекий поток" рассчитан на 63 млрд. кубометров в год). Между тем потребности ЕС в природном газе будут расти - сейчас в этом нет сомнений у всех серьезных аналитиков. (Даже если ФРГ или Голландия перейдут на возобновляемые источники энергии, эта энергия будет очень дорогой и ее не смогут позволить себе небогатые восточные страны ЕС - прежде всего та же Болгария и Греция. Да и от обремененных долгами Италии или Испании ждать больших финансовых жертв во имя экологии не приходится.) 

Транзит российского газа через Украину, который Россия планирует свернуть к 2018 году, трудно признать надежным даже таким некритичным союзникам киевского режима, как Польша или Румыния. Всем памятен срыв газовых поставок через Украину зимой 2009 года, от которого больше всего пострадала Болгария - страна, чье правительство сейчас активнее всего работает на срыв "Турецкого потока". 

СЕРБСКО-МАКЕДОНСКОЕ "ОТСТУПЛЕНИЕ НА ЗАПАД"

Казалось бы, последние недели ознаменовались успехами противников "Турецкого потока". Подвергшийся шельмованию мировых СМИ и едва сдерживающий инспирированную США и ЕС "цветную революцию" в Скопье македонский президент Никола Груевский поменял тональность своих выступлений, демонстрируя лояльность Еврокомиссии. Из его последних заявлений следует, что Македония присоединится к проекту "Турецкий поток" только при условии одобрения этого проекта Еврокомиссией. https://news.mail.ru/politics/22161202/
Почти одновременно с Груевским сделал не самое благоприятное для "Турецкого потока" заявление и премьер Сербии Александр Вучич. В нем Вучич объявил о присоединении его страны к Трансадриатическому газопроводу (TAP). TAP, как известно, считается альтернативой "Турецкому потоку" и лоббируется ЕС и США. Причины такого разворота сербского премьера (неделей раньше он в Москве всячески проявлял интерес к "Турецкому потоку") в Сербии особо и не скрываются. Заявление Вучича было сделано накануне его визита в США. Вкупе с состоявшейся недавно встречей сербских и албанских руководителей, оно должно было стать приношением Вашингтону от сербского гостя, демонстрируя "прогресс" по двум важным для США направлениям. Мол, во-первых, Белград с албанцами отношения налаживает (фактически признав Косово). А во-вторых, посмотрите: Белград и от российских трубопроводов дистанцируется, не доводя, правда, дело до серьезной ссоры с Москвой, как это вышло у болгарского руководства. 

Совершенно очевидно, что македонские и сербские руководители идут на такие шаги не по доброй воле, а под давлением США и ЕС. (Об этом говорит хотя бы явно нацеленное против Груевского освещение западными СМИ событий в Македонии - это видно на примере "Нью-Йорк таймс"http://topics.nytimes.com/top/news/international/countriesandterritories/macedonia/index.html?8qa).

Но политика не может отменить экономику, политика лишь корректирует или искажает базовые экономические реалии. А экономическая обоснованность "Турецкого потока" намного выше, чем у TAP. "Ресурсов в TAP для Сербии явно недостаточно,- цитирует "Независимая газета" директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова. - Всего по этому трубопроводу будет транспортироваться 10 млрд. кубометров газа. 8 млрд. из них в Италию и по 1 млрд. - в Грецию и Болгарию. А Сербии достанется в лучшем случае не больше 0,3 млрд. кубометров, что ей явно недостаточно". http://www.ng.ru/economics/2015-05-29/5_serbia.html

НЕДОВОЛЬСТВО ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Между тем любое давление рано или поздно вызывает негативную реакцию, и давление Запада на страны Балканского региона - не исключение. Вот уже более года, как болгарские СМИ все чаще обращают внимание на тот факт, что предлагаемые ЕС альтернативы российскому газу, как правило, оказываются нежизнеспособными. Активное участие Болгарии в борьбе за "диверсификацию" энергетического рынка ЕС уже стоило этой стране нескольких неудавшихся проектов с огромной упущенной выгодой, а взамен от самого ЕС Болгария получает в основном газетные заголовки. 

Так, депутат болгарского парламента от фракции "Коалиция за Болгарию" Таско Ерменков отмечает в интервью газете "Дума", что и российский проект "Южный поток" приостановило в прошлом году болгарское правительство Пламена Орешарского (беспартийного, но поддержанного Болгарской Социалистической партией премьера), обещавшего вновь открыть проект после устранения "противоречий с европейским законодательством". http://www.duma.bg/node/79303 В итоге это плохо закончилось для Болгарии: сначала Орешарского сменил благодаря искусственно устроенному кризису антироссийский премьер от партии ГЕРБ Бойко Борисов, а потом и Россия, устав от проволочек с "европейским законодательством" отказалась от этого выгодного для Болгарии проекта - газопровода "Южный поток". Таско Ерменков отмечает, что еще в конце 1990-х у Болгарии была возможность заработать на возможном транзите через ее территорию российского газа из трубопровода Blue Stream ("Голубой поток"). Однако тогдашний болгарский премьер Иван Костов, проявив "мудрость" в кавычках, заявил, что "прокладка этого трубопровода по болгарской территории была технически невозможна". Таско Ерменков иронизирует: "В итоге "технически невозможный" трубопровод прошел по турецкой территории, а мы не получили ни десятки миллионов транзитных сборов, ни энергетической безопасности. Так и сидим враскорячку и размышляем, нужен или не нужен нам "Южный поток". Конец цитаты...

ОПАСНАЯ ИГРА БОЙКО БОРИСОВА

Аналитики сходятся, что огромную ответственность и за провал "Южного потока", и за неопределенность вокруг "Турецкого потока" несет болгарский премьер Бойко Борисов. Его деструктивная роль проявилась и во время недавно обострившегося политического кризиса в Македонии. Сначала, когда кризис еще был в зародыше, болгарский премьер громогласно объявил о посылке к македонской границе болгарских войск - якобы для защиты носителей болгарских паспортов в Македонии, которых насчитывается 90 тысяч человек. Это был провокационный демарш Борисова. Ведь совершенно очевидно, что эти болгарские граждане не подвергаются в Македонии большей опасности, чем остальные жители этой страны, для которой главным дестабилизирующим фактором является соседство с краем Косово. Вот уже полтора десятка лет этим краем управляют бывшие боевики из Армии освобождения Косово, часто имеющие связи с албанскими сепаратистами в Македонии. От этой беды Македонию не спасут болгарские войска на восточной границе, помочь тут может только более здравая и твердая позиция Евросоюза в отношении косовского режима, в свое время выпестованного самим ЕС при поддержке США.

Не менее двусмысленно выглядит и состоявшаяся в конце мая встреча Борисова с лидером македонской "цветной революции" - главой Социал-демократического союза Македонии Зораном Заевым. Таким образом София, хочет она того или не хочет, выбрала наиболее симпатичную ей сторону в македонском политическом противостоянии. 
http://novinite.bg/articles/94023/Zoran-Zaev-Krizata-zasyaga-ne-samo-Makedoniya-no-i-celiya-region

ВЫВОДЫ ДЛЯ ДИПЛОМАТОВ

Российской дипломатии, а также и российской общественности, к мнению которой прислушиваются многие в Юго-Восточной Европе (и особенно в Болгарии), стоит обращать внимание на все эти противоречия в действиях противников или "ложных друзей" России. Надежда на один лишь ценовой фактор (а российский газ действительно дешевле своих конкурентов), в течение десятилетий стоявший в центре российской газовой политики, не всегда срабатывает с находящимися под внешним управлением правительствами Юго-Восточной Европы. И уж совсем редко ценовой фактор (как и вобще экономический резон) срабатывает с бюрократическими структурами Евросоюза, больше озабоченного "отбрасыванием российского влияния", чем экономическими интересами новых членов Союза. 
А значит, молчать и надеяться на невидимую руку цен - нельзя. Надо говорить, объяснять, а иногда и разоблачать.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати