Годовщина президентства Петра Порошенко не стала каким-либо значимым политическим событием для украинской элиты и медиа сообщества, что вполне понятно: Украина теряет государственность, страна воюет, коррупция сохранилась, экономика в кризисном пике. Поэтому можно говорить о том, что значимые для Украины события произошли в Вене, происходят в Киеве, могут развернуться в Одессе.
Политический ландшафт Украины находится в постоянном движении, максимальным циклом были пятилетние президентские сроки. Это касается и правления отработавшего два срока Леонида Кучмы (1994-2004 гг.). Так, при Кучме в 2002 году в парламент пришла та оппозиция, которая организовала «оранжевую революцию», и часть лидеров которой в 2013-2014 организовали евромайдан. Оппозиция приходила во власть, будучи властью, отдавала должность премьера новой оппозиции в лице прошлой власти (так Янукович стал премьером при президенте Ющенко), потом проиграла президентские выборы, потом был евромайдан и переворот. И это только одна из линий политического процесса. Существенней другие линии, которые вновь проявляются и сейчас. Время и политическое пространство Украины пронизывают ряд представителей бизнес и политической элиты, которые всегда играли значимые роли, были кукловодами, заказчиками и реализаторами политических игр в стране и за ее пределами. Им удалось замкнуть на себя ряд экономических секторов, имеющих значение для государственной экономической безопасности.
Комбинация украинских властей против «пособника режима Януковича» Дмитрия Фирташа превратилась в Фирташгейт. Новой революционной власти сначала удалось убедить запад в лице США, что один из самых влиятельных украинский бизнесменов Дмитрий Фирташ опасен для новой Украины, как пособник режима Януковича. В 2014 году бизнесмен был задержан в Австрии.
В конце апреля 2015 года мировая общественность узнала о тайных пружинах украинской власти, что стало основанием для решения австрийского судьи: Кристоф Бауэр отказал США в запросе на экстрадицию Дмитрия Фирташа и заявил, что Вашингтон, исходя из своих интересов, пытался устранить бизнесмена из политической жизни Украины. Судья отметил, что Фирташ "является влиятельной фигурой на Украине в области газа и титана, и в данном контексте газ — это политика".
За этим событием украинские СМИ и политологи, конечно, увидели «руку Кремля и продажность австрийского правосудия», которое имело целью сохранить для страны выгодного налогоплательщика - множество компаний холдинга Фирташа GDF зарегистрированы в Австрии.
Однако, весьма вероятна другая версия событий, кардинально противоположная. Напомним, что именно по иску США Фирташ находился под арестом, и именно США не представили австрийскому суду доказательства в рамках своего иска. Таким образом, полезный Кучме, Ющенко, Януковичу миллиардер, по мнению США, полезен и Порошенко. Как элемент стабилизации системы на совершенно прагматичной основе. В этот контекст хорошо ложатся заявления самого Фирташа о его роли в политической жизни страны, сделанные на суде в Вене, которые, по мнению наблюдателей могут оказаться "бомбой замедленного действия" и вызвать серьезный политический кризис на Украине. Дополняет историю и перспективу Фирташа фигура его давнего политического партнера Сергея Левочкина (экс-глава администрации Януковича). Левочкин оказался недосягаем для любой власти, именно он, «серый кардинал» Януковича подал в отставку в период евромайдана, «добавил перца» в революционный коктейль в виде Радикальной партии и ее лидера Олега Ляшко, он же является политическим патроном партии УДАР и мэра Киева Виталия Кличко, он же - ключевая фигура фракции «Оппозиционный блок» в Верховной Раде Украины. И, наконец, именно он, можно предположить, был главным переговорщиком с США по вопросу своего политического партнера Дмитрия Фирташа. Делать такие предположения позволяют множество фактов – от давнего лоббирования интересов Shell и Chevron в Украине, до недавней встречи Левочкина в качестве заместителя фракции «Оппозиционный блок» с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд. Чтобы составить более-менее завершенную картину влияния Фирташа и Левочкина на ситуацию в Украине, можно вспомнить, что:
- в группу входит архитектор газовых отношений Россия-Украина-Европа экс-министр топлива и энергетики, Юрий Бойко;
- Фирташ владеет большинством распределющих газовых компаний в областях Украины;
- под влиянием группы - Радикальная партия, партия УДАР и ее лидер мэр Киева Виталий Кличко;
- Левочкин является владельцем одного из ведущих телеканалов - «Интер».
Еще один значимый сюжет политического процесса в Украине – история олигарха Игоря Коломойского. Наивно считать что Коломойским, создавшим частную армию, заправлявшим топливом за личный счет танки для АТО, двигали патриотические чувства. Степень его патриотизма характеризуют последний скандал по поводу контроля «Укрнафты». Несмотря на то, что у государства был пакет акций 50%+, миноритарий (структуры Коломойского) с пакетом в 43%+ и своим менеджером управлял предприятием в пользу олигарха. Ситуацию пытаются изменить, приняв в январе этого года закон о снижении кворума, необходимого для проведения общего собрания акционерного общества, с 60% до 50%+1 акция. Именно с этим и связан конфликт между государством и Коломойским, однако ситуация неопределенности, которая позволяет продолжать Коломойскому бизнес-войну заключается в неопределенности срока вступления закона в силу и тем, попадет ли под его действие «Укрнафта». Ресурсов у Коломойского, который покупал и продавал политиков, фракции и партии, вполне достаточно, как для влияния на государство, так и на общество – это один из ключевых банков украинской финансовой системы «ПриватБанк», ферросплавные и добывающие предприятия, производство и торговля нефтепродуктами, один из ведущих телеканалов – ТСН, команда таких же одиозных как он, но харизматичных и весьма хватких партнеров, в лице Геннадия Корбана и Бориса Филатова. Кроме того, сейчас заключен ситуативный союз с фракцией премьера Яценюка «Народный фронт», который основан в немалой степени на дружбе против президента Порошенко, есть свои люди в других фракциях.
Сейчас совершенно ясно, что олигарх Коломойский – это вызов президенту Порошенко. Коломойского нужно или воспитывать, навязав свои правила бизнес и политической игры, или с ним дружить – от этого могут зависеть шансы Порошенко переизбраться на второй срок, а может и досидеть первый.
Самый свежий украинский сюжет – назначение Михаила Саакашвили губернатором Одесской области. Пока Коломойский дрался за «Укрнафту», на Одессу назначили Саакашвили. Так сказать «в мягкое подбрюшье» бывшему Днепропетровскому губернатору. С Саакашвили, который просто не поймет стиля и словаря Коломойского, да и не захочет, а еще имеет звездно-полосатых покровителей, – владельцу «Привата» будет сложно. Но это не единственная и уж точно не главная причина назначения Саакашвили губернатором. Саакашвили превратили в средство достижения своих интересов как минимум две стороны.
Первая сторона - президент Порошенко. Назначение им Саакашвили – своего рода ассиметричный удар по Коломойскому, который громко отстаивает свое право на контроль и получение прибыли с госсобственности. Кроме того, это и однозначный сигнал премьеру Арсению Яценюку, который втянулся в борьбу олигархов, строит свой имидж и конфликтует с президентом.
Вторая сторона - США, направившие своего давнего подопечного Саакашвили в область, которая граничит с Приднестровьем, где находится блокированный для сухопутного снабжения вопреки всем международным нормам российский миротворческий контингент. Сама же Одесса стала стратегическим для Украины и самым крупным ее морским портом. В этом и цель назначения Саакашвили – передача американцам порта и крупнейшего украинского предприятия «Одесский припортовый завод». Это очень напоминает один из итогов «оранжевой революции» - реприватизация «Криворожстали». Что касается Приднестровья, – здесь ощущается неприкрытое желание Вашингтона вытеснить российских миротворцев из этого региона, а потом, совместно с Молдовой решать судьбу этой республики. И все это происходит на фоне войны на Юго-Востоке, милитаризации страны при поддержке извне и переговорах о поставках Украине из США летального оружия.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs