Завершившийся в латвийской столице саммит стран Восточного партнерства, по единогласному мнению российских политиков, не принес прорывных результатов.
Западная пресса придерживается такого же мнения. Влиятельные таблоиды признают, что в обмен на антироссийскую позицию по внешнеполитическим вопросам странам-участницам программы Восточного партнерства (Украина, Молдавия, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия) не предложили ничего, кроме невнятных обещаний предоставить ряд преференций в отношениях с Европейским Союзом. Брюссель без обиняков дал понять, что о расширении Евросоюза в ближайшие годы не стоит говорить (1). На саммите в Риге президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, словно желая подтвердить географическое местоположение Украины, признал ее европейским государством, но о дальнейших уступках Киеву речи не было (2).
Две из шести стран-участниц (Белоруссия и Армения) успели присоединиться к Евразийскому экономическому союзу, а отношения Молдавии, Грузии и Украины с Брюсселем ограничиваются политической составляющей, практически не касаясь экономических и социальных проблем, наиболее важных для этих государств. Восточное партнерство – это политический, а не экономический клуб, и успехи стран-участниц программы исчерпываются политической вестернизацией всей их вертикали власти. Тот факт, что Европа старается придать Восточному партнерству антироссийскую направленность, для западных экспертов не секрет (3).
Наибольшие «достижения» в этом - у Украины, Молдавии и Грузии. Азербайджан и Белоруссия пока не вестернизировались в той мере, в какой этого хотят на Западе. Вероятно, не случайно Украина, Молдавия и Грузия не могут похвастать стабильной экономикой и ростом производства. Крен на Запад для послесоветских государств не приносит финансового обилия, и губит их промышленный потенциал. В отличие от этих трех наиболее вестернизированных республик, Азербайджан и Белоруссия демонстрируют лучшие экономические показатели. Экономическая ситуация в Армении, которая лишь недавно присоединилась к ЕАЭС – предмет отдельного разговора.
Но даже статус партнеров Евросоюза не освобождает страны-участницы Восточного партнерства от перманентной критики со стороны Брюсселя. Баку постоянно слышит упреки за недостаточное, по мнению Брюсселя, соблюдение прав человека. Те же самые европейские упреки довели Украину до гражданской войны. Будучи участником Восточного партнерства, еще при президенте Викторе Януковиче, Киев постоянно сталкивался с правозащитной риторикой ЕС, манипулированием которой Брюссель пытался влиять на внешнюю политику украинского государства. Агрессивная правозащитная риторика стала в 2014 г. первым камнем в фундамент того здания, которое превратилась Украина сейчас, с ее вооруженной анархией и кровопролитием.
В силу подобных обстоятельств, злоупотребление правозащитными тезисами, и их вольное толкование Брюсселем не может нравиться странам бывшего СССР. Как результат, Азербайджан старается ограничивать свое участие в Восточном партнерстве вопросами энергетики, которые, в изложении Запада, превращаются более в вопросы политики, чем экономики (4).
Изначально ключевыми тезисами программы Восточного партнерства были слова о принципиальной поддержке глубоких демократических перемен в странах-участницах. Эти перемены включают в себя контроль над обеспечением свободных и справедливых выборов, свободы слова, свободы собраний, независимость судов и демократический контроль над вооруженными силами. В ситуации с постмайданной Украиной ни один из этих пунктов не работает, а «демократический контроль» над армией, в исполнении западных союзников Киева, прекрасно уживается с присутствием в украинской армии батальонов с неонацистской идеологией.
Вообще, политика европейского соседства (European Neighborhood Policy) должно служить грозным предупреждением тем странам, на которые она распространяется. Из шестнадцати государств, которым эта политика была адресована, две (Ливия и Сирия) подверглись вооруженной агрессии Запада, в одной (Египет) произошел военный переворот, в другой (Тунис) значительно усилился исламистский фактор. О войне на Украине мы уже упоминали (5). Политика европейского соседства не приносит стабильности, и погружает страны, на которые Европа обратила внимание в рамках этой политики, если не в состояние вооруженного противостояния, то в состояние экономической беды.
Восточное партнерство – это локальный элемент более широкой стратегии политики европейского соседства. Официально работая на стирание разделительных линий между странами-участниками и ЕС, Брюссель, как никто, эти линии углубляет, и полностью не стирает их даже тогда, когда страна-жертва полностью подчинена Западом. Примерами могут служить Украина и Грузия, так и не дождавшиеся особых знаков внимания от ЕС.
О перспективности Восточного партнерства громче всех говорит руководство наиболее вестернизированных послесоветских республик. Киев, Кишинев и Тбилиси неустанно повторяют мантру о блестящих перспективах этой программы в ближайшем будущем. Очевидно, что так они пытаются поднять свой рейтинг внутри страны. Оценки западных экспертов не так радужны, и в западной прессе нет недостатка в публикациях на тему, как вдохнуть в Восточное партнерство вторую жизнь.
Итоговая декларация саммита в Риге выдержана в более умеренном тоне, чем предполагалось ранее, в т.ч., относительно вхождения Крыма в состав России. Также достигнута договоренность о выделении Украине 1,8 млрд. евро, но этот «широкий жест» был обставлен множеством намеков на обязательства Киева и далее «реформировать» украинскую экономику.
Сумма очень скромная, в сравнении с тем, чего требует оздоровление экономической ситуации в стране, но обязательства, которые Киев вынужден выполнять перед Европой, стоят гораздо большего. Цена эта измеряется не только в валюте, но и в человеческих жизнях.
2) http://www.pravda.com.ua/rus/news/2015/05/21/7068675/?attempt=1?attempt=2
3) http://www.german-foreign-policy.com/de/fulltext/59119
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs