О рассмотрении Комитетом Совета Федерации по международным делам мер по сохранению и поддержанию находящихся за рубежом воинских захоронений и мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение.
Памятники - это часовые истории, они охраняют историю от попыток переписать ее. Российские военные памятники и мемориалы охраняют российскую историю в мировом общественном сознании. Убрать памятники означает дать зеленый свет таким трактовкам истории, которые могут деформировать общественное сознание, дать зеленый свет попыткам подменить реальное прошлое различными вымыслами, в конечном итоге рассчитанными на изменение политической картины мира в свою пользу. Неудивительно поэтому, что в год 70-летия Великой Победы вопрос о дополнительных мерах по сохранению и поддержанию находящихся за рубежом воинских захоронений и мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение, был в центре обсуждения на очередном заседании Комитета Совета Федерации по международным делам под председательством К.Косачева.
Открывая дискуссию, председатель Комитета К.Косачев отметил, что работа, проводимая по отстаиванию исторической правды о победе в Великой Отечественной войне не должна окончится с завершением праздничных мероприятий. Председатель Комитета подчеркнул, вопрос о работе по сохранению и поддержанию находящихся за рубежом воинских захоронений и мест, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение, уже обсуждалась Комитетом по международным делам, но такая работа должна вестись постоянно. «Прежде всего, нужно понять, насколько полно федеральные органы исполнительной власти охватывают имеющиеся проблемы, достаточно ли уже принятых организационных решений, ресурсного и правового обеспечения, которые сопровождают эту работу, а также в какой степени вовлечены в работу организации российских соотечественников за рубежом»[i], - сказал председатель Комитета. «Россия занимает лидирующие позиции в отстаивании исторической правды и сохранении памяти о подвигах народов, сражавшихся в рядах антигитлеровской коалиции. Необходимо, осмыслив уроки войны, не допустить героизации нацизма и, тем более, повторения конфликтов, связанных с теориями расового превосходства»[ii], - подчеркнул К.Косачев.
С основным докладом по теме выступил начальник Управления Министерства обороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества генерал В.Попов. Представитель Министерства обороны отметил, что в Российской Федерации учетом воинских захоронений занимается Управления Министерства обороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества. При этом Министерство обороны осуществляет эту работу в тесном непосредственном контакте с Министерством иностранных дел России.
Как доложил генерал В.Попов, Управлением Министерства обороны России по состоянию на 1 февраля 2015 года паспортизировано 11862 захоронения, в которых захоронено 4043293 погибших, из них известных 807292 погибших. Таким образом, сегодня требуется установить персональные данные на 3236001 погибших (огромная цифра!).
При организации военно-мемориальной работы за рубежом, как отметил генерал, Министерство обороны России действует на основании Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите отечества», Указа Президента Российской Федерации от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите отечества» и Указа Президента Российской Федерации от 1октября 2007 года № 1313 «О представительствах Министерства обороны Российской Федерации в иностранных государствах, на территории которых имеются российские воинские захоронения». Основывается работа Министерства обороны и на Женевской конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года.
Говоря об особенностях проведения военно-мемориальной работы за рубежом начальник Управления Министерства обороны России выделил, прежде всего, работу с теми государствами, с которыми заключены межправительственные соглашения и в которых открыты представительства Министерства обороны по военно-мемориальной работе. Это: Венгрия (1036 захоронений), Германия (1235 захоронений), Китай (64 захоронения), Польша (660 захоронений), Румыния (166 захоронений), Чехия (905 захоронений), Словакия (19 захоронений). Работа ведется и в странах СНГ, и хотя там нет представительств Министерства обороны, существуют специальные межгосударственные соглашения по этому поводу. Это, прежде всего, Белоруссия (4111 захоронений), Армения (9 захоронений), Казахстан (263 захоронения), Киргизия (53 захоронения), Таджикистан (81 захоронение), Молдова (31 захоронение), Азербайджан (9 захоронений), Туркмения (75 захоронений), Узбекистан (832 захоронения). Что касается захоронений в республиках Средней Азии и Закавказья, то это захоронения военнослужащих умерших от ранений в госпиталях в годы Великой Отечественной войны. Тяжелое положение, в результате известных событий складывается с военно-мемориальной работой на Украине (992 захоронения). В настоящее время заключены межправительственные соглашения с рядом государств, где нет представительств Министерства обороны, но на территории которых имеются российские воинские захоронения. Это Италия, Латвия, Монголия, Финляндия, Япония, Сербия, Турция, Словения. С рядом государств проводится работа над проектами соглашений: с Литвой, Эстонией, Болгарией, с Великобританией, Северной Ирландией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, ЮАР.
Остановился В.Попов и на том, как идет работа в представительствах Министерства обороны государствах, где они уже открылись. Так в Польше с 1993 года обследовано 695 захоронений, из которых паспортизировано - 660, отремонтировано – 139, устранено последствий актов вандализма на 93 захоронениях. В Германии с 2010 года обследовано 997 захоронений, из которых паспортизировано - 316, отремонтировано – 74, устранено последствий актов вандализма на 61 захоронении. В Венгрии с 2009 года обследовано 721 захоронение, из которых паспортизировано - 85, отремонтировано – 308, устранено последствий актов вандализма на 61 захоронении. А в прошедшем 2014 году представительствами Министерства обороны Российской Федерации на территории зарубежных государств паспортизировано 125 вновь выявленных российских (советских) воинских захоронений, отремонтировано 75 российских (советских) воинских захоронений, установлено 7509 судеб погибших и пропавших без вести российских (советских) воинов. На ремонт воинских захоронений за рубежом ежегодно выделяются средства. Для ремонта воинских захоронений в Венгрии – 350 тыс. долл., в Германии – 200 тыс. долл., в Китае - 250 тыс. долл., в Польше – 800 тыс. долл., в Румынии – 320 тыс. долл., в Чехии - 280 тыс. долл., в Словакии – 150 тыс. долл..
Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, рассказал генерал В.Попов, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал). Данные для наполнения Обобщенного банка данных взяты из официальных архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и его региональных отделениях, Управлении Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Основной массив документов - это донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.), а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров. В рамках проекта отсканировано и предоставлено в Интернет-доступ более 13,7 миллионов листов архивных документов и свыше 42 тыс. паспортов воинских захоронений. Впервые любой пользователь сможет ознакомиться с реальными документами, самостоятельно провести поиск и исследование. На сегодняшний день ни в одной стране мира нет подобного банка данных.
|
|
Знак трех степеней и медаль Министерства обороны России
Для поддержки наиболее деятельных активистов в деле увековечения памяти павших защитников Отечества Министерством обороны введены ведомственные награды – Знак Министерства обороны «За отличие в поисковом движении» трех степеней и медаль Министерства обороны «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников отечества». Медалью награждаются военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил за большой личный вклад в увековечение памяти погибших защитников Отечества, установление имен погибших и судеб, пропавших без вести военнослужащих, проявившие при этом высокие моральные и деловые качества, усердие и разумную инициативу, а также другие граждане Российской Федерации и иностранные граждане, оказывающие содействие в решении задач по увековечению памяти погибших защитников Отечества[iii].
Предстоит долга и всесторонняя работа по сохранению памяти о павших защитников Отечества будет продолжена, заключил начальник Управления Министерства обороны России генерал В.Попов. Здесь потребуются дополнительные силы и средства.
Затем слово было предоставлено заместителю директора Консульского Департамента МИД России А.Подъелышеву. Как отметил дипломат, по оценке российских загранучреждений, наиболее благоприятное состояние российских воинских захоронений в странах Западной, Центральной и Северной Европы. Больше всего проблем возникает с государствами Балтии и Восточной Европы. Даже, несмотря на наличие с этими государствами соглашений о защите воинских захоронений, там не всегда уделяется местными властями достаточное внимание и недостаточно выделяется средств, чтобы поддерживать захоронения в нормальном состоянии. В этой связи мы берем на себя часть расходов по приведению в порядок таких захоронений. На эти цели МИД России выделяет ежегодно примерно 5 млн.долл.. Согласно получаемым от российских загранучреждений заявкам, реальные потребности на сегодняшний момент составляют примерно от 8 до 9млн.долл. По итогам состоявшегося веще в июне 2013 года российского 34 заседания Российского Организационного Комитета «Победа» президентом России поручено проработать вопрос Министерству финансов, МИДу и Министерству обороны об увеличении ежегодного финансирования таких объектов. В рамках выполнения этого поручения МИДом России были подготовлены и направлены в Минфин соответствующие расчеты по объемам финансирования дополнительных расходов на 2015-2017 годы, на основе представленных российскими загранучреждениями заявок. К сожалению, решение по этому вопросу до сих пор не принято. Данный вопрос оставлен на контроле до 15 декабря 2015 года. Учитывая непростую экономическую ситуацию России, загранучреждениям дано указание пока не рассчитывать на дополнительные средства. Дипломат также коснулся вопроса о работе над дополнительными соглашениями о статусе воинских захоронений. Сейчас у нас ведется работа с Литвой, Эстонией и Болгарией. Но переговоры с Литвой и Эстонией пока практически заморожены не по нашей вине. Основной камень преткновения в переговорах с этими государствами – это порядок переноса захоронений. Мы настаиваем, чтобы в соглашениях фиксировался согласительный порядок, при котором обе стороны соглашаются и только после этого принимается решение о переносе захоронения. Как литовцы, так и эстонцы настаивают на уведомительном порядке. Фактически согласованные на 90-95 процентов соглашения у нас остаются из-за этих разногласий под сукном. Кроме того, что нас не устраивает – это их нежелание распространить действие соглашений на отдельно стоящие мемориалы, памятники. Теперь о переговорах с Молдавией. С Молдавией мы направили наш проект соглашения с предложением его подписать еще два года назад. С большим трудом, благодаря активной работе посла России в Молдавии удалось получить молдавский проект соглашения в августе 2014 года. На российское предложение провести переговоры и выработать соглашение, пока от молдавской стороны ответ не получен. Заместитель директора Консульского Департамента МИД России коснулся также вопросов о паспортизации воинских захоронений. В МИД зачастую не хватает ни опыта, ни средств для подобной работы. В этой связи МИД России считает наиболее эффективной работу представительств Минобороны в рамках российских посольств, что предусмотрено указом Президента России, заключил свое выступление заместитель директора Консульского Департамента МИД России А.Подъелышев.
Слово для доклада было передано заместителю директора Департамента международного права Министерства юстиции РФ В.Хрисанфову. Заместитель директора Департамента в частности отметил, что в международно-правовом плане вопросы защиты и сохранения воинских мемориалов и захоронений проработаны недостаточно. В.Хрисанфов особо подчеркнул важность положений Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года для обсуждаемых вопросов.
Выступивший затем заместитель руководителя «Россотрудничества» А.Радьков отметил, что работа по сохранению памятников и мемориалов погибшим российским войнам, безусловно, способствует формированию в международном общественном мнении положительного образа России, как великой державы сохраняющей свое культурное достояние за рубежом и одновременно противодействует попыткам фальсификации истории. Россотрудничество взаимодействует с общественными советами и различными фондами российских соотечественников за рубежом, привлекая их к мероприятиям, посвященным героическим страницам истории России. Финансирование таких мероприятий осуществляется за счет средств изыскиваемых Россотрудничеством. Из федерального бюджета на такую деятельность каких либо ассигнований Россотрудничество не получает. Тем не менее, определенная работа Россотрудничеством ведется. Так в 2014 году Россотрудничество смогло позаботиться о 17 зарубежных захоронениях русских воинов.
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.Косачев поблагодарил всех участвовавших в дискуссии и подчеркнул, что Комитет на следующих заседаниях продолжит обсуждение вопросов связанных с работой по сохранению находящихся за рубежом воинских захоронений, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение.
[ii] Там же
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs