Политические элиты прибалтийских республик безусловную ориентацию на Запад считают безальтернативным геополитическим выбором. Этот выбор имеет сразу несколько составляющих: политическую, культурную, экономическую, и выражается в интеграции в ЕС, НАТО и поддержке любых военно-политических инициатив Вашингтона и Брюсселя.
Главы прибалтийских стран не возвысили свой голос в защиту суверенитета Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, когда эти страны подверглись атакам со стороны Запада. Поддержав агрессию Соединенных Штатов против Ирака, Вильнюс, Таллинн и Рига испортили отношения с частью арабского мира. Но внешнеполитические издержки в этой геополитической игре – не единственные.
Момент присоединения Прибалтики к ЕС и НАТО положило начало серьезному демографическому кризису. По данным латвийских демографов, население Латвии к 2023 г. сократится до 1,8 млн. С 1990 по 2010 г. Латвия потеряла 700 тыс. человек: на естественную убыль населения наслаивался высокий уровень эмиграции. К 2023 г., по оптимистическим подсчетам, в Латвии возможно достижение нулевого прироста населения (1). В 2015 г. в Латвии проживает столько же людей, сколько проживало в послевоенном 1954 г. (2).
Ситуация в Эстонии – такая же. Эстонцы и латыши – протестантские народы, у которых на данном этапе исторического развития нет «демографических мощностей». В католической Литве положение лучше, если так можно назвать потерю 10% населения, за последние 20 лет (3). В 2013 г. Латвия и Литва вырвались в чемпионы Евросоюза по сокращению численности населения (4). Проблему усугубляет жесткая неолиберальная политика, которой придерживаются официальная Рига, Вильнюс и Таллинн. В рамках этой политики традиционным ценностям отводится второстепенная роль, политэкономические соображения превалируют над культурно-цивилизационными вопросами.
В советские годы демографическая ситуация в прибалтийских республиках была намного здоровее, невзирая на ужасные потери в годы Великой Отечественной войны. Численность этнических прибалтов, проживающих на исторической родине, была выше, чем сегодня, в эпоху торжества либерализма.
Это наносит урон культуре прибалтийских народов. В «тоталитарное» советское время эта культура имела больший охват, ее аудитория была более многочисленной не ввиду большей численности самих прибалтов, а благодаря узнаваемости прибалтийской культуры в масштабах всего СССР. Литовская, латышская, эстонская культура, оставаясь узко региональными, тем не менее, не были маргинальными, а входили в конгломерат культур всех советских народов. Прибалтийские актеры, композиторы, художники и музыкальные исполнители не были редкостью на советском творческом Олимпе, и занимали там пропорционально достойное место.
СССР по площади превышал нынешний Евросоюз во много раз: более 22 млн. 402 кв. км. против 4 млн. 324 728 кв. км. Но в СССР с латышской, литовской и эстонской культурой были знакомы не понаслышке, от Белоруссии до далекого Сахалина. Культура этих народов обращалась к нам с телеэкранов, газетных полос и книжных страниц. Русский язык был звеном, соединяющим культуру прибалтов с культурами остальных народов Советского Союза. Эстонец Георг Отс, литовец Донатас Банионис, латышка Вия Артмане и многие другие прибалтийские деятели культуры были популярны в советские годы.
Закат советской эпохи ознаменовал закат прибалтийской культуры: в Евросоюзе она никому не известна, имена прибалтийских деятелей ничего не говорят. В «дружной» семье европейских народов культура Прибалтики маргинальна, не пользуется популярностью и неизвестна подавляющему большинству европейцев. Пропорционально достижения Латвии, Литвы и Эстонии на культурной ниве в Евросоюзе несравнимы с их достижениями в стране Советов. Членство в ЕС ограничило ареал прибалтийской культуры, положило ей непреодолимый предел, заперло ее в национальных границах.
Выкорчевывание русской культуры разорвало культурную нить, связующую прибалтийские народы с народами за восточной границей Прибалтики. Прибалтика превратилась для них в пустоту (в смысле культурного значения, которое она имела раньше). Сегодня Прибалтика ассоциируется не с культурными мероприятиями, а с политическими демаршами в адрес России, русского языка и культуры.
Прибалтийские русские могли бы стать для региона «якорем» традиционных ценностей. Русская Православная Церковь провозглашает однозначный курс на высокие духовные ориентиры, семейные и народные ценности. В атмосфере засилья неолиберальной идеологии, разрушающей то, что принято называть «разумным, добрым, вечным», православные русские послужили бы цементирующим средством, сдерживающем демонтаж традиционной морали. Это особенно актуально для протестантских Эстонии и Латвии, поскольку протестантские страны находятся в идеологическом авангарде неолиберлизма. При желании, руководство Литвы, Латвии и, в меньшей степени, Эстонии, могли бы сделать православную составляющую одним из элементов государственной идеологии и культуры. Среди православных латышей - святой Иоанн (Поммер), актриса Вия Артмане; история Литвы до принятия католичества в XIV в., вообще, была православной. Регион мог бы стать территорией культурного единения, но вместо этого превращен Западом в буферную зону между НАТО и Россией.
Культура Прибалтики пала жертвой политики. Жертвой той же политики пали носители прибалтийской культуры: их становится все меньше, их культурные запросы не являются приоритетом для властей, зацикленных на политической составляющей. Руководство прибалтийских республик делает вид, будто нет никакой угрозы ни культуре, ни будущему вверенных им народов.
Сокрытие проблемы загоняет ее в хроническую фазу. Культурно-цивилизационные риски для Прибалтики довольно высоки. Грядет сокращение численности населения, прекращения эмиграции не видно, переноса фокуса внимания властей с военно-политической сферы на сферу культуры тоже. Западная демократия медленно и безболезненно убивает прибалтов и их культурное достояние. Республики идут путем культурно-цивилизационной эвтаназии. Спасти ситуацию может кардинальная ломка устоявшихся политических приоритетов и политико-цивилизационных ориентиров, но прибалтийские власти на это не пойдут. Более того, им не позволят это сделать.
1) http://demographia.ru/node/115
2) http://inosmi.ru/sngbaltia/20150128/225886839.html
4) http://ru.delfi.lt/abroad/global/demograficheskaya-katastrofa-litva-v-liderah-es-po-sokrascheniyu-naseleniya.d?id=65276122
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs