Россия находится в поиске правовых механизмов защиты своих интересов во Всемирной торговой организации (ВТО) в связи с наложенными на нее санкциями. В поддержку этих усилий в Совете Федерации состоялся совместный «круглый стол» Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитета СФ по экономической политике на тему: «Правовые механизмы защиты интересов России в ВТО в условиях санкций». Ведущий дискуссии – Заместитель Председателя СФ – председатель Временной комиссии СФ по мониторингу участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и в Евразийском экономическом союзе – Евгений Бушмин выразил надежду на скорейшее снятие санкций с нашей страны и подтвердил стремление России к плодотворной работе в этом плане.
Напомним, в связи с событиями на Украине США, Евросоюз и ряд других западных стран ввели санкции в отношении российских физических и юридических лиц. Первый пакет санкций, вступивший в силу 17 марта 2014 года, вводил запрет на въезд на территорию США и блокировку активов и собственности 11-ти физическим лицам. В первоначальный список, который затем неоднократно пополнялся новыми фамилиями, вошли высокопоставленные российские политики: Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, Председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов и Председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов. Через три дня (20.03.2014 г.) список был дополнен еще 19-ю фамилиями парламентариев России и крупных предпринимателей. Одиннадцатого апреля того же года США ввели санкции в отношении крымской компании «Черноморнефтегаз» и ряда крымских должностных лиц. Далее новые санкции против России «росли», как снежный ком, достаточно посмотреть на даты: в 2014 году к прежним добавились санкции от 28 апреля, затем 16 июля, 29 июля, 16 сентября, 19 декабря, 26 декабря. Наконец, в начале марта 2015 года Администрация США объявила о блокировке средств на счетах банка «Россия» (570 млн.долларов) и СМП Банка (60 млн.долларов). Санкции Евросоюза в отношении России практически синхронизированы по датам с американскими. Вскоре к пакету санкций ЕС присоединились Канада, Норвегия, Украина, Черногория, Албания, Исландия, Лихтенштейн, а правительство Японии ввело санкции против ряда лиц и организаций в Донбассе.
Но и этого Западу показалось мало в наказание России. 5 апреля 2014 года Парламентская ассамблея НАТО прекратила сотрудничество с Федеральным Собранием Российской Федерации - «пока не поменяется ситуация на Украине». 10 апреля 2014 года в Страсбурге развернулась кампания в ПАСЕ против российской делегации, в результате которой Россия до окончания сессии была лишена права участвовать в голосовании, иметь своего представителя в Бюро Ассамблеи, Председательском комитете и Постоянной комиссии, а также – принимать участие в миссиях по наблюдению за выборами. В 2014 году Австралия отменила ряд правительственных визитов в Россию, Великобритания отказалась от поддержки культурного проекта «Год культуры России», от проведения мероприятий были отозваны все министры и чиновники этой страны. Ряд совместных с Россией запланированных мероприятий отменили Польша и Финляндия. Если не остановить запущенный механизм санкций, которым, как мы видим, нет конца, пострадавшей стороной окажутся многие страны-партнеры России не на год и не на два. А что же Фемида?
Полноценное участие любого государства в ВТО дает возможность использовать один из главных инструментов защиты своих интересов – систему разрешения споров ВТО. Данный инструмент защиты, как пояснил участникам «круглого стола» Алексей Исполинов – заведующий кафедрой международного права Юридического факультета МГУ им. Ломоносова, - доступен абсолютно для всех государств-участников вне зависимости от статуса и возможностей и позволяет обеспечить соблюдение баланса в отношениях между участниками Организации. Россия, вступив в ВТО, взяла на себя юридические обязательства и столкнулась с необходимостью защищать свои интересы в торговых спорах по правилам ВТО. Что значит столкнулась? По Конституции РФ (статья 15, пункт 4) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены Законом, то применяются правила международного договора. То есть соглашения ВТО имеют приоритет над внутренними правовыми актами РФ, что отмечено в Докладе по присоединению России к ВТО.
Участники дискуссии в Совете Федерации были проинформированы о том, что на данном этапе Россия выступает истцом в двух спорах – по энергокорректировкам (при исчислении антидемпинговой пошлины, применяемой в отношении российских товаров) и по Третьему энергопакету (пример: российский «Газпром», ведущий добычу газа на территории России, не сможет владеть инфраструктурой на европейской территории – такова идея либерализации энергетического рынка ЕС). Евросоюз является истцом четырех споров против России. Бизнес-структуры не входят в систему соглашений ВТО. Компании и юридические лица не имеют никаких прямых прав, которые вытекали бы из соглашений ВТО и не могут напрямую использовать механизм разрешения споров. Между тем против крупного российского бизнеса применены санкции в отношении энергетических компаний «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Газпром нефть», госкорпорация «Ростех». Санкции запрещают вывоз товаров, услуг, технологий для разведки или добычи на российском глубоководном шельфе арктических морей и сланцевых проектов. В этой ситуации бизнес-сообщество может обратиться к Правительству РФ с информацией о том, что на рынке действует мера, которая нарушает их права, нарушает соглашения ВТО и причиняет ущерб. Тогда государство будет выступать защитником бизнес-сообщества в разрешении конфликта. Как уточнили эксперты в ходе дискуссии, в европейских странах зачастую подобные споры апеллируют к статьям о соблюдении прав человека. Кроме того, в рамках дискуссии в Совете Федерации было отмечено о возможных рисках и последствиях реализации Россией механизмов правовой защиты в рамках ВТО. В частности, указывалось на длительность первоначальной процедуры разрешения спора от 3-4 лет и более, а также о том, насколько дорогостоящей является данная процедура (из практики подобных дел – от $30 млн. до $200 млн.) Были предупреждения и другого характера – отсутствие опыта в ведении подобных споров, отсутствие кадров соответствующего уровня и прочее. Тем не менее, сенаторы настроены изучать вопрос о правовых механизмах защиты интересов России в ВТО в условиях санкций досконально и не останавливаться на промежуточных мерах.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs