МИД России выступил с заявлением от 19 января с.г. по ситуации на Украине, в котором настоятельно рекомендует «украинской стороне не подменять профессиональную работу по деэскалации военной обстановки на Юго-Востоке внешнеполитической риторикой». Текст заявления опубликован на сайте МИД РФ (www.mid.ru) в связи с тем, что, проигнорировав ответ на Предложения Президента РФ В.В.Путина главе Украины П.А.Порошенко об отводе тяжелой военной техники от линии фронтовых действий, киевская администрация предпочла вновь заняться поучениями в адрес Москвы. Между тем вооруженные силы Украины усилили бомбардировку Юго-Востока, особенно в выходные дни 17 и 18 января. Цинизм ситуации усугубился тем, что Письмо российского Президента было направлено в Киев с 16 на 17 января, как сообщил об этом Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. При этом в Заявлении МИД РФ от 19.01.2015 г. подчеркивается, что Послание Президента России В.В.Путина на имя Президента Украины П.А.Порошенко от 15 января с.г. было направлено с учетом просьбы украинской стороны, высказывавшейся в ходе телефонных контактов лидеров России и Украины. В послании российского Президента предлагается срочно начать отвод тяжелых вооружений сторон - как украинских силовых структур, так и ополченцев Донбасса (ДНР и ЛНР) - от линии соприкосновения в соответствии с минскими договоренностями и согласно тем координатам, на которых настаивает украинская сторона. Была также передана таблица с перечислением действий сторон по срокам отвода каждого вида ствольной и реактивной артиллерии.
Предлагаемые в таблице параметры аналогичны графику отвода тяжелых вооружений, содержащемуся в рабочем документе от 13 ноября 2014 года, к выполнению которого призывает МИД Украины в своем заявлении от 18 января с.г. К слову, 18 января на официальном сайте украинского МИДа появилось заявление, в котором отмечается: «Украина неуклонно придерживается всех пунктов Минских соглашений и требует этого от России». (?) Придется освежить в памяти «Минские соглашения»: они включают в себя создание необходимых условий для эффективного перемирия, согласование модальностей доставки гуманитарной помощи, продолжение процесса освобождения задержанных лиц, предоставление регионам Юго-Востока Украины особого статуса.
Однако вместо практических шагов по реализации данных соглашений Киев заговорил о дополнительной мобилизации, возобновились обстрелы жилых кварталов Донецка, продолжают гибнуть мирные жители и защитники Донбасса. А в заявлении украинского МИДа от 18.01.2015 г. отмечается: «Украина в полной мере выполняет Минские договоренности и четыре долгих месяца ждет их выполнения со стороны России и боевиков». Вспоминаются слова «гладко было на бумаге…» Это ли не упражнение в празднословии после предложений практического характера со стороны российского Президента? А Пётр Порошенко, выступая на Майдане, сообщил к тому же, что, во что бы то ни стало, намерен «возродить украинство в Донбассе». - Интересно, каким образом? Дмитрий Песков в комментарии агентству ТАСС подчеркнул, что «в Москве крайне обеспокоены развитием ситуации», и отметил, что на Юго-Востоке Украины происходит «абсолютная деградация ситуации».
Но вернемся к Заявлению МИД РФ от 19.01.2015 г., нацеленного, вопреки всему, на политический диалог и практические шаги по урегулированию процесса. «Если Киев действительно искренне готов к взаимному с ополченцами отводу тяжелых вооружений в соответствии с параметрами такого отвода, зафиксированными в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г. и подтвержденными в рабочем документе от 13 ноября 2014 г., то необходимо немедленно приступить к практическим действиям на месте, тем более что руководители ДНР и ЛНР уже поставили свои подписи под согласованным графиком. Созданный по просьбе Президента П.А.Порошенко Совместный центр по контролю и координации совместно с Миссией ОБСЕ призван обеспечить мониторинг процесса отвода тяжелых вооружений украинских силовых структур и сил ополчения, при необходимости оказав содействие в досогласовании технических деталей. Для этого представитель Украины в Совместном центре должен получить необходимые полномочия из Киева».
Итак, в Заявлении МИД России подчеркивается: «Именно такой подход, нацеленный на конкретные шаги, позволит снять риски возобновления вооруженного противостояния. Настоятельно призываем стороны воспользоваться открывшейся реальной возможностью для вывода из зоны конфликта смертоносных вооружений и тем самым отвести угрозу дальнейших жертв среди мирного населения. Сейчас это является абсолютным приоритетом. Реализация данного шага позволит укрепить доверие и создаст благоприятные условия для выполнения других положений минских договоренностей».
Предыстория эскалации силовой операции на Юго-Востоке: накануне спикер информационного центра СНБО Украины Андрей Лысенко официально заявил о начале операции силовиков в Донецком аэропорту. «Украинское командование приняло решение о массированной операции по возвращению и передаче нашим бойцам территории донецкого аэропорта», - заявил он на брифинге в Киеве. Еще ранее советник президента Украины Юрий Бирюков заявил, что украинские военные получили приказ открывать массированный огонь по позициям ополченцев в зоне силовой операции на юго-востоке страны. 18 января с.г. вооруженные силы Украины за день совершили около 50 обстрелов Донецка, Горловки и позиций ополчения. За день погибло 8 ополченцев, 32 человека получили ранение. Об этом сообщили в пресс-службе министерства обороны ДНР. Как сообщил мэр Горловки Олег Губанов, жертвами обстрела города стали еще 2 человека, 16 пострадали. В администрации Донецка заявили о пяти погибших мирных жителях, а обстрелы со стороны силовиков велись и по жилым кварталам города, в том числе из тяжёлого вооружения. Работа общественного транспорта была приостановлена. По предварительным данным, уже погибли семь мирных жителей, десятки получили ранения. Появившиеся в Интернете видеосюжеты из Донецка дают представление о позиции защитников Юго-Востока Украины. Глава ДНР Александр Захарченко: «Мы на протяжении нескольких недель кричали и доказывали, что украинские военные, пользуясь перемирием, проводят масштабную перегруппировку своих войск с целью подготовки масштабного наступления. Но все наши обращения в ОБСЕ и в Совместный центр координации и контроля не были услышаны».
А.Захарченко отметил, что «представители СЦКК сегодня (17-18.01.2015) на себе ощутили масштаб ударов украинской артиллерии». Под вечер сотрудники центра попали под обстрел в районе Горловки. А утром 19 января в новостях появились сообщения о том, что представителей ОБСЕ спешно эвакуируют из зоны боевых действий.
По сообщениям российских представителей в Совместном центре координации и контроля (СЦКК), «если раньше все обстрелы Донецка и пригородов велись в основном со стороны неконтролируемых подразделений нацгвардии и так называемых территориальных батальонов, то сегодня совершенно очевидно, что огонь по жилым кварталам ведут именно штатные подразделения украинских войск. Кроме того, впервые после длительного перерыва, украинской стороной применялась бомбардировочная авиация». Заострим внимание на этой информации: за ночь с 17 на 18 января боевая обстановка в Донецке и его пригородах обострилась. В темное время суток и первые утренние часы ополченцы зафиксировали не менее 70 обстрелов города украинской артиллерией. Самой горячей точкой на карте боевых действий остается аэропорт столицы ДНР, но под огнем силовиков оказались и центральные районы города. Известно как минимум о 10 раненых среди мирного населения. Контратака украинских силовиков на позиции ополченцев в донецком аэропорту, по оценкам ополченцев, была масштабным наступлением. Со стороны Песок и Авдеевки на территорию аэропорта пришла пехота при поддержке около 15 танков.
И все-таки особенно настораживает информация о применении ВСУ бомбардировочной авиации. Известно, что Международным гуманитарным правом, рядом конвенций, соглашений и договоров, принятых до Первой мировой войны и в меж военный период, запрещалось нанесение бомбовых ударов по беззащитному мирному населению. Гаагская конвенция (1907 г.), Вашингтонское соглашение (1922 г.), «Гаагские правила ведения воздушной войны», составленные юридической комиссией при Международном Красном Кресте (1923 г.), Женевская конференция по разоружению (1932 г.), – декларировали, что «любое нападение с воздуха на гражданское население противоречит законам ведения войны».
Накануне и с началом Второй мировой войны военно-политическое руководство воюющих стран также подтверждало свою готовность выполнять требования международных соглашений. Так, еще в 1936 году правительство Германии предлагало меморандум «о всеобщем запрете на применение авиационных бомб против городов и других населенных пунктов». 21 июня 1938 года и повторно 14 сентября 1939 года премьер-министр Великобритании Артур Невилл Чемберлен заявлял: «Как бы далеко ни были готовы зайти другие, правительство Его Величества никогда не пойдет на преднамеренное нападение на женщин, детей и других гражданских лиц с целью запугать их». В первый день войны президент США Франклин Рузвельт направил послания правительствам всех государств, втянутых в мировую бойню. Он призывал их публично подтвердить отказ от использования авиации для проведения бомбардировок городов и других объектов, где находилось мирное население. Гитлер, выступая перед членами рейхстага, провозглашал: «Я не хочу войны против женщин и детей, и я отдал приказ командованию люфтваффе подвергать ударам только военные цели». Отвечая на послание президента США, Гитлер утверждал: «Я согласен с вашим предложением, конечно, с тем условием, что и противник тоже будет придерживаться тех же правил».
Но Гитлер не дал противнику возможности для маневра по тем же правилам. В работе начальника научно-исследовательского отдела военной истории Северо-западного региона РФ Коршенова Э.Л. читаем выдержки из оперативной сводки Генерального штаба Красной Армии № 01 на 10 ч. 00 мин. 22 июня 1941 года: «В 04.00 22 июня 1941 г. немцы без всякого повода совершили налет на наши аэродромы и города перешли границу наземными войсками. 1. Северный фронт. Противник звеном самолетов-бомбардировщиков нарушил границу и вышел в район Ленинграда и Кронштадта. 2. Северо-Западный фронт. Противник в 04.00 открыл артогонь и одновременно начал бомбить аэродромы и города Виндава, Либава, Ковно, Вильно и Шауляй. В результате налета возникли пожары в Виндаве, Ковно и Вильно. С 05.00 противник ведет систематические налеты группами по 8–20 самолетов на Поневеж, Шавли, Ковно, Рига, Виндава. 3. Западный фронт. В 04.00 до 60 самолетов противника бомбардировали Гродно и Брест. В 05.00 противник бомбардировал Лида. С 05.00 противник продолжал непрерывные налеты, нанося удары группами бомбардировщиков До-17 в сопровождении истребителей Ме-109 по городам Кобрин, Гродно, Белосток, Брест, Пружаны. 4. Юго-Западный фронт. С 04.30 самолеты противника ведут бомбардировку городов Любомль, Ковель, Луцк, Владимир-Волынский, Новоград-Волынский, Черновицы, Хотин.
Еще более чудовищно звучит указание Гитлера, изложенное в директиве Верховного командования вермахта (ОКВ) № 35 от 6 сентября 1941 г.: «…прежде всего, необходимо стремиться к полному окружению Ленинграда, по меньшей мере, с востока, и в случае, если позволят условия погоды, провести на него крупное воздушное наступление». Из всего вышесказанного, автор делает вывод: «Варварскими бомбардировками мирного населения, городских объектов, военно-политическое руководство Германии стремилось сломить сопротивление защитников Ленинграда, города-фронта. Но мужество и самоотверженность советских людей были сильней металла и огня».
Как прозрачно и горько читаются исторические аналогии и с военными приказами Гитлера, и с мужеством защитников Ленинграда. А значит, недалека от реальности и аналогия суда истории – и она не на стороне дипломатии наказаний, а на стороне дипломатии мира.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs