Революционные перемены всегда влекут за собой массированное переписывание истории. На примере Украины это видно ярче всего. Силы «евромайдана» находятся у власти менее года, а украинская история за это время УЖЕ пережила период основательной встряски и переформатирования по формуле «подальше от правды, побольше мифотворчества».
О масштабах происходящих в украинской историографии перемен говорит значимость участвующих в этом государственных структур. Естественным выглядело бы привлечение к этому процессу историков и соответствующих научных институтов. Украине к этому не привыкать, потому что все двадцать три года независимости украинская историография пребывала в состоянии перманентных изменений, когда прежние «истины» решительно рушились, а их место занимали «истины» новые, более отвечающие текущему политическому моменту.
Неестественным и нездоровым выглядит привлечение к процессу переписывания истории украинских спецслужб, у которых совсем другой профиль работы. Превалирование пропагандистско-агитационного момента над профессиональным становится все заметней в деятельности большинства украинских госструктур, в т.ч., таких узко специализированных, как Служба внешней разведки или Служба безопасности Украины. Складывается ситуация, когда спецслужбы играют ведущую роль в создании политических и исторических мифов, и преследованиях тех, кто пытается оспаривать целесообразность такого мифотворчества.
В переписывании украинской истории активно участвуют зарубежные представители. В декабре 2014 г. Киев посетила делегация Института национальной памяти Польши для участия в совместном с СБУ заседании издательской рабочей группы, в планах которой – запуск издательского проекта серии «Польша и Украина в тридцатых-сороковых гг. ХХ столетия. Неизвестные документы из архивов специальных служб» (1).
Этот проект – самый масштабный и долгосрочный на всем послесоветском пространстве. Первые шаги по его реализации предпринимались еще в 1996 г. С тех пор свет увидели восемь томов на украинском, польском и английском языках, посвященные украино-польским отношениям первой половины ХХ в. Среди них – «Польское подполье 1939-1941 гг.», «Поляки и украинцы между двумя тоталитарными системами 1942-1945 гг.», «Голодомор на Украине 1932-1933 гг.» и т.п. (2).
Девятый том должен выйти в начале 2015 г., и будет посвящен истории ликвидации деятелей ОУН польскими спецслужбами, советских репрессий против польского населения и совместной борьбе ОУН и поляков против советских пограничников (1). Хронология не случайна: первые тома повествуют о противостоянии поляков и украинских националистов; последующие – об их страданиях от двух тоталитарных систем; увенчивается это все публикациями о взаимопонимании и боевом братстве украинских националистов с их польскими оппонентами перед лицом общей опасности.
Перед нами рисуют исторический ряд отношений польского государства с украинским националистическим движением, развитие которого шло от фазы напряжения до осознания политико-стратегической важности союза двух сил и аннулирования на этом фоне основных противоречий, сделавших возможным такой военно-политический союз.
Тема потворства официальной Варшавы украинским национал-радикалам остается животрепещущей и в самой Польше. На страницах польской печати регулярно идут жаркие словесные баталии о том, должна ли Польша, руководствуясь своим национальным интересом, оказывать поддержку националистическому украинскому правительству, или же, наоборот, должна дистанцироваться от него. И у той, и у другой точки зрения есть свои поклонники, которые предпочитают консолидироваться вокруг той или иной газеты, отстаивающей их взгляды.
Выстраивание исторической цепочки, где акты ужасающего террора ОУН-УПА против польского населения упоминаются вскользь, либо, вообще, затушевываются, есть процессом полностью субъективным, направленным на формирование идеосферы, облегчающей вовлечение Украины в сферу влияния Запада, с целью дальнейшего участия в антироссийских политических акциях.
Политика здесь превалирует над историей. Руководители польской делегации и принимающей ее украинской стороны выступили в эфире радио «Свобода» на тему острой необходимости продолжения процедуры люстрации органов государственной власти, и польского опыта передачи документов коммунистических спецслужб Институту народной памяти.
Т.н. политика «исторической памяти» - плохой интеллектуальный ресурс для решения масштабных государственных задач. Она не сближает, а разъединяет народы. Политика «исторической памяти» призвана сделать невозможным появление политики взаимопонимания. Историческое злопамятство становится главенствующей моральной категорией, а из «исторической памяти» выдергиваются только те события, которые соответствуют таким категориям. Остальное предается забвению.
По такому пути пошли страны Прибалтики и Польша, и мы видим, что его нельзя назвать конструктивным. Импульсы межнациональной вражды никогда не могут послужить прочным фундаментом державостроительства. Показателен недавний социологический опрос в Литве, по результатам которого выяснилось, что представители нацменьшинств в этой республике, в т.ч., поляки, входят в группу населения, наиболее подверженную нарушениям своих прав, наравне с несовершеннолетними, пожилыми и психически нездоровыми людьми (3).
О желании немалого числа польских политиков поддержать нелегитимные украинские власти деньгами и вооружением сообщалось не раз. Из последних инициатив – заявление евродепутат от Польши Яцека Сариуша-Вольского (партия «Гражданская платформа») о необходимости поставок Киеву тяжелого вооружения (4). Инициативы СБУ и Института национальной памяти Польши – деяния в том же направлении, только в гуманитарно-идеологическом русле: вооружить Украину соответствующими идеологическими установками для нанесения пропагандистских ударов по украинскому и польскому национальному сознанию.
Ответом на это должно стать дополнительное раскрытие официальных документов советской эпохи об истинном размахе украинского националистического террора против этнических поляков, а также других этнических групп во Второй Речи Посполитой (армян, цыган, чехов, евреев). Только исторически достоверные факты могут одолеть искусственно склеиваемые псевдоисторические проекты. В этом направлении следует вести постоянную и активную работу, поскольку размах ведомой Западом информационной войны против нашей общей истории впечатляет своим охватом. Последующие годы станут для Украины годами кардинального слома устоявшихся исторических представлений, и навязывания конъюнктурного видения украино-российских и украино-польских отношений.
Пострадавшими от такой политики будут не только украинцы, которых будут приучать к восприятию националистического террора, как чего-то вполне приемлемого, но и поляки, которым придется сделать усилие, и забыть Волынскую резню 1943 г., и множество других фактов из собственной истории. Но главной жертвой падет история, которая, будучи учительницей жизни, в будущем строго спросит за день сегодняшний.
2) http://www.ssu.gov.ua/sbu/control/uk/publish/article?art_id=132688&cat_id=110862
4) http://www.kresy.pl/wydarzenia,polityka?zobacz/polityk-po-postuluje-dozbrojenie-sasiada-polski
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs