Чему учат в Латиноамерике? От азбуки до компьютера

11:16 13.11.2014 Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


«Не для школы, а для жизни учимся» (Non scholae, sed vitae discimus). Таким афоризмом римского философа-стоика Сенеки снабдила Элеонора Ермольева свою книгу: Центр иберийских исследований ИЛА РАН только что выпустил в свет ее интересную новинку, посвященную истории, состоянию и развитию образования в странах Латиноамерики (или, как называют ныне этот регион тамошние ученые, в Латино-Карибской Америке, ЛКА) – (Ермольева Э.Г. Образование в Латинской Америке: адаптация к вызовам времени. – М.: ИЛА РАН, 2014. – 188 с.).

В последние годы в России заметно вырос интерес к Латинской Америке, отмечает автор. И это, в первую очередь, связано с ростом роли этого региона в мировой экономике и динамизмом происходящих там процессов. Однако, дальнейшее будущее каждого государства, каждого народа, безусловно, зависит от уровня его образованности.

Элеонора Ермольева изучала работы латиноамериканских педагогов, анализировала их и теперь знакомит с ними читателей в своей книге. Автор, в частности, показывает, что специалисты в ЛКА делают акцент на возможности «превращения образования из суммы абстрактных знаний в эффективный инструмент прагматической деятельности молодого человека. Кроме того, все более необходимым становится овладение им поведенческих навыков, способности действовать самостоятельно, успешно функционировать в обществе, а в идеале – не просто вписываться в систему, но и быть в состоянии изменять ее.

Как подчеркивает автор, образование оказывает влияние на все стороны жизни любой страны, любого социума, мировой цивилизации в целом, но главное – на каждого вступающего в жизнь человека: на его мировоззрение, творческие способности, на его готовность к продуктивному труду.

Поэтому, отмечает Элеонора Ермольева, в фокусе оживленных дебатов как на мировом, так и на региональном уровнях встает ряд таких вопросов – какое образование необходимо современному поколению? Каким требованиям должна отвечать та модель обучения, которая позволила бы готовить молодежь для жизни в XXI веке? Как преодолеть противоречие между духовным и материальным, перспективными и ближайшими задачами, широким распространением знаний и ограниченными возможностями человека усваивать их?

И для ответа на вызовы текущего столетия, указывает автор, ссылаясь на авторитетных зарубежных специалистов, необходимо выстроить мост между теоретическими посылами образовательных доктрин и непосредственной практикой, призванной воплощать их в жизнь. По мнению Элеоноры Ермольевой, именно на примере Латинской Америки можно довольно наглядно проследить, как непросто идет процесс увязки теории с практикой осуществления реформ в сфере образования. Немало страниц в книге посвящено современному состоянию образования в регионе, приводятся многочисленные цифры и факты, которые характеризуют затраты государств на такую важную сферу, как образование. Автор рассказывает и о частном обучении, о его качестве. Интересны страницы, повествующие о внедрении в образование новых технологий, о программах коллективного взаимодействия. Вообще, в книге можно найти интересные пассажи от ликвидации неграмотности до современного бума компьютеризации, особенно в таких странах региона, как Уругвай, Бразилии или Бразилия.

В работе Ермольевой отдельно и более подробно рассматривается развитие систем просвещения как раз в Бразилии, Мексике, Чили и Парагвае. Есть хорошая возможность для сравнения! Тем не менее, мы видим, что все страны региона в последние годы хотя и в разной степени, но заметно наращивают финансирование своих национальных систем образования. В странах левой и левоцентристской ориентации этой сфере придают повышенное социальное звучание, стремятся сделать образование бесплатным и максимально доступным для всех слоев населения. В Бразилии, например, президент страны Дилма Руссефф, продолжая курс на управляемую революцию в образование, более пристальное внимание уделяет среднему профессиональному обучению. Ее правительство также намерено предоставлять стипендии учащимся технических специальностей в зарубежных и частных учебных заведениях, а фирмам, которые участвуют в такой национальной программе, государство предоставлет налоговые льготы.

Бразилия, пишет автор книги, стремится тратить на образование к 2016 году 7% своего ВВП, а к 2020-му уже 10% ВВП страны. Администрация Дилмы Руссефф также предлагает отчислять на нужды образования доходы от добычи нефти, но эта идея пока не нашла консенсуса в парламенте. Большую лепту правительство внесло и в широкую программу по развитию университетского образования – «Образование для всех». Кстати, по этой программе сотни бразильских студентов уже проходят обучение в лучших российских вузах…    

Без преувеличения можно сказать, отмечает автор книги в заключительной главке «Трудный путь к успеху», что в новейшей истории Латинской Америки проблемы образования всегда стояли в числе основных задач государственного значения. Они остаются таковыми и по сей день. Ведь в регионе все больше осознают, что в новом миропорядке, опирающемся на знания и новейшие технологии, между собой конкурируют не только экономики, но и системы образования. (Я бы добавил: и общественно-политические системы тоже – А.М.). Однако на примере Латинской Америки видно, что образовательные реформы там, увы, в основном, с грустью делает вывод Элеонора Ермольева, пока чаще всего обречены носить «догоняющий характер», поскольку реальная действительность в большинстве латиноамериканских государств опережает их возможности реагировать на нее в адекватные сроки и адекватными мерами. Пример Латинской Америки показателен и тем, что в содержании тамошних реформ происходит смена приоритетов, что, естественно, требует новых усилий со стороны правительств. Причем предыдущие проблемы нередко остаются не до конца решенными. Так что, трудностей много, а пути их преодоления усеяны терниями…    

Какова же цель работы Элеоноры Ермольевой? На этот вопрос она частично сама дает ответ: цель ее состояла «и в том, чтобы провести сопоставительный анализ, найти отличия между, например, бразильской моделью образовательной реформы и мексиканским или чилийским вариантами, отразить особенности проблем в крупных и малых латиноамериканских государствах, показать наличие в регионе интернациональных трендов, включая борьбу за качество обучения, за совершенствование учительских кадров».

На мой взгляд, автору удалось выполнить все главные поставленные ей этой непростой темой задачи. Книга будет интересна и полезна как для специалистов в области образования и участников его реформировании у нас в России, так и для лиц, интересующихся историей и развитием Латинской Америки.

…Остается добавить, что рецензировали  книгу доктор исторических наук, профессор Б.И.Коваль, доктор политических наук, профессор З.В. Ивановский, доктор политических наук, профессор Б.Ф.Мартынов и кандидат исторических наук Н.Ю.Кудеярова. Автор, Элеонора Ермольева, выразила им свою  искреннюю благодарность за ценные замечания и предложения. Автор признательна также семье Виктора Петровича Беляева, которая также помогала в подготовке книги. Виктор Беляев, памяти которого Ермольева и посвятила свою книгу, на протяжении многих лет занимался темой образования, и во многом благодаря ему тема эта продолжает присутствовать в научных трудах Института Латинской Америки Российской академии наук. Так что, как видим, преемственность поколений ученых в стенах этого престижного и всемирно известного учреждения с успехом продолжается. Ведь, как утверждал Сенека, «не для школы, а для жизни учимся».

Ключевые слова: Ермольева Э.Г. Образование в Латинской Америке: адаптация к вызовам времени. – М.: ИЛА РАН

Версия для печати