«То, что я тогда называла жизнью – у меня отняли. У кого-то отняли даже право на жизнь»
- Агунда Ватаева
Выставка Джеймса Хилла «Беслан», посвященная десятилетию трагических событий в Северной Осетии, была открыта в «FOTODOC» при Сахаровском центре в Москве 4 сентября и продлится до 21 сентября.
Учителя, ученики и их родители СОШ №1 собрались утром на торжественную линейку, в честь начала нового учебного года, когда на школьную территорию ворвалась группа вооруженных людей, и вместо первого звонка раздалась автоматная очередь. Все, присутствовавшие на торжестве, превратились в заложников. Осада школьного здания длилась три дня. Три дня, которые забрали сотни жизней и навсегда остались в памяти уцелевших.
Джеймс Хилл – международный фотожурналист, на протяжении последних двадцати лет рассказывающий миру о жизни России и стран СНГ. Лауреат Пулитцеровской премии, за серию своих снимков о Беслане получил премию «Фотография в мировой печати» от WorldPressPhoto. Знаменитые кадры были сделаны спустя несколько дней после освобождения заложников, после чего фотограф еще не раз возвращался в Беслан.
Его камера запечатлела стены школы, ставшей тюрьмой для жертв теракта. Снимки живые: фотограф не устраивает перфоманс, он не упивается ужасом и не стремится «пробить» зрителя на слезу. Реальность такова, что нарочитая демонстрация чувств будет неуместна. Слишком страшны события, чтобы выносить свое горе напоказ.
В помещении с голыми, обшарпанными стенами висят фотографии пустых коридоров, разгромленных классных комнат, икон, гневных надписей, брошенных игрушек, сладостей, оставленных букетов в память о погибших …
Особое место в серии фотографий заняли снимки мемориального кладбища «Город ангелов», что стало своеобразным символом этой выставки: бумажные ангелы развешаны по всему периметру помещения, и каждый посетитель имеет возможность вырезать своего. Таких же ангелов с именами погибших жители Беслана вешали в разрушенном спортивном зале, где террористы удерживали заложников.
Над фотографиями висят цитаты – воспоминания очевидцев трагедии, которые только подтверждают то, что изображено на снимках: «Я уже мечтала не столько об освобождении, сколько о смерти, потому что это казалось более вероятным исходом. А хотели в третий день мы только одного – конца. Любого конца, лишь бы все это кончилось».
На экране под музыку GlovanniAllevi «FoglieDiBeslan» («Листья Беслана») бегущей строкой сменяют друг друга имена заложников. Кажется, что список бесконечный. Около многих имен в скобках стоит пометка: «погиб/погибла».
Есть те, кто слабо представляет себе, что такое Беслан. И цель этой выставки состоит в том, чтобы как можно большее количество людей узнало о трагедии, чтобы эти события не остались незамеченными. На этих фотографиях история оживает, и это важно, чтобы мы не забывали о том, что произошло 1-3 сентября 2004 года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs