Выступление С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Киргизской Республики Э.Б.Абдылдаевым, Москва, 4 сентября 2014 года

14:52 05.09.2014

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели хорошие переговоры с моим коллегой Министром иностранных дел Киргизии Э.Б.Абдылдаевым. Рассмотрели ход выполнения договоренностей президентов России и Киргизии по всем направлениям дыусторонних отношений, включая достигнутые в августе с.г. на встрече руководителей двух стран в Сочи.

Наши отношения вышли на качественно новый уровень, наполняя новым содержанием союзнический характер взаимосвязей и стратегического партнерства во всех областях, включая политический диалог и экономическое, торгово-инвестиционное, военно-техническое, гуманитарное сотрудничество. Констатируем прогресс, который реально приносит результаты и пользу нашим странам и народам. Особое внимание уделили экономической интеграции на евразийском пространстве. Убеждены, что присоединение Киргизии к Таможенному и Евразийскому экономическому союзам будет способствовать как решению стоящих перед Киргизской Республикой задач, так и в целом укреплению двухсторонних связей между странами-участницами Таможенного союза, включая Россию и Киргизию. Мы оказываем необходимое содействие созданию инструментов, которые позволят поддержать развитие киргизской экономики и гармонизировать ее с евразийскими интеграционными процессами.

Как я уже сказал, особое значение имеют гуманитарные связи. Подчеркивая традиционные узы дружбы, сотрудничества и взаимопомощи, мы предоставляем гражданам Киргизии значительное количество стипендий – на сегодняшний день около трех тысяч граждан КР обучаются в российских ВУЗах. Мы очень ценим и поддерживаем деятельность в Бишкеке Киргизско-Российского Славянского университета им. Б.Н.Ельцина. Исходим из того, что это очень важный инструмент, который, наряду с другими шагами, предпринимаемыми руководством Киргизии (в том числе в виде нормативно-правовых актов), будет способствовать дальнейшей поддержке развитию русского языка в стране.

Мы рассмотрели положение дел на различных международных и региональных направлениях. Наши взгляды совпадают по ключевым проблемам, стоящим перед регионом Центральной Азии и мировым сообществом. Довольны хорошим уровнем сотрудничества в рамках ОДКБ, СНГ, ШОС и тем, как наши делегации взаимодействуют в ООН, ОБСЕ и других многосторонних форматах. Сегодня мы подписали Программу сотрудничества между министерствами иностранных дел России и Киргизии на 2014-2015 гг., в которой особое внимание уделено дальнейшей координации наших действий.

Особое значение придаем мероприятиям, которые будут проходить в России и Киргизии, а также по линии СНГ, ОДКБ, ООН, ОБСЕ, посвященным предстоящему в будущем году празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. У нас общие задачи в том, что касается обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, прежде всего, в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, международным терроризмом, другими формами трансграничной преступности. В контексте нарастания неопределенности в Афганистане такая работа приобретает особое значение. Обменялись мнениями, как соответствующие вопросы будут рассматриваться на предстоящих до конца года саммитах ШОС, СНГ и ОДКБ.

Разумеется, поделились оценками ситуации на Украине. Твердо убеждены в необходимости немедленного и безусловного прекращения насилия, огня и начала переговоров с участием всех противостоящих сил, а в более широком плане – проведения обещанных конституционных реформ с вовлечением всех регионов и политических сил Украины.

Мы солидарны с братским украинским народом. Заинтересованы в том, чтобы наряду с решением главной задачи – прекращением огня - также обеспечивалось бы направление гуманитарной помощи мирному населению, которое по-прежнему страдает от продолжающихся обстрелов населенных пунктов.

В целом сегодняшние переговоры подтвердили взаимную приверженность дальнейшему углублению всестороннего российско-киргизского партнерства. Признателен моему коллеге и другу Э.Б.Абдылдаеву за хорошую совместную работу, а также за приглашение посетить Киргизию с очередным ответным визитом.

Вопрос: В настоящее время идут переговоры о вступлении Киргизии в Таможенный союз. Известно, что недавно был подписан очень важный для этой страны документ – Соглашение между правительствами России и Киргизии о развитии экономического сотрудничества в условиях Евразийской экономической интеграции. Какие меры предусмотрены данным Соглашением для адаптации экономики Киргизской Республики к участию в Таможенном союзе?

С.В.Лавров: Мы заинтересованы в максимально быстром выполнении принципиальных договоренностей достигнутых президентами России, Казахстана, Белоруссии и Киргизии 29 мая с.г. на саммите в Астане. Сегодня Э.Б.Абдылдаев проинформировал, что на днях Правительство Киргизской Республики приняло целый ряд решений, одобряющих крупный пакет документов, присоединение к которым необходимо для вступления в Таможенный (ТС) и Евразийский экономический союзы (ЕАЭС). Мы приветствуем такой подход.

Параллельно завершается согласование двух российско-киргизских документов, которые будут предоставлять важные конкретные инструменты поддержки киргизской экономике в процессе ее гармонизации с интеграционными процессами на евразийском пространстве. Создается специальный фонд и определяется механизм финансирования «дорожной карты» по реализации необходимых мероприятий. Как и договаривались президенты двух стран в Сочи, эти договоренности близки к завершению. Надеюсь, что в самое ближайшее время они будут подписаны.

Вопрос: Как известно, Киргизия является страной-поставщиком рабочей силы в Россию. На Ваш взгляд, существует ли перспектива присоединения Киргизии к Соглашению о правовом статусе трудовых мигрантов и членов их семей, заключенного между Белоруссией, Россией и Казахстаном, до завершения процесса вступления Киргизии в Таможенный союз и ЕАЭС?

С.В.Лавров: Ответ заключается в самом Соглашении, в котором есть статья, описывающая процедуру присоединения других стран, пока в нем не участвующих. Я убежден, этот вопрос можно рассмотреть при участии не только Российской Федерации, но и других стран-участниц Соглашения – Белоруссии и Казахстана. В любом случае, решать (этот вопрос) будем не мы, а Высший совет Евразийского экономического союза. Но насколько можно судить, процесс присоединения Киргизии к ТС и ЕАЭС сейчас ускоряется. Когда это произойдет, имеющиеся договоренности в любой сфере, охватываемой единым экономическим пространством и в дальнейшем нормами ЕАЭС, будут автоматически распространяться на Киргизию как на страну-участницу.

Говоря о теме миграции в принципе, отмечу, что создана двусторонняя рабочая группа для решения вопросов, с которыми сталкиваются трудовые мигранты из Киргизии, в рамках проводимых у нас реформ в области миграционной политики. Преобразования нацелены на то, чтобы вывести «из тени» граждан, работающих без надлежащего юридического оформления, ущемленных в своих правах (у них нет никакой юридической защиты), и сделать так, чтобы они работали легально, комфортно и были социально защищены. Эти вопросы обсуждаются. В ситуациях, когда нарушение российского законодательства в прошлом осуществлялось без злого умысла, а было связано с необходимостью срочного решения гуманитарных вопросов (воссоединение семей, посещение больных родственников, или, к примеру, отъезд на каникулы студентов, не оформивших должным образом свой статус), мы их будем решать гибко и конструктивно, чтобы не пострадали добросовестные граждане Киргизии, которые живут, работают и учатся в Российской Федерации.

Поэтому даже до присоединения Киргизии ко всем миграционным инструментам в рамках интеграционных процессов в ЕАЭС у нас уже есть достаточно важные двусторонние механизмы, которые позволяют снимать многие вопросы уже на данном этапе.

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать высказывание Президента США Б.Обамы, заявившего, в частности, что в Основополагающий акт Россия-НАТО могут быть внесены изменения? Американский Президент также сказал, что альянс должен быть готов к возможному принятию в ближайшее время в свои ряды новых членов, а также проинформировал о создании центра подготовки ВВС на территории Эстонии, о расширении Вашингтоном санкций в отношении России в ответ на украинский кризис.

С.В.Лавров: Этот вопрос не просто очередное заявление Президента США, он касается более широких аспектов.

Относительно объявления о намерении внести изменения в Основополагающий акт Россия-НАТО напомню, что этот документ разрабатывался всеми странами, входящими в Совет Россия-НАТО, и менять его можно только коллективно. В одностороннем порядке можно из него выйти, но это будет касаться только той страны, которая примет такое решение. Заявлять, что «я, одна страна, решила изменить коллективный документ, под которым подписались 28 стран», не вполне корректно ни юридически, ни политически.

В отношении остальных прозвучавших из Вашингтона и некоторых других столиц угроз хотел бы обратить внимание на следующее. Уже не первый раз при появлении проблеска надежды на перевод ситуации из силового противостояния в плоскость политического урегулирования тут же активизируется «партия войны». За последние семь-десять дней состоялся целый ряд событий, к которым активно призывали многие наши западные партнеры, поддерживая процесс установления дополнительных контактов по поиску путей урегулирования кризиса на Украине. Прошли встреча в Минске между президентами стран-участниц ТС и Украины с участием руководства Еврокомиссии и Евразийской экономической комиссии, несколько телефонных разговоров между президентами России В.В.Путиным и Украины П.А.Порошенко в развитие их двухчасовой подробной и откровенной беседы в Минске. Вчерашний телефонный разговор между руководителями России и Украины был целиком посвящен необходимости стимулировать процессы, которые позволят выйти на прекращение огня между украинскими силовиками, с одной стороны, и представителями Юго-Востока – с другой. По итогам этого разговора Президент России В.В.Путин выступил с инициативой, выдвинув «План из семи пунктов» и предложив сторонам конфликта рассмотреть изложенные в нем идеи. Рассчитываем, что последует реакция официального Киева и ополченцев. Все от нас зависящее для материализации предложения по завязыванию диалога, начиная с самой главной задачи – прекращения огня – мы делали, делаем и будем и дальше делать.

Повторю, всплеск наблюдаемой нами антироссийской риторики именно в тот период, когда предпринимаются активнейшие усилия по поиску политического урегулирования, говорит только о том, что находящаяся в Киеве «партия войны» пользуется активной поддержкой извне, в данном случае со стороны США.

Напомню, что как раз когда предпринимались усилия, в том числе в рамках прямого диалога между Президентом России В.В.Путиным и Президентом Украины П.А.Порошенко, по созданию условий для политического процесса, глава украинского правительства А.П.Яценюк заявил о том, что правительство этой страны вносит в парламент законопроект об отказе от внеблокового статуса, об избрании курса на вступление в НАТО. Как и Президент США Б.Обама, он активно поддержал необходимость принятия в ряды альянса новых членов. В этом же русле высказывался и Генеральный секретарь НАТО А.Фог Расмуссен. Наряду с заявлениями А.П.Яценюка мы слышим и оскорбительные в адрес Президента Украины П.А.Порошенко высказывания Д.А.Яроша, который выступил категорически против любых направленных на прекращение насилия шагов, заявив, что если глава государства не сможет добиться военной победы, то это сделают боевики «Правого сектора» без президента. Поэтому те, кто сейчас встают на тропу войну, поддерживая радикальные воинствующие элементы в Киеве, берут на себя огромную ответственность, в том числе не только за продолжение кровопролития, но и в том, что касается попыток подвергнуть сомнению легитимность действий нынешнего украинского президента. Надеюсь, это поймут в Вашингтоне и других столицах, буквально опьяненных сейчас антироссийской риторикой.

Вопрос: Каковы Ваши ожидания от завтрашней встречи Контактной группы в Минске? Смогут ли стороны перейти к реальным шагам по деэскалации конфликта с учетом предложенных Президентом России В.В.Путиным мер?

С.В.Лавров: Как я уже сказал, наша цель как раз и заключается в том, чтобы задействовать все имеющиеся возможности для перевода ситуации в переговорное русло, как это неоднократно провозглашалось нынешним Президентом Украины П.А.Порошенко и на международных форумах, в частности, на Женевской встрече 17 апреля с.г. и Берлинской – 2 июля с.г.

Контактная группа – это первый опыт (вслед за почему-то забытой практикой «круглых столов», проводившихся в различных регионах Украины до президентских выборов), в рамках которого пытаются найти переговорное решение, отражающее готовность услышать ополченцев и их требования, которые не являются запредельными. Они хотят жить на земле, где родились они, их отцы, деды и прадеды, иметь возможность напрямую участвовать в организации своей жизни – избирать и быть избранными, понимать, какую долю от налогов они будут иметь, быть уверенными, что смогут выбирать язык, на котором хотят разговаривать и воспитывать своих детей. Это совершенно обычные, простые пожелания, которые естественны для нормальной, цивилизованной европейской страны, где проживают национальные меньшинства.

С нашей стороны есть заинтересованность, чтобы этот пока еще хрупкий, но набирающий обороты процесс в рамках Контактной группы не растерял темп. Россия как участник процесса и страна, которая наряду с представителями ОБСЕ стремится сделать все, чтобы завязался предметный и содержательный диалог между Киевом и Юго-Востоком, выдвинули семь пунктов, изложенные вчера в выступлении Президента России В.В.Путина. Мы готовы объяснить и детализировать содержание этих пунктов, но самое главное – хотим услышать реакцию на это предложение со стороны главных противоборствующих сторон – Киева и Юго-Востока Украины. Безусловно, будем готовы выслушать дополнительные предложения от участников Контактной группы в надежде, что в итоге удастся сформировать некую общую позицию.

Повторю, в качестве первого шага будем настаивать на прекращении огня – это сейчас самое главное. Слишком долго и неприемлемо страдало и продолжает страдать гражданское население. Все ответственные политики и те, кто руководят вооруженными людьми в Киеве и на Юго-Востоке Украины, должны осознать свою ответственность перед народом этой многострадальной страны, остановить войну и начать договариваться о решении таких вопросов. Это в том числе касается упомянутых в обращении Президента России В.В.Путина – таких, как мониторинг прекращения огня, принятие мер, гарантирующих неприменение тяжелой артиллерии против гражданского населения и авиации против городов, населенных пунктов и мирных граждан, решение вопросов, связанных с необходимостью срочного удовлетворения гуманитарных нужд мирных жителей и начало восстановления инфраструктуры, чтобы к зиме хоть как-то наладить жизнеобеспечение разрушенных войной городов и районов.

Будем стремиться к результату на встрече Контактной группы, которая должна состояться завтра в Минске. Надеемся, что и все другие участники этого механизма будут преследовать те же цели.

mid.ru

Версия для печати