ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

К 700-летию Сергия Радонежского

21:32 30.05.2014 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Широкомасштабная выставка к 700-летию Преподобного Сергия Радонежского в стенах Государственного Исторического музея стала первой ретроспективой о житии Игумена Земли Русской и созданной им обители. Выдержанная в строгом академическом стиле, экспозиция символизирует своеобразное паломничество из столицы Российского государства – Москвы белокаменной - в Троице-Сергиеву Лавру. К духовным истокам православия шли и простые паломники, и управители государства Российского. Одними из первых русских царей были Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович, Елизавета Петровна, Екатерина Великая. Поклониться святыням обители приезжала семья императора Николая II. Дары коронованных особ Троице-Сергиевой Лавре составили немалую ценную часть экспозиции выставки. «Всего же представлено более 400 экспонатов», - рассказала журналу «Международная жизнь» куратор выставки, научный сотрудник Государственного Исторического музея Елена Юхименко.

Идея выставки и ее формат вызревали постепенно, обретая черты долгой и увлекательной дороги к подмосковной Лавре, к Преподобному. На масштабном панно, занимающем одну из стен, представлена своеобразная художественная карта-маршрут, на которой обозначены встречающиеся на пути ориентиры - памятники зодчества, православные храмы и монастыри.  Этой же дорогой шел вместе со своим наставником выдающийся русский писатель Иван Сергеевич Шмелев, оставивший нам литературный шедевр «Лето Господне». Отправной точкой паломничества на северо-западное направление от Московского Кремля была Крестовская застава, она начиналась от Сухаревской, или Сухаревой, башни, а заканчивалась двумя водонапорными башнями величественной архитектуры. Паломники считали честью начать свой путь к Преподобному именно от Крестовской заставы, где необходимо было поклониться Кресту (отсюда и название). Затем на пути встречался храм Тихвинской Божьей Матери в селе Алексеевском (недалеко от нынешнего ВВЦ), - современники еще называют ее «Церковь на горке». Далее шли через села Ростокино и Мытищи (ныне город), останавливаясь у церкви Владимирской Богоматери. По прямой путь лежал к населенному пункту Тарасовка, в Пушкино – на карте  обозначена Никольская церковь. Затем следуют поселок Бартовшина, Новая деревня, Малые и Большие Талицы, Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. На пути из Москвы в Лавру Преподобного Сергия паломники обычно делали остановки в селе Рахманове с Вознесенской церковью, в селе Воздвиженское и в Хотькове, а затем уже прямо до Лавры. Этот подробный экскурс необходим, чтобы понять, какую величайшую духовную ценность представляла для каждого православного христианина Троице-Сергиева Лавра.

Художник выставки в Государственном Историческом музее Фатали Талыбов выстроил конструкцию витрин и стеллажей экспозиции таким образом, что она напоминает фрагменты башенок, монастырских стен, привалов для паломников. Сама же экспозиция богата уникальными памятниками, раритетами, которые можно без сомнения назвать истинными сокровищами Троице-Сергиевой Лавры. «Основу выставки представляют экспонаты из коллекции нашего музея», - рассказала куратор Елена Юхименко. – «Это неслучайно, потому что по концепции, которую заложили еще основатели нашего музея – граф Алексей Сергеевич Уваров и Иван Егорович Забелин, - музей собирал памятники, характеризующие национальную народную историю». Реликвии, с которых начинается экспозиция – это подлинный Служебник Сергия Радонежского, написан от руки, иллюстрирован акварельными сюжетами, Евангелие Никона Радонежского. Представлены монастырские рукописи конца 14 века – современников святого Сергия. Иконы из Успенского собора Московского Кремля, великокняжеский походный иконостас 15 века. Его, как рассказали сотрудники музея, собирали буквально по ниточкам, все иконы иконостаса вышиты на ткани, они преодолели немало верст в военных походах. Великолепно сохранились 10 икон конца 18 века из Старообрядческого храма. Рядом на стенах - картинки для народа, которые выпускала литография Троице-Сергиевой Лавры, простые сувениры для паломников: деревянные ложки, вилки с сюжетными фигурками на рукоятках, образки, флакончики для святой воды, нательные крестики. Все это изготавливалось в мастерских Лавры. «Это все свидетельствует о большой народной любви к Сергию», - заключает Елена Юхименко.  Кстати то самое панно, о котором шла речь в начале, было передано музею в 1891 году и называлось оно «Паломничество из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру». Очень много даров музей получил от русских представителей дворянства и купцов. Так в 1925 году 300 тысяч единиц в дар музею от Ивана Егоровича Забелина и Петра Ивановича Щукина были переданы самые большие собрания, которые представляют и быт народа, и историю русской православной церкви, и живопись, и печатную графику. Все это посетители увидят впервые, поскольку большинство экспонатов не представлены в постоянной экспозиции.

Феномен Преподобного Сергия в полной мере отражает содержание выставки – его преданное служение Православной вере вызвало к жизни великое множество народных преданий, вдохновило иконописцев к созданию подлинных шедевров, художников – к воплощению многочисленных картин, зодчих – к возведению храмов, учеников – к собиранию святых обителей по всей Руси, воинов – на подвиги во имя Отечества. В честь Преподобного Сергия называли сыновей, и традиция эта до сих пор жива. Чем дальше от нас время, в которое жил Сергий Радонежский, тем выше осознание его духовного подвига, его любви и веры, его помощи нам, так нуждающимся в укреплении духовной стойкости. Идите и смотрите эту замечательную выставку к 700-летию святого Сергия из собрания Государственного Исторического музея, впервые открывшего нам многие из своих реликвий.

Фотогалерея

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати