Русской миссии на Аляске 220 лет

10:17 12.12.2013 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Русская духовная миссия на Аляске и Алеутских островах явила пример христианского подвига, 220-летие которого мы отмечаем в эти декабрьские дни. 21 декабря 1793 года с одобрения императрицы Екатерины II первая группа православных миссионеров из России отправилась на северо-запад американского континента. Истории более 200-летнего трудничества русских миссионеров посвятил свой многолетний научный труд «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года» Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Русская духовная миссия дала импульс к распространению православной веры по всему Западному полушарию. Руководствуясь указанием Екатерины II, миссионеры помнили, что проповедь должна содержать лишь самые основные положения веры и христианской нравственности: что Бог существует, что Он дал человеку закон, который заключается в том, чтобы творить добрые дела.

Книга Владыки Климента основана на большом документальном материале, который автор осмысливает в преломлении к сегодняшнему дню. Как отмечает в предисловии Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, еще в 80-х годах прошлого столетия, неся послушание Управляющего Патриаршими приходами в США и Канаде, Владыка Митрополит посещал Аляску, бывал в православных приходах, общался с местными жителями, многие из которых до сих пор получают православные имена в святом крещении. Ныне Владыка Климент возглавляет Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Историография православной Аляски начинается с уточнения: первые русские иноки-миссионеры (всего шесть человек), прибывшие на Аляску, были монахами Валаамского и Коневского монастырей и Александро-Невской лавры. А значит, были готовы к лишениям. В суровых климатических условиях несли свое служение, прививая коренным жителям Аляски и островов – креолам, алеутам, кадьякам, чугачам, кенайцам, северным эскимосам, тлинкитам, атапаскам - евангельские принципы жизни.  И постепенно угасала межплеменная вражда, изживалось многоженство, жертвоприношение людьми, рабство. Более того, в книге рассказывается о том, что русские миссионеры вели наблюдения за климатом, природой, характером местного населения. Ими были составлены первые топографические, климатические, этнографические описания. «Столетнее пребывание православной России на Аляске, - пишет Владыка Климент, - способствовало развитию и национальной культуры коренных народов».

Участник первой миссии монах Герман, помимо духовной заботы, обучал местное население земледелию, ремеслам, кулинарии, ведению домашнего хозяйства. А во время эпидемии сам ухаживал за больными, утешал сирот. Впоследствии преподобный Герман был прославлен в лике святых. Ценнейшим вкладом в изучение Аляски и ее населения является научный труд отца Иоанна (Вениаминова). Он составил грамматику алеутского языка со словарем на 1200 слов. Чтобы легче понимать и общаться с алеутами, отец Иоанн сам выучил алеутский язык. За свои научные труды по этнографии он был избран член-корреспондентом Императорской Академии наук, почетным членом Московского университета и почетным членом Московского общества любителей естествознания. Созданная им система церковных школ для туземцев содействовала повсеместному просвещению коренных народов.

В 1867 году Россия продала Соединенным Штатам свои владения в Северной Америке. Этот период связан с миссионерской деятельностью на Аляске митрополита Иннокентия (Вениаминова), апостола и первого иерарха Америки, прославленного в лике святых уже во второй половине 20-ого века. Митрополит Иннокентий уделял особое внимание кадровому составу миссионеров. Наставлял священников использовать местные языки за богослужением и во время проповеди, составлял для них книги на местных наречиях. Но постепенно с изменением инфраструктуры края, в связи с начавшейся «золотой лихорадкой» менялся и духовный ландшафт региона. Вот какие горькие строки читаем в путевом журнале священника Василия Мартыша после посещения села Карлук: «Порча нравов объясняется соседством фабрик, на которых работает самый последний сброд со всех почти национальностей в мире…».

В 1891 году епископ Владимир (Соколовский) посетил один из самых дальних приходов на Аляске, после чего обратился к властям полуострова в защиту своей паствы. Он ставил вопрос о притеснениях православных на Аляске, о неравенстве в правах местных жителей и приехавших туда американцев, о невыполнении Договора о продаже Аляски касательно пункта о церковном имуществе. Болотистые земли, которые на протяжении многих лет и большим трудом православные делали пригодными для земледелия и строительства, варварски отнимались прибывшими старателями. Последние годы служения епископа Владимира   совпали с изменением образа России в общественном сознании американцев. «Из дружественной державы, - пишет автор книги, - оказавшей помощь Соединенным Штатам в годы войны 1861-1865 годов, она превратилась в «отсталую, полуварварскую страну». Призывы к свержению  самодержавия в России должны были отвлечь население страны от собственных внутренних проблем». Что-то очень знакомое из сегодняшних реалий…

Интересны воспоминания епископа Николая (Зиборова), чье служение совпало со 100-летием прибытия на Аляску первой русской духовной миссии. Он взял на себя ответственность обеспечить празднование юбилея по всей Аляске. Но, учитывая отношение тогдашних властей полуострова к православным, он в этой связи направил российскому посланнику в Вашингтоне князю Г.Л. Кантакузену письмо, в котором, в частности, писал: «Я надеюсь, что это мирное и светлое торжество победы христианства над язычеством, для которого так самоотверженно трудились русские православные люди в течение целого столетия, вызовет, по крайней мере, симпатии со стороны того Правительства и народа, которому так великодушно были уступлены эти русские владения».

Русские миссионеры построили по всей Аляске и на островах многочисленные православные храмы, на убранство которых щедро жертвовали российские государи и частные лица Российской империи. А прихожане, несмотря ни на какие изменения в жизни полуострова, сохраняли искреннюю любовь к стране-просветительнице и ко всему, что было связано с Россией. Как отмечает в своей книге Владыка Климент, характерен случай, произошедший осенью 1895 года. В Кенае, отрезанном от остального мира из-за навигационной паузы, прошел слух, будто Англия вместе с Японией объявила войну России. Встревоженные кенайцы пришли к священнику узнать правду, но не получив должного ответа, настояли отслужить молебен (на всякий случай) о ниспослании победы Благоверному Государю Императору Николаю Александровичу. При этом церковь была переполнена молящимися. Еще пример: в середине 50-х годов XX века на один из Алеутских островов – Никольский - прибыла группа протестантских миссионеров, но ответом им были слова сельчан о том, что Христос прибыл на их остров 150 лет назад, что они были и будут верны Православию.

Книга Владыки Климента содержит не только ценный информационный, документальный материал, но и богато снабжена портретными фотографиями священников, рисунками из архивов, которые оставили миссионеры, купцы, промышленники, художники, исследователи. В Приложении дана исчерпывающая информация о каждом епископе, возглавлявшем русскую духовную миссию на Аляске в разные периоды. Несмотря на большой объем издания, автор искусно удерживает внимание и интерес читателя, не перегружая текст посторонней информацией. Прочитанное воспринимается как визуальное, настолько очищено авторское слово от лишнего. Избегая прямых умозаключений, автор дает увидеть исторические аналогии, которые помогают разобраться в современных реалиях. Проблема секуляризма и политика двойных стандартов, сила власти «золотого тельца» и высота духовного смирения – все актуально по-прежнему, как и 220 лет назад. По-прежнему географически Американская Аляска остается духовно Русской Америкой.

Версия для печати