ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Возрождение

13:27 23.09.2013 • Ольга Ивлиева, редактор журнала «Международная жизнь»

22 сентября торжественная литургия возвестила о возрождении духовной жизни Армянской апостольской церкви в Москве. Служба проходила в нововозведенном Кафедральном соборе Преображения Господня.

В этом центральном районе Москвы, близ Олимпийского проспекта, нет недостатка в новых, нестандартных архитектурных сооружениях, но они в основном из стекла и бетона. На их фоне храм, да и все строения комплекса, облицованные туфом яркого солнечного цвета, от золотисто-розового до оранжево-красного, зрелище являют необычное - и по цвету, и по форме, и по размерам. Недаром московский храмовый комплекс – самое большое культовое сооружение Армянской апостольской церкви вне территории Армении. В него входят Кафедральный собор, способный вместить более тысячи прихожан, храм Сурб Хач (Святого Креста), музей, резиденция главы епархии, учебно-просветительский комплекс, гостевой дом, трапезная и др. Слева от главного входа, представляющего собой трехарочные парадные ворота, расположен грандиозный собор. При высоте более 50 метров, и величественном объеме он, естественно, является доминантой комплекса. Но не только его параметры привлекают внимание.

Над центральным входом высечены украшенный крестом барельеф Иисуса Христа и надпись: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, спасется». По всем внешним стенам храм опоясан также высеченными в камне различными изображениями: ликами святых, крестами, неповторимыми орнаментами, письменами святого Месропа Маштоца – просветителя, создателя армянской азбуки, переводчика Библии. Орнаменты и надписи, высеченные резчиком Ашотом Адамяном, напоминают армянские средневековые рукописные книги.

Внутри храм такой же солнечный, как и снаружи, а все потому, что и гранит, и мрамор, и травертин - использованные в отделке стен, подобраны в той же цветовой гамме, что и туф снаружи. Под куполом на крестообразном фоне, как бы внимая всем и каждому и одновременно не сводя глаз со всех и каждого, изображен Иисус Христос. С одной стороны от алтаря на стенах - художественное изображение основных этапов Его жизни. С другой стороны исторические сюжеты повествуют о том, что Армения первой в мире приняла христианство. На одной из фресок изображен Арарат, с древних времён считающийся не только символом Армении, но и прообразом куполов церквей, построенных на Араратской равнине (Рипсиме, Эчмиадзин и др.). По преданию, сам Христос указал место, где нужно возвести первую церковь, - Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «спустился Единородный». Это древнейшее сказание, любимое и чтимое в народе, отражено на фреске в верхней части алтаря.

Восстановлением исторической справедливости назвал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открытие этого комплекса и подчеркнул роль России и Армении в укреплении религиозности.

Из истории известно о тесных религиозных связях наших двух народов. Если брать примеры из московской жизни, то еще в далеком, XVI веке один из приделов храма Василия Блаженного был назван в честь Григория Просветителя Армении. Через два столетия армяне построили в Москве церкви на Пресне и в Армянском переулке. В годы, когда государственной «религией» стал атеизм, они были разрушены. И единственным приходом почти восемь десятилетий оставалась часовня на армянском участке Ваганьковского кладбища. Практически к нулю свелась религиозная жизнь армянской диаспоры. И это почти при полумиллионном ее исчислении.

Так продолжалось до 1990-х годов, когда в Москве был объявлен конкурс на проект армянской церкви. Но дальше проектов дело не шло. В 2004 году Католикос всех армян Гарегин II поручил разработку нового проекта талантливому архитектору и ученому Артаку Гуляну. В том же году состоялась закладка фундамента комплекса, в котором принимал участие тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий II при благословении Католикоса всех армян Гарегина II. Но само строительство началось в 2006 г.

Храм строили по классическим армянским канонам. Когда выбирали материал на облицовку, то решено было использовать оранжевый туф, как в духовном центре армян - Эчмиадзине. Более ста вагонов потребовалось, чтобы привезти этот камень из Армении.

Объем строительных и отделочных работ был проведен огромный, художественное оформление исполнено мастерски. Однако храмовый комплекс, по мнению и строителей, и потенциальных прихожан, - не только великолепное сооружение, а материальное воплощение русско-армянского братства и союзничества, духовного единства наших народов.

В создании храма огромную лепту – моральную и физическую – внес предстоятель Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской церкви, нынешний глава этого храма архиепископ Езрас Нерсисян. Поистине – это зримый плод Владыки – венец его многолетней плодотворной деятельности на российской земле – сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве.

Сооруженный по проекту, в котором сохранены каноны армянской церковной архитектуры, храм, безусловно, будет напоминать армянам, живущим в Москве, родину их предков, поможет хранить верность Армянской апостольской церкви. Он будет притягивать их поучаствовать в литургиях, службах, чтобы ощутить духовное единство.

Церковный музей, учебно-просветительский центр с воскресной школой и библиотекой тоже скоро заживут активной духовной жизнью. Планы обширны, насыщены, устремлены на перспективу. Но уже и сейчас есть их реальное воплощение. Так, в Выставочном зале комплекса экспонируется выставка «Армяне в Москве. Исторический путь».

Экспозиция отражает более чем 500-летний период истории армянской общины Москвы – с конца XIV до начала ХХ века. Представлены уникальные документы, исторические источники - мемориальные экспонаты, произведения искусства, многие из которых экспонируются впервые. По словам архиепископа Езраса, «выставка показывает, что дала Россия армянам и что дали России армяне. Она свидетельствует о том, что мы сильны и богаты друг другом, что мы создавали общие ценности ради грядущих поколений».

Материалы раздела, отражающего страницы истории Армянской апостольской церкви в Москве, на выставке заняли особое место в силу ее исторической роли, состоящей в обеспечении этнокультурной консолидации армянского народа и развитии духовных взаимосвязей с русскими. И это подтверждают высказывания известных людей, запечатленные в виде цитат. Например, «Мужество за веру составляет отличительную черту армян с первых времен христианства до настоящего времени» - Г.Гибсон, или «У армян церковь живая, это душа жизни армян, в ней сосредоточены вся благотворительность и все образование народа» - С.Витте.

Тема образования как основы сохранения национальной самобытности раскрывается на примере материалов Лазаревского института восточных языков, основанного в Москве в начале XIX века двумя братьями-армянами Лазаревыми (Лазарян). Этот институт первым стал готовить научные кадры представителей разных национальностей, что можно назвать началом определенного этапа в развитии просвещения в России.

На выставке можно пофамильно узнать об армянах, внесших неоценимый вклад в развитие Москвы и России, - государственных деятелях и военачальниках, дипломатах, предпринимателях и меценатах, писателях и актерах. Наиболее полное представление об этом создают документы, свидетельствующие о признании их деятельности - получении государственных наград и дворянских титулов, фамильные гербы.

Удивительно при этом, как переплетены судьбы, семейные связи двух наших народов. В историю мировой культуры вошла блистательная плеяда имен: художника-мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, режиссеров Евгения Вахтангова и Владимира Немировича-Данченко, музыканта Константина Сараджева, архитектора Александра Таманяна, богослова и ученого Павла Флоренского, историка Леонида Мсерианца. Видный дипломат, военачальник, Михаил Лорис-Меликов стал министром внутренних дел, Иван Делянов (из знатного армянского рода) – министром народного просвещения Российской империи.

Еще об одном сооружении комплекса хочется сказать особо. В центре храмового комплекса – будто две фигуры застыли, как часовые на посту. При ближайшем рассмотрении видишь, что это две скульптуры-храмы, стоящие на основании-возвышении. У каждой только ей присущие архитектурные особенности: русская православная церковь - с характерными плавными линиями и армянская церковь - с более четкими. Над куполом каждого храма кресты - у каждого свой, традиционный, - обрамлены кругом-нимбом. А между храмами – квадратная плита из которой, как из скалы, бьет вода. На плите символическая надпись на двух языках «Родник братской дружбы».

Пусть же этот родник не иссякнет никогда.

Фотогалерея

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати