Возрождение

13:27 23.09.2013 Ольга Ивлиева, редактор журнала «Международная жизнь»


22 сентября торжественная литургия возвестила о возрождении духовной жизни Армянской апостольской церкви в Москве. Служба проходила в нововозведенном Кафедральном соборе Преображения Господня.

В этом центральном районе Москвы, близ Олимпийского проспекта, нет недостатка в новых, нестандартных архитектурных сооружениях, но они в основном из стекла и бетона. На их фоне храм, да и все строения комплекса, облицованные туфом яркого солнечного цвета, от золотисто-розового до оранжево-красного, зрелище являют необычное - и по цвету, и по форме, и по размерам. Недаром московский храмовый комплекс – самое большое культовое сооружение Армянской апостольской церкви вне территории Армении. В него входят Кафедральный собор, способный вместить более тысячи прихожан, храм Сурб Хач (Святого Креста), музей, резиденция главы епархии, учебно-просветительский комплекс, гостевой дом, трапезная и др. Слева от главного входа, представляющего собой трехарочные парадные ворота, расположен грандиозный собор. При высоте более 50 метров, и величественном объеме он, естественно, является доминантой комплекса. Но не только его параметры привлекают внимание.

Над центральным входом высечены украшенный крестом барельеф Иисуса Христа и надпись: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, спасется». По всем внешним стенам храм опоясан также высеченными в камне различными изображениями: ликами святых, крестами, неповторимыми орнаментами, письменами святого Месропа Маштоца – просветителя, создателя армянской азбуки, переводчика Библии. Орнаменты и надписи, высеченные резчиком Ашотом Адамяном, напоминают армянские средневековые рукописные книги.

Внутри храм такой же солнечный, как и снаружи, а все потому, что и гранит, и мрамор, и травертин - использованные в отделке стен, подобраны в той же цветовой гамме, что и туф снаружи. Под куполом на крестообразном фоне, как бы внимая всем и каждому и одновременно не сводя глаз со всех и каждого, изображен Иисус Христос. С одной стороны от алтаря на стенах - художественное изображение основных этапов Его жизни. С другой стороны исторические сюжеты повествуют о том, что Армения первой в мире приняла христианство. На одной из фресок изображен Арарат, с древних времён считающийся не только символом Армении, но и прообразом куполов церквей, построенных на Араратской равнине (Рипсиме, Эчмиадзин и др.). По преданию, сам Христос указал место, где нужно возвести первую церковь, - Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «спустился Единородный». Это древнейшее сказание, любимое и чтимое в народе, отражено на фреске в верхней части алтаря.

Восстановлением исторической справедливости назвал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открытие этого комплекса и подчеркнул роль России и Армении в укреплении религиозности.

Из истории известно о тесных религиозных связях наших двух народов. Если брать примеры из московской жизни, то еще в далеком, XVI веке один из приделов храма Василия Блаженного был назван в честь Григория Просветителя Армении. Через два столетия армяне построили в Москве церкви на Пресне и в Армянском переулке. В годы, когда государственной «религией» стал атеизм, они были разрушены. И единственным приходом почти восемь десятилетий оставалась часовня на армянском участке Ваганьковского кладбища. Практически к нулю свелась религиозная жизнь армянской диаспоры. И это почти при полумиллионном ее исчислении.

Так продолжалось до 1990-х годов, когда в Москве был объявлен конкурс на проект армянской церкви. Но дальше проектов дело не шло. В 2004 году Католикос всех армян Гарегин II поручил разработку нового проекта талантливому архитектору и ученому Артаку Гуляну. В том же году состоялась закладка фундамента комплекса, в котором принимал участие тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий II при благословении Католикоса всех армян Гарегина II. Но само строительство началось в 2006 г.

Храм строили по классическим армянским канонам. Когда выбирали материал на облицовку, то решено было использовать оранжевый туф, как в духовном центре армян - Эчмиадзине. Более ста вагонов потребовалось, чтобы привезти этот камень из Армении.

Объем строительных и отделочных работ был проведен огромный, художественное оформление исполнено мастерски. Однако храмовый комплекс, по мнению и строителей, и потенциальных прихожан, - не только великолепное сооружение, а материальное воплощение русско-армянского братства и союзничества, духовного единства наших народов.

В создании храма огромную лепту – моральную и физическую – внес предстоятель Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской церкви, нынешний глава этого храма архиепископ Езрас Нерсисян. Поистине – это зримый плод Владыки – венец его многолетней плодотворной деятельности на российской земле – сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве.

Сооруженный по проекту, в котором сохранены каноны армянской церковной архитектуры, храм, безусловно, будет напоминать армянам, живущим в Москве, родину их предков, поможет хранить верность Армянской апостольской церкви. Он будет притягивать их поучаствовать в литургиях, службах, чтобы ощутить духовное единство.

Церковный музей, учебно-просветительский центр с воскресной школой и библиотекой тоже скоро заживут активной духовной жизнью. Планы обширны, насыщены, устремлены на перспективу. Но уже и сейчас есть их реальное воплощение. Так, в Выставочном зале комплекса экспонируется выставка «Армяне в Москве. Исторический путь».

Экспозиция отражает более чем 500-летний период истории армянской общины Москвы – с конца XIV до начала ХХ века. Представлены уникальные документы, исторические источники - мемориальные экспонаты, произведения искусства, многие из которых экспонируются впервые. По словам архиепископа Езраса, «выставка показывает, что дала Россия армянам и что дали России армяне. Она свидетельствует о том, что мы сильны и богаты друг другом, что мы создавали общие ценности ради грядущих поколений».

Материалы раздела, отражающего страницы истории Армянской апостольской церкви в Москве, на выставке заняли особое место в силу ее исторической роли, состоящей в обеспечении этнокультурной консолидации армянского народа и развитии духовных взаимосвязей с русскими. И это подтверждают высказывания известных людей, запечатленные в виде цитат. Например, «Мужество за веру составляет отличительную черту армян с первых времен христианства до настоящего времени» - Г.Гибсон, или «У армян церковь живая, это душа жизни армян, в ней сосредоточены вся благотворительность и все образование народа» - С.Витте.

Тема образования как основы сохранения национальной самобытности раскрывается на примере материалов Лазаревского института восточных языков, основанного в Москве в начале XIX века двумя братьями-армянами Лазаревыми (Лазарян). Этот институт первым стал готовить научные кадры представителей разных национальностей, что можно назвать началом определенного этапа в развитии просвещения в России.

На выставке можно пофамильно узнать об армянах, внесших неоценимый вклад в развитие Москвы и России, - государственных деятелях и военачальниках, дипломатах, предпринимателях и меценатах, писателях и актерах. Наиболее полное представление об этом создают документы, свидетельствующие о признании их деятельности - получении государственных наград и дворянских титулов, фамильные гербы.

Удивительно при этом, как переплетены судьбы, семейные связи двух наших народов. В историю мировой культуры вошла блистательная плеяда имен: художника-мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, режиссеров Евгения Вахтангова и Владимира Немировича-Данченко, музыканта Константина Сараджева, архитектора Александра Таманяна, богослова и ученого Павла Флоренского, историка Леонида Мсерианца. Видный дипломат, военачальник, Михаил Лорис-Меликов стал министром внутренних дел, Иван Делянов (из знатного армянского рода) – министром народного просвещения Российской империи.

Еще об одном сооружении комплекса хочется сказать особо. В центре храмового комплекса – будто две фигуры застыли, как часовые на посту. При ближайшем рассмотрении видишь, что это две скульптуры-храмы, стоящие на основании-возвышении. У каждой только ей присущие архитектурные особенности: русская православная церковь - с характерными плавными линиями и армянская церковь - с более четкими. Над куполом каждого храма кресты - у каждого свой, традиционный, - обрамлены кругом-нимбом. А между храмами – квадратная плита из которой, как из скалы, бьет вода. На плите символическая надпись на двух языках «Родник братской дружбы».

Пусть же этот родник не иссякнет никогда.

Фотогалерея

Версия для печати