В 60-х годах XX века при Президенте Шарле де Голле франко-американские отношения носили напряженный характер. Голлистская доктрина, направленная на возвращение Франции самостоятельной роли в мире, предполагала проведение независимой внешней политики. Испытание Францией ядерной бомбы, выход из военной организации НАТО, курс на построение «европейской» Европы, а также визит де Голля в СССР в 1966 году, послуживший началу разрядки международной напряженности, могли только осложнить отношения между двумя странами.

Перед Жоржем Помпиду, сменившим де Голля на посту Президента Франции в 1969 году, стояла сложная и противоречивая внешнеполитическая задача. От него ждали шагов в сторону улучшения франко-американских отношений. Однако при этом он выступал за продолжение голлистской политики и разрядку международной напряженности, что предполагало сохранение и дальнейшее развитие сотрудничества с СССР. 

К 1969 году в отношениях между двумя государствами накопился целый ряд противоречий. Помимо уже упомянутого выхода Франции из интегрированных структур НАТО, двусторонние отношения осложнялись множеством разногласий в экономической области. Париж выступал за пересмотр сложившейся мировой финансовой системы - Бреттон-Вудской, в которой ключевую роль играл американский доллар. Стремление французского государства к экономической независимости нашло свое прямое отражение в традиционном голлистском лозунге о построении «европейской» Европы. Де Голль, а потом и Помпиду всегда подчеркивали, что «единая Европа» должна вести самостоятельную экономическую политику, что не улучшало климата двустороннего сотрудничества.

Еще одной причиной напряженного характера межгосударственных отношений были разногласия в позициях сторон по некоторым ключевым проблемам международных отношений. Прежде всего это касалось конфликтов в Индокитае и на Ближнем Востоке. Французское руководство выступало против эскалации войны в Индокитае. В духе своей внешнеполитической доктрины и декларированных принципов о свободном самоопределении народов оно считало, что необходимо как можно скорее прийти к мирному соглашению.

Тема Вьетнама неоднократно поднималась в ходе встреч между представителями Франции и США. Еще большие противоречия возникли из-за непрекращающегося ближневосточного конфликта. В 1967 году в ходе Шестидневной войны Израиль существенно увеличил свою территорию. Де Голль осудил еврейское государство в качестве агрессора, что, естественно, еще больше осложнило отношения с США, традиционным союзником Израиля. Резолюция Совета Безопасности ООН 242 от 22 ноября 1967 года, принятая единогласно, содержала два основных пункта: вывод израильских войск с оккупированных территорий, а также уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в регионе. Французское руководство всегда высказывалось за претворение в жизнь этой резолюции.

Несмотря на наличие серьезных противоречий между странами, доктрина Помпиду в качестве одной из приоритетных задач предполагала улучшение климата франко-американского сотрудничества. В шкале приоритетов нового французского президента отношения с США играли очень важную роль. Помпиду выступал против возвращения Франции в военную организацию НАТО и сопротивлялся мощному давлению американского капитала на французскую экономику, но при этом он осознавал необходимость возобновления тесного сотрудничества с США. Франция претендовала на роль лидера внутри ЕЭС, все участники которого рассматривали США как своего главного партнера и союзника. В этих условиях французскому руководству следовало активизировать двусторонние контакты. Более того, Франция при Помпиду стремилась представлять общеевропейские интересы на переговорах с американскими партнерами. Таким образом, начальная внешнеполитическая концепция Помпиду предполагала качественное улучшение отношений с США, что отличало ее от классической голлистской доктрины.

Помимо общей направленности доктрины Помпиду, имелся еще целый ряд факторов, подталкивавших Париж и Вашингтон к сближению. Во-первых, США и Франция были естественными историческими союзниками, никогда не воевавшими друг с другом. Во-вторых, французское руководство даже в самых неблагоприятных для франко-американского сотрудничества условиях всегда подчеркивало принадлежность Франции именно к западному блоку. В-третьих, Помпиду был известным сторонником сохранения американских войск в Европе в качестве основного элемента защиты Европы от угрозы с Востока, что, правда, не мешало новому Президенту Пятой республики выступать и за развитие собственно европейских средств защиты.

Еще одним фактором в пользу франко-американского сближения было расширение так называемого «президентского большинства» во Франции, которое отныне включало в себя не только голлистскую партию ЮДР («Union des Démocrates pour la République» - «Союз демократов в поддержку республики»), но и независимых республиканцев во главе с будущим Президентом Республики Валери Жискар д’Эстеном и центристов, настроенных по отношению к США гораздо более дружелюбно, чем ортодоксальные голлисты.

Отметим, что большая часть французского населения, придерживающаяся правых политических взглядов, выступала за размораживание франко-американских отношений. Не последнюю роль в этом сыграл ввод войск  стран Варшавского договора (ОВД) в Чехословакию в августе 1968 года, прервавший начавшийся процесс разрядки и настроивший многих представителей французского общества против СССР, что неизбежно вело к возрастанию сторонников сближения с США. Все выше перечисленные факторы способствовали тому, что Помпиду решил совершить свою первую официальную заграничную поездку в качестве президента именно в США. Такой выбор символизировал особый, даже привилегированный характер отношений с Вашингтоном для нового французского руководства. Визит был намечен на февраль-март 1970 года.

Позитивные изменения во франко-американских отношениях начали происходить еще в конце президентства де Голля. Так, в феврале 1969 года после почти восьмилетнего перерыва была  возобновлена практика встреч на высшем уровне и состоялся визит нового Президента США Ричарда Никсона в Париж. Несмотря на то что де Голль в ходе переговоров не изменил своего мнения по ключевым вопросам, все же возобновление встреч на высшем уровне имело важное психологическое значение.

Советское посольство во Франции еще в 1967 году отметило наметившееся потепление франко-американских отношений. В специальной дипломатической справке сообщалось о некоторой переориентации политики Франции в научных исследованиях в сторону сближения с США. Во главе ведущих научно-исследовательских центров Франции были поставлены новые люди, известные связями с американскими научными кругами.

Эрген, возглавлявший Генеральную делегацию по науке и технике, сменил симпатизировавшего связям с СССР Марешаля. Денис встал во главе Национального центра космических исследований, сменив Кулона, одного из инициаторов советско-французского сотрудничества по космосу. А Понт и Пейроль, принявшие большое участие в организации сотрудничества с СССР в области цветного телевидения, с «переходом» на другие участки работы фактически были отстранены от сотрудничества1. Тема научного и военно-технического сотрудничества с США была для Помпиду одной из приоритетных. По понятным причинам именно американцы являлись идеальными партнерами для такого рода контактов, вплоть до кооперации в области ядерного оружия. Став президентом, Помпиду будет активно способствовать развитию двустороннего научного сотрудничества.

Еще одним важным фактором изменения к лучшему франко-американских отношений в конце президентства де Голля стала смена военной доктрины Франции. Вместо разработанной начальником Генерального штаба генералом Айере доктрины обороны «по всем азимутам», предполагавшей наличие угрозы для французских национальных интересов практически с любой стороны, в 1969 году появилась другая доктрина, более четко определявшая потенциальных противников Франции. Ее автор генерал Фурке в 1969 году заявил, что вероятнее всего французской армии придется сражаться на северных и восточных границах с противником, идущим с Востока. А в 1971 году, уже при Президенте Помпиду, он открыто назвал СССР в качестве предполагаемого противника Франции2. Таким образом, плацдарм для некоторого улучшения франко-американских отношений был создан еще в последние годы президентства де Голля, а Помпиду не только продолжил эту тенденцию, но и превратил ее в одно из основных направлений своей внешней политики.

Как Президент, Помпиду еще до визита в США приступил к активизации двусторонних контактов. Уже 23 июля 1969 года состоялась встреча между Президентом Республики и послом США во Франции Шрайвером, в ходе которой Помпиду сделал ряд важных заявлений. В частности, он ясно дал понять, что Европа нуждается в американской защите, Франция - в Североатлантическом альянсе, а независимая военная политика Франции не направлена против США. Новый президент не стал противиться американским инвестициям во французскую экономику, отметив только, что сначала надо реструктурировать электрическую промышленность Франции3.

Подобные заявления, расходившиеся с тем, что было характерно для франко-американских отношений в предыдущие годы, внушали оптимизм всем сторонникам сближения двух стран. Однако наиболее заметные изменения произошли в области обороны и военного сотрудничества. Практически сразу после избрания Помпиду на пост Президента Республики между представителями Франции и США начались переговоры на самом высоком уровне по возобновлению военных контактов. Отметим, что, по словам французского исследователя Ж.-А.Суту, американская администрация по инициативе Генри Киссинджера выбрала правильную тактику поведения. Американцы в ходе переговоров отказались от бессмысленных и строго теоретических попыток вернуть Францию в интегрированные системы НАТО, сосредоточившись на решении конкретных, прагматичных задач по развитию двустороннего сотрудничества в области обороны4, что как раз соответствовало желанию французской стороны.

В дальнейшем, на протяжении всего президентства Помпиду, подобная тактика кооперации будет сохранена: Франция так и не вернется в военную организацию НАТО, но при этом военно-техническое сотрудничество двух стран будет осуществляться в достаточно широком объеме. Такой стиль работы был характерен для Помпиду на всех направлениях его деятельности. Он всегда предпочитал конкретные практические шаги бессмысленным теоретическим спорам. Намеченный на февраль-март 1970 года официальный визит Президента Франции в США должен был закрепить тенденцию к улучшению двусторонних франко-американских контактов и стать символом новой политики Парижа по отношению к Вашингтону.

9 января 1970 года, за несколько недель до поездки Помпиду в США, министр обороны Франции Мишель Дебре сообщил о намерении своего государства продать Ливии 50 самолетов «Мираж», а 21 января он уточнил, что в общей сложности до 1974 года будет продано более 100 самолетов. Отметим, что, согласно международному законодательству, Франция не могла продавать оружие странам - участницам конфликтов, но Ливия официально не участвовала в ближневосточном конфликте. Тем не менее факт продажи самолетов Триполи вызвал очень много критики как в Европе, так и  США, особенно среди произраильских кругов, так как Ливия, хотя и не участвовала напрямую в боевых действиях, все же очевидно поддерживала арабские страны и поэтому не исключалась возможность использования французских войск против Израиля.

Для Помпиду расширение военного сотрудничества с арабскими странами, в том числе и с Ливией, означало продолжение традиционной для Франции средиземноморской и арабской политики. В конечном счете французское руководство опасалось, что в случае отказа Парижа от продажи Триполи французских самолетов Муаммар Каддафи купит их у СССР и Ливия в итоге переориентируется на Москву, что было крайне нежелательно. Проблема заключалась в том, что жертвой такой политики Франции оказывался именно Израиль, а в скором времени Помпиду собирался ехать с официальным визитом в США, где еврейское лобби всегда играло большую роль.

Таким образом, складывалась неприятная для Франции ситуация, при которой скандал с продажей самолетов в Ливию мог иметь негативные последствия для франко-американских отношений, которые только недавно начали налаживаться. Добавим, что расширение рамок французской торговли оружием с Ливией ставило Президента США Никсона в сложную ситуацию. Отныне у израильского руководства появились дополнительные аргументы в пользу покупки новых партий оружия у США. Американская же администрация, в случае отказа от этого, спровоцировала бы негативную реакцию, так как получалось, что арабские страны имели право на усиление, а Израиль - нет. В случае же согласия на продажу новых партий оружия в Израиль США еще больше оттолкнули бы от себя арабские страны, которые все чаще задумывались о переориентации своей политики на СССР.

Было заранее известно, что в ходе своего визита Помпиду наверняка столкнется с различными антифранцузскими манифестациями и демонстрациями, носящими произраильский характер. Однако французский президент и его окружение недооценили опасность подобных манифестаций и решили не сокращать программу поездки.

Официальный визит Помпиду в США проходил с 24 февраля по 3 марта 1970 года. Программа предусматривала посещение Вашингтона, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Чикаго, множество пресс-конференций, встречу французского президента с представителями бизнеса и еврейской общины США. Американский Президент Никсон в приветственной речи отметил ценность того, что Соединенные Штаты были выбраны в качестве страны, куда отправился с первым визитом избранный Президент Франции5. Помпиду, в свою очередь, подчеркнул, что это абсолютно естественно, так как «американский народ - самый старый друг и союзник французского народа»6.

В ходе данной франко-американской встречи на высшем уровне обсуждались все самые важные вопросы не только двусторонних отношений, но и всего мира: геополитические (в частности, проблемы Индокитая и Израиля), экономические, военные, энергетические и т. д. Между президентами установились доверительные отношения, которым Помпиду придавал большое значение в международной политике. 24 февраля 1970 года в Вашингтоне, выступая с речью в Национальном пресс-клубе, французский президент обратил внимание на то, что у Франции «есть много «наследственных» врагов, с которыми французское государство постоянно воевало на протяжении своей истории, но Франция ни разу не вступала в конфликт с США. С момента провозглашения независимости североамериканского государства и по настоящее время Франция и США всегда жили в мире и были союзниками в войнах. Именно поэтому США - самый старый друг французского народа»7

Как уже отмечалось выше, визит проходил в достаточно сложных условиях, касающихся ситуации на Ближнем Востоке. Вполне понятно, что на пресс-конференциях французского президента постоянно спрашивали про его отношение к Государству Израиль. В итоге он позволил себе несколько высказываний, которые имели далекоидущие последствия. Например, 25 февраля Президент Республики, комментируя события Шестидневной войны 1967 года, заявил, что Израиль, «посчитав, что его существованию угрожает опасность, нанес превентивный удар, который привел к неопровержимому успеху»8.

Эта фраза, произнесенная лидером Франции на второй день его пребывания в США, вызвала резкое недовольство произраильских кругов. По сути, Помпиду назвал Израиль агрессором в войне с арабскими странами. Вдобавок ко всему, Помпиду снова напомнил про резолюцию ООН 242, предусматривавшую вывод израильских войск с оккупированных территорий. Данное требование многими воспринималось как несправедливое, так как делало бессмысленной очевидную военную победу Тель-Авива в Шестидневной войне. А 28 февраля 1970 года в Чикаго, по некоторым данным, Помпиду сделал еще более спорное с точки зрения последствий заявление, назвав Израиль «расовым и религиозным государством».

Слухи об этом быстро стали достоянием общественности, хотя впоследствии, 4 марта 1970 года, пресс-секретарь президента Лео Амон официально опроверг факт подобного заявления. Тем не менее, по информации газеты «Монд», в самом конце своего пребывания в США, за несколько часов до вылета в Париж, Президент Республики снова позволил себе подобное высказывание, отметив, что «Израиль должен перестать быть государством, ограниченным рамками одной расы или одной религии»9.

28 февраля 1970 года в Чикаго произошло то, чего так опасалось ближайшее окружение французского президента. Около 10 тыс. человек окружили гостиницу, в которой проходил официальный ужин в честь Помпиду и его супруги. Манифестанты вели себя вызывающе и выкрикивали различные оскорбления в адрес Президента Франции. Вечером, выйдя из лифта, Помпиду и его супруга Клод столкнулись лицом к лицу с некоторыми манифестантами, проникшими в холл гостиницы. Безопасность президентской четы была подвергнута чрезвычайной опасности. В итоге Помпиду, держа за руку свою супругу, должен был пробираться через толпу к машине. Американская служба охраны при этом отсутствовала  либо просто не предприняла никаких действий для обеспечения безопасности главы французского государства. Эти события транслировались по телевидению на весь мир.

Некоторые исследователи, комментируя чикагский инцидент, приходят к выводу, что он имел трагический характер для дальнейшего развития франко-американских отношений. Они утверждали, что французский президент, изначально рассматривавший США в качестве своего привилегированного союзника, отныне не проявлял интереса к развитию отношений с Вашингтоном. Подобная трактовка представляется сильно преувеличенной. Помпиду  действительно  был эмоциональным человеком, и его личная реакция могла быть достаточно негативной. Однако, скорее всего, такой была только первая реакция французского президента. Политик масштаба Помпиду вряд ли мог позволить себе из-за личных обид менять дипломатию своего государства.

Чикагский инцидент не оказал серьезного влияния на франко-американские отношения, хотя все последующие встречи между Помпиду и Никсоном проходили за пределами США. Отметим, что вина за неудовлетворительный уровень организации безопасности французского президента лежала не на американской администрации, а на местной власти  Чикаго. При подготовке к визиту французская сторона не учла специфику федеративного устройства американского государства и соответствующее разделение властных полномочий между федеральной властью и властью на местах, а также недооценила значимость еврейского лобби для внутриполитической ситуации США.

Если оставить за скобками события, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке, то можно охарактеризовать визит Помпиду в США как успешный. В том что касается непосредственно франко-американских отношений, все цели первой официальной заграничной поездки французского президента были выполнены. Сам Помпиду в ходе своего интервью на французском телевидении 12 марта 1970 года назвал три цели своего визита в США. Во-первых, он хотел подтвердить и доказать своей поездкой существование «исконной и глубинной» дружбы между двумя народами. Во-вторых, речь шла об установлении личных доверительных отношений между президентами, до этого момента не встречавшимися ни разу в жизни. При этом Помпиду подчеркнул, что хорошие личные отношения между людьми в любой деятельности, в том числе и в международных отношениях, очень важны10. В-третьих, в ходе переговоров планировался обмен мнениями по всем ключевым вопросам международной политики11.

Все поставленные цели были выполнены. Действительно, в ходе переговоров стороны согласовали свои позиции относительно эволюционирования системы международных отношений от биполярной к многополярной, подчеркнув тем самым возрастающее значение ЕЭС в качестве самостоятельного международного игрока, а также Китая и Японии12. Обе делегации сошлись во мнении, что ФРГ должна подробно информировать своих партнеров по всем предпринимаемым действиям в рамках «восточной политики».

Визит в США и достигнутые в ходе него договоренности между двумя президентами подтвердили зародившуюся еще в начале 1969 года тенденцию к улучшению франко-американских отношений. Помпиду и Никсон смогли окончательно выработать принципы и цели двусторонних контактов, которые первоначально обсуждались еще в ходе визита Никсона в Париж в 1969 году, когда у власти во Франции находился де Голль. Франция подтвердила свою приверженность Североатлантическому альянсу и - в широком смысле - западной цивилизации, что, впрочем, не означало ее возвращения в военную организацию НАТО. США же со своей стороны признали за Францией право на независимую внешнюю политику в рамках западного блока13. Два этих принципа легли в основу франко-американских отношений при Помпиду и предопределили их быстрое развитие в ближайшей перспективе.

Однако  самое главное заключалось в том, что Помпиду и Никсон очень подробно обсудили вопросы возобновления и дальнейшего развития военно-технического сотрудничества двух стран. Так, французская сторона выразила готовность к продолжению прерванного сотрудничества в области обычного (неядерного) вооружения, а через два-три года, когда будут спущены на воду новые французские подводные лодки, - и к расширению кооперации в области ядерного оружия14.

Именно визит Помпиду в США и достигнутые в ходе него результаты стали катализатором к возобновлению плодотворного и взаимовыгодного франко-американского сотрудничества. Среди прочего, Франция и США сотрудничали в программе «Экзосет», предусматривавшей создание французской противокорабельной ракеты «море-море» с радиусом действия 40 км, которую ранее заказали Франции Англия и ФРГ. Партнерство осуществлялось и по программе «Кроталь», предполагавшей создание зенитно-ракетного комплекса малой дальности для защиты районов базирования французских стратегических бомбардировщиков15. Отметим, что все эти разработки оказались удачными и сегодня ракеты «Экзосет» и «Кроталь» стоят на вооружении во многих странах мира.

Таким образом, с 1969 по 1971 год в области военно-технического двустороннего сотрудничества был достигнут ряд значимых успехов, ожививших франко-американские отношения в целом. Тем не менее военное партнерство двух стран имело ряд серьезных ограничений, связанных, с одной стороны, с желанием французов сохранить все-таки на максимально возможном уровне свободу действий в международной политике, а с другой - с нежеланием США создавать себе опасного конкурента внутри западного блока.

Так, французская сторона сохранила в силе принятое в 1967 году решение относительно натовских нефтепроводов на территории Франции, согласно которому Париж отказывался от их автоматического предоставления в распоряжение войск НАТО в случае войны. Американская же сторона, в свою очередь, тоже ограничивала развитие франко-американского военного сотрудничества, особенно в авиационной области, где французские исследования могли составить некоторую конкуренцию американским. Различные государственные ведомства США систематически отказывали в предоставлении лицензии на продажу специальных материалов, необходимых для французской авиации. Так было с лицензиями на гидростабилизаторы для самолетов «Мираж» F1 и радаров для поиска подводных лодок, а на получение необходимых разрешений на покупку ротора для французского вертолета SА-330 у Франции ушло около двух лет16.

Следовательно,  далеко не все возможности были реализованы, однако все-таки в первые годы президентства Помпиду военно-техническое партнерство между Францией и США развивалось на достаточно высоком уровне и именно оно стало отправной точкой к общему улучшению климата двусторонних контактов. Ключевую роль в этом сыграл успешный визит Помпиду в США и установившиеся между Помпиду и Никсоном доверительные отношения. Результаты визита полностью соответствовали программным установкам внешнеполитической доктрины Помпиду.

Таким образом, первые несколько лет президентства Помпиду были отмечены поступательным и взаимовыгодным развитием франко-американского сотрудничества, особенно по сравнению с предшествующим периодом. К сожалению, для французской стороны, начиная с 1972 года, изменившаяся геополитическая обстановка в связи с начавшимся американо-советским сближением, подготовкой к проведению общеевропейского совещания, активизацией внешней политики ФРГ и разразившимся мировым финансовым кризисом привели к осложнению франко-американского сотрудничества и переориентации французской политики по отношению к США в сторону классического голлизма. Отметим, что франко-американские контакты при последующих президентах Пятой республики - Валери Жискар д’Эстене, Франсуа Миттеране и Жаке Шираке - проделали такой же путь: от попытки установления привилегированного партнерства до постепенного охлаждения двусторонних отношений. 

 

 

 1АВПРФ. Ф. 136. Оп. 54. П. 18. Д. 20. Л. 118.

 2Червяков А.И. Военная политика Франции. 1958-1993 гг. М., 1994. С. 30.

 3Soutou G.-H. Le Président Pompidou et les relations entre les Etats-Unis et l’Europe // Revue d’histoire de l’intégration européenne. Vol. 6. №2. 2000. P. 114.

 4Ibid. P. 116.

 5Notes et études documentaires. 1970. №3693. Visite officielle de M.Georges Pompidou, président de la République aux Etats-Unis. P. 5.

 6Ibid. P. 6.

 7Pompidou G. Entretiens et discours. II. P. 9.

 8Ibid. P. 14.

 9Le Monde. 06.03.1970.

10Le Monde. 14.03.1970.

11Ibid.

12Soutou G.-H. Op. cit. P. 117.

13Archives du ministère des affaires étrangères. Amérique 1971-1975. Etats-Unis. №721.

14Soutou G.-H. Op. cit. P. 118.

15Червяков А.И. Указ соч. С. 30.

16Archives du ministère... №727.