Выборы в бундестаг 22 сентября 2013 года стали провальными для Свободной демократической партии (СвДП), бывшего младшего партнера блока христианских демократов (ХДС/ХСС) по правящей коалиции. Результат 4,8% * (*Здесь и далее статистические данные о результатах выборов и социологических опросов взяты из источника www.wahlrecht.de)  и ни единого места в парламенте - самый низкий с 1949 года **. (**До этого наихудший результат СвДП показала на федеральных выборах 1969 г., набрав 5,8% голосов и получив 31 место в бундестаге.)  Удивительно, что это произошло через четыре года после наилучшего достижения в партийной истории и бесспорного триумфа в 2009 году***. (***Наилучший результат на федеральных выборах до 2009 г. партия показала в 1961 г., набрав 12,8% голосов и получив 67 мест в бундестаге.) Попытаемся разобраться в факторах, обусловивших столь резкий взлет популярности СвДП и столь же стремительное падение.

q

Свободной демократической партии принадлежит особое место среди других политических сил послевоенной Германии. На первых выборах в парламент Западной Германии она получила 11,9% голосов, образовав правящую коалицию с блоком ХДС/ХСС, и в дальнейшем прочно закрепила за собой позицию малого правоцентриста. За свою почти 65-летнюю историю она на протяжении более 40 лет входила в состав правительства ФРГ, при этом, как в коалиции с ХДС/ХСС, так и СДПГ, позволяя одной из крупных «народных» партий набрать необходимое большинство в бундестаге для назначения канцлера.

Монопольное положение СвДП было подорвано в 1998 году, когда Герхард Шрёдер привел к победе возглавляемую им Социал-демократическую партию Германии и впервые сформировал правительственную коалицию с партией «Зеленые». Это стало серьезнейшим вызовом для либералов. Партия погрузилась в затяжную полосу неудач и поражений, преодолеть которую она смогла благодаря «обновлению», предложенному ее новым председателем Гидо Вестервелле.

Будучи прекрасным оратором и умелым политиком, не без легкого налета популизма, Г.Вестервелле сумел с выгодой для партии использовать ее оппозиционное положение за счет яркой и последовательной критики курса правительства, СДПГ и «Зеленых», а затем и бездеятельности «большой коалиции» блока ХДС/ХСС и СДПГ. Под руководством Г.Вестервелле на выборах в бундестаг в сентябре 2009 года либералы набрали 14,8%, что позволило создать коалицию с христианскими демократами.

Но с началом мирового экономического кризиса подъем СвДП обернулся падением. Основные пункты предвыборной программы либералов, в частности снижение налогов, оказались нереализуемы в новых экономических условиях. Предложить эффективную стратегию борьбы с банковским кризисом либо найти новые привлекательные лозунги СвДП не удалось. Последовала череда громких провалов на земельных выборах, и уже в марте 2011 года Г.Вестервелле был вынужден отказаться от борьбы за высший партийный пост на партийном съезде в Ростоке 13 мая этого года. Быстрое принятие решения об отставке позволило ему сохранить пост министра иностранных дел, ценой потери должности вице-канцлера.

Другим значимым фактором упадка либералов, как бы иронично это ни звучало, стал сам Г.Вестервелле. Пересев со скамьи оппозиционера в кресло министра иностранных дел, он не добился практически никаких успехов. Не имея опыта международной работы, председатель СвДП не смог сформировать внешнеполитический курс, который был бы по душе избирателям. Согласно опросам, проведенным в сентябре 2011 года, 56% населения Германии неудовлетворительно оценивали его работу, а 40% предпочли бы другого политика на посту министра иностранных дел1.

Положение СвДП после ухода Г.Вестервелле

Уход Г.Вестервелле был положительно воспринят в партии, но поставил ее функционеров перед непростым выбором кандидатуры его приемника. Хотя у СвДП в правительстве А.Меркель было четыре министерских портфеля, круг кандидатур оказался крайне узок.

Так, министр экономического сотрудничества и развития Дирк Нибель до занятия должности предлагал упразднить это министерство и передать его функции МИД ФРГ, а после занятия поста провел слияние всех агентств экономической помощи в одно и сократил целый ряд программ, что вызвало естественную критику со стороны специалистов из этой области.

Крайне пассивную политику проводил министр экономики и технологий Райнер Брюдерле. Одной из его ярких инициатив был проект закона о «декартелизации», однако вследствие критики со стороны энергетических компаний он был резко смягчен. Его начинание касательно минимальных размеров оплаты труда также не было доведено до конца, а решение отложено до 2014 года. К тому же ему приписывали скандальное высказывание о том, что мораторий на продление сроков эксплуатации устаревающих АЭС был введен только ввиду предстоящих выборов в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце.

Министр юстиции Сабина Лойтхойссер-Шнарренбергер имела наилучшую репутацию среди вышеперечисленных, однако данное министерство не является самой яркой площадкой, на которой можно было бы укрепить рейтинг партии.

Кандидатом номер один на высший пост в партии был выдвинут министр здравоохранения Филипп Рёслер, вьетнамское происхождение которого могло бы помочь укрепить толерантный образ свободных демократов. Реальную конкуренцию Рёслеру мог бы составить только занимавший тогда пост генерального секретаря партии Кристиан Линднер*. (*В должности генерального секретаря СвДП - с 2009 по 2011 г., с мая 2012 г. возглавил фракцию СвДП в ландтаге Северного Рейна-Вестфалии.)   За его кандидатуру выступали представители левого крыла СвДП, оппоненты Вестервелле, да и сам Линднер имел высокий уровень поддержки в партийных рядах, заслужив репутацию перспективного, целеустремленного политика. Тем не менее в 2011 году он не выдвинул свою кандидатуру, очевидно, понимая, что это не лучший момент для такого шага. Рёслер хотя и не обладал значительной популярностью в партии, но его политический вес как федерального министра значительно выше, чем у Линднера, поэтому это была бы довольно сложная схватка. Приз тем временем не стоил борьбы, поскольку в 2011-2012 годах СвДП ожидали сразу несколько выборных кампаний в традиционно сложных для партии регионах и в случае поражения могли бы поставить крест на карьере нового партийного лидера.

В итоге Ф.Рёслер победил, не имея серьезных конкурентов. Он также укрепил свои позиции за счет того, что пересел в кресло министра экономики и технологий. Взамен занимавший его Р.Брюдерле стал председателем фракции СвДП в бундестаге.

Перед новым председателем партии встала непростая задача - обновить программные установки партии и добиться победы на предстоящих земельных и федеральных выборах. Вместо тезиса о снижении налогов он в качестве опорного пункта выбрал лозунг о достижении финансовой стабильности и «выплате долгов». Однако, как показало время, данный выбор был крайне неудачным. Фактически СвДП стала оппозицией внутри кабинета, поскольку «выплата долгов» оказалась несовместима ни с дорогостоящими, но необходимыми антикризисными мерами, ни с созданием новых социальных программ, таких как введение пособий по уходу за ребенком, против реализации которых либералы так и не смогли найти веских аргументов. И все успехи кабинета сумел приписать себе блок ХДС/ХСС.

Ярким примером стала отмена платы за получение высшего образования в Баварии, где платный характер учебы в вузах был зафиксирован в коалиционном договоре ХСС и СвДП. По инициативе регионального политического объединения «Свободные избиратели» был организован сбор подписей за проведение референдума об отмене платы за обучение в университетах. Коалиционное правительство под руководством Хорста Зеехофера выступало категорически против такой меры, однако в нем возник раскол после того, как за две недели января 2013 года свои голоса за проведение референдума подали 14,3%* (*По данным электронного ресурса за референдум по отмене платы за высшее образование http://volksbegehren-studiengebuehren.de/) имеющих право голоса жителей Баварии, при необходимой отметке в 10%.

Представители ХСС заявили о необходимости предотвратить проведение референдума, отменив плату за образование голосованием в ландтаге, указывая на то, что принятие резолюции в том виде, как она была вынесена на всенародное голосование, привело бы к сильному удару по бюджету вузов региона, поскольку взносы за обучение не были бы автоматически компенсированы бюджетом земли. Либералы, напротив, придерживались позиции, что приоритетом должна остаться выплата долгов, а не новые социальные обязательства, связанные с компенсациями университетам.

Коалицию, оказавшуюся на грани распада, удалось спасти за счет пересмотра доходной части бюджета. Рост налоговых сборов и положительная экономическая конъюнктура позволили одновременно ввести дотации вузам в счет отмены платы за образование и увеличить отчисления на выплату долгов. Из конфликта ХСС вынес для себя дополнительные очки популярности, в то время как либералы оказались оппозицией в правительстве и еще более подорвали свой авторитет в глазах избирателей.

В то же время СвДП под руководством Ф.Рёслера удалось добиться успеха на земельных выборах в Шлезвиг-Гольштейне, Северном Рейне-Вестфалии и Нижней Саксонии. Несмотря на то, что полученных результатов оказалось недостаточно для создания коалиционного правительства с ХДС ни в одной из земель, сам факт взятия пятипроцентного барьера многим казался достаточным. Особенно учитывая, что СвДП получила 8,6% голосов на выборах в Северном Рейне-Вестфалии (13 мая 2012 г.), где ее позиции традиционно слабы. Добиться этого удалось благодаря тому, что список кандидатов в ландтаг возглавил уже ранее упоминавшийся перспективный молодой политик Кристиан Линднер. До того как он включился в борьбу, рейтинг либералов в регионе, согласно опросам, в течение двух лет не поднимался выше отметки в 4%.

Однако всего за неделю до федеральных выборов СвДП ожидало сокрушительное поражение на земельных выборах в Баварии. Либералы под руководством Мартина Цайля смогли набрать только 3,3% в ходе голосования 15 сентября 2013 года* (*Данные о выборах в ландтаг Баварии и бундестаг носят предварительный характер и могут быть уточнены. )   против 8% в 2008 году. И хотя баварским либералам знакомы поражения (с 1994 по 2008 г. они не были представлены в ландтаге Баварии), график проведения голосования неизбежно сработал против партии в национальном масштабе.

22 сентября 2013 года на выборах в бундестаг СвДП набрала всего лишь 4,8% голосов и осталась за пределами нового созыва парламента**(**Согласно данным информационного ресурса http://www.bundeswahlleiter.de - http://www.bundeswahlleiter.de/de/bundestagswahlen/BTW_BUND_13/ergebnisse/bundesergebnisse/). Всего по сравнению с федеральными выборами в 2009 году на сентябрьских выборах этого года свободные демократы потеряли 9,8% голосов. Большая часть из них перешла блоку ХДС/ХСС, который увеличил свой результат на 7,8%. Это отражает основную причину поражения либералов, которая, по словам председателя фракции СвДП в бундестаге Р.Брюдерле, заключается в том, что партии не удалось показать свою сопричастность к успехам правящей коалиции2. Фактически все достижения правительства за прошедшие четыре года избиратели приписали христианским демократам под руководством А.Меркель.

Другой важной предпосылкой для поражения СвДП стало появление неожиданно сильной конкурирующей партии «Альтернатива для Германии» (АДГ), впервые принимающей участие в выборах, но сумевшей добиться поддержки 4,7% избирателей. АДГ была создана 6 февраля 2013 года как платформа для евроскептиков и сумела стремительно набрать популярность за счет активной критики финансовой политики в зоне евро. В качестве программной установки значится роспуск валютного союза с последующим созданием малых еврозон или полного возврата к национальным валютам. За счет занятия более четкой позиции по столь болезненному для страны вопроса АДГ перетянула на свою сторону тех избирателей СвДП, которые видели корень проблем финансовой сферы ФРГ в кризисных явлениях еврозоны.

Несколько скрасили ситуацию выборы в Гессене, где либералы набрали ровно 5% и тем самым преодолели проходной барьер. Тем не менее по сравнению с результатами 2009 года, когда они получили 16,2%, достигнутые показатели выглядят крайне неубедительно.

Перспективы преодоления кризиса

Вслед за объявлением результатов выборов лидеры СвДП на федеральном уровне единодушно заявили об отставке. Среди первых ушли с занимаемых постов председатель партии Ф.Рёслер и председатель фракции в бундестаге Р.Брюдерле. Их примеру также последовали председатель баварского отделения партии С.Лойтхойссер-Шнарренбергер и председатель гессенского отделения Йорг-Уве Хан.

Поддержать дух однопартийцев решил председатель отделения СвДП в Северном Рейне-Вестфалии К.Линднер, заявивший о своем намерении баллотироваться на пост председателя свободных демократов. Однако ему будет непросто вернуть партию на прежние позиции. На данный момент свободные демократы представлены только в девяти земельных законодательных собраниях против пятнадцати в 2009 году, а партийный рейтинг находится на исторически низкой отметке.

Бороться со сложившейся ситуацией К.Линднер намерен за счет масштабного обновления СвДП3. По его мнению, корень проблемы крылся не в сути предвыборной программы свободных демократов, а в том, что им не удалось донести свои идеи до избирателя. Основной задачей он считает концентрацию усилий на предстоящих земельных выборах. Именно на уровне регионов должно произойти возрождение партии. С программной точки зрения его первым предложением стал «Проект 2017», суть которого сводиться пока только к необходимости разработать стратегию по возвращению СвДП в Бундестаг на следующих выборах. Наполнить «Проект 2017» реальным содержанием еще предстоит.

Также К.Линднер заявил, что в случае своего избрания не намерен оставлять нынешний пост и место в земельном ландтаге. Данное решение выглядит более чем логичным, учитывая то, что в федеральных органах власти позиций у либералов не осталось, но предполагает необычную для партийной системы Германии концентрацию полномочий в одних руках. Последствием такого совмещения, вероятно, станет значительное усиление роли партийного отделения Северного Рейна-Вестфалии в противовес центральному отделению в Берлине, что еще более усугубляется тем, что СвДП на данный момент не имеет своих представителей в столичном законодательном собрании. Это создает дополнительные риски регионализации партии, ее отхода от активного обсуждения общенациональной повестки и окончательного ухода с федеральной политической арены.

Вместе с тем прошедшие выборы несут для СвДП надежду на возрождение, поскольку не позволили окончательно определить победителя. Христианские демократы не смогли набрать абсолютного большинства голосов и будут вынуждены искать коалиции с СДПГ или «Зелеными». Партия «Левые», также прошедшая в парламент, пока не рассматривается другими блоками в качестве возможного партнера. Учитывая, что предвыборные лозунги вышеназванных партий сильно расходятся с программой ХДС/ХСС, особенно в сфере налогообложения, А.Меркель едва ли удастся сформировать коалицию более действенную, нежели большая коалиция с СДПГ 2005-2008 годов. Именно на критике бездействия последней Г.Вестервелле привел свою партию к успеху. Возможно, что то же самое удастся К.Линднеру, но стоит учитывать, что конкуренция со стороны других малых партий, таких как АДГ, будет значительно жестче, а поиск программной ниши более трудным, чем восемь лет назад.

В заключение хотелось бы отметить, что на данный момент преждевременно говорить об окончательном уходе СвДП из федеральной политики, поскольку есть все основания предполагать, что политическая конъюнктура будет развиваться благоприятно для свободных демократов. От того, смогут ли они сделать верные выводы из провала на прошедших выборах, сконцентрировать все имеющиеся ресурсы и использовать возможную пассивность и ошибки будущего правительства страны, зависит их выживание в качестве общегерманской политической силы. Если партия сумеет ответить на стоящие перед ней вызовы, то ее представители смогут вернуться в правительство ФРГ уже в 2017 году.

 

 

 1Опрос группы «Эмнид» - немцы недолюбливают министра иностранных дел Вестервелле// http://www.spiegel.de/politik/deutschland/emnid-umfrage-deutsche-hadern-mit-aussenminister-westerwelle-a-784250.html

 2Интервью Р.Брюдерле изданию «Die Welt» от 24 сентября 2013 г.// http://www.welt.de/politik/wahl/bundestagswahl/article120327051/Christian-Lindner-kann-die-Liberalen-fuehren.html

 3Как Линднер хочет остановить упадок СвДП?// http://www.welt.de/politik/wahl/bundestagswahl/article120352103/So-will-Lindner-den-Niedergang-der-FDP-stoppen.html