В последние годы наблюдается всплеск международного интереса к Африке, которую еще недавно называли «забытым континентом». Ведущие страны мира по-новому оценивают этот континент, являющийся источником столь необходимых им минералов и энергетических ресурсов. Не последний фактор, подстегивающий интерес к Африке, - беспрецедентная экспансия в ее страны «возникающих держав», в первую очередь Китая, чей бурный экономический рост побуждает его с удвоенной силой стремиться на мировые рынки, вытесняя оттуда «старых игроков».

Африканский континент, на который, по разным оценкам, приходится от 30 до 40% разведанных мировых запасов природных ресурсов, а фактически больше, поскольку степень их изученности остается низкой, становится, в частности, важным источником нефти для китайской экономики. В 2012 году Китай импортировал 64,7 млн. метрических тонн нефти из Африки, что составило, согласно официальным источникам, 24% всего нефтяного импорта страны1. Китай также является крупнейшим мировым потребителем меди и удовлетворяет значительную часть своих потребностей в ней за счет Африки. Он в большой степени зависит от африканского хрома, платины, кобальта, железа, золота, серебра и древесины.

Однако интерес Китая к Африке объясняется не только ролью ресурсного потенциала континента, но и растущим политическим весом региона на международной арене. Отношения с Африкой - часть китайской стратегии нового мирового порядка, создания многополярного мира и блока стран Юга как механизма противостояния вызовам глобализации.

КНР имеет дипломатические отношения с 50 из 54 государств Африки. Четыре страны - Буркина Фасо, Гамбия, Свазиленд, Сан-Томе и Принсипи - сохраняют верность Тайваню. Принцип «одного Китая» остается неизменным во внешней политике Пекина: он автоматически разрывает отношения со странами, признающими Тайбэй. Последними пополнили список дипломатических побед Пекина Либерия (2003 г.), Сенегал (2005 г.), Чад (2006 г.), Малави (2007 г.). Выбор в пользу Китая сделало и новое государство - Южный Судан. 9 июля 2011 года Китай одним из первых признал Республику Южный Судан, в августе 2011 года ее посетил министр иностранных дел КНР Ян Цзечи, а в апреле 2012 года в Пекине был принят Президент Южного Судана Сальва Киир.

Дипломатическая служба КНР в Африке хорошо организована. Наряду с Министерством иностранных дел КНР ответственность за африканскую политику делят четыре департамента Министерства коммерции (МОФКОМ). Китай имеет разветвленную систему представительств в странах континента. Помимо посольств, действуют бюро торговых и экономических советников, в большинстве африканских стран существуют также китайские культурные центры. Все указанные учреждения хорошо финансируются. По своим масштабам они превышают системы заграничных учреждений в Африке не только России, но и западных стран.

Даже в самые трудные для Китая периоды он не забывал об африканском направлении своей политики. Начиная с визита премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая в 1963-1964 годах все китайские государственные и политические деятели, занимавшие высокие посты, считали своей непременной обязанностью посещение Африки. Новое тысячелетие оказалось в этом отношении рекордным. За 2000-2007 годы китайские руководители посетили 35 африканских стран. За один только 2012 год они побывали в десяти государствах континента. Для Пекина стало традицией начинать новый год с визита в Африку министра иностранных дел.

Новый китайский лидер Си Цзиньпин один из первых иностранных визитов в качестве главы государства совершил в Африку. Помимо ЮАР, где он присутствовал на саммите БРИКС в Дурбане, Си Цзиньпин посетил в марте 2013 года Республику Конго и Танзанию. Обе страны значимы для Китая, каждая по-своему. Конго богата природными ресурсами (нефть, уран, медь, фосфаты, золото, природный газ, марганец). Отчасти благодаря этому страна в 2011 году оказалась на седьмом месте в списке африканских торговых партнеров Китая с объемом торговли в 5 млрд. долларов2. С Танзанией Китай имеет давние дружеские связи. В 1960-х годах там был реализован с китайской помощью крупнейший проект - строительство железной дороги ТАНЗАМ. Си Цзиньпин посетил кладбище, где похоронены 69 китайских специалистов и рабочих, погибших на стройке. Танзания и сегодня в числе крупных получателей китайской помощи.

Часто посещают Китай и африканские лидеры. Только в 2012 году в Пекине побывали руководители 13 стран континента. Гостей принимают с почестями, призванными показать им и всей Африке, что Китай высоко ценит отношения с ее странами и отдает должное роли, которую играет континент в современных международных отношениях.

Активно развиваются культурные и научные связи. Участие в формировании африканских политических и деловых элит, ориентирующихся на Китай, - долгосрочная цель пекинской политики. В 2010-2011 учебном году правительство выделило стипендии 5710 африканским студентам3. Как заявил на открытии 5-й Министерской конференции Форума китайско-африканского сотрудничества (ФОКАК) в июле 2012 года председатель КНР Ху Цзиньтао, всего в том году стипендии для обучения в вузах КНР получали 20 тыс. африканцев4. Средство «борьбы за умы» -  практика создания на средства Пекина институтов Конфуция, где изучаются история, культура Китая и китайский язык. В 2012 году в 22 странах Африки действовали 29 институтов Конфуция. Подготовку специалистов различного профиля - коммерции, образования, науки и технологий, сельского хозяйства, здравоохранения - осуществляет Фонд развития человеческих ресурсов Африки, действующий под эгидой МИД. Реализуются программы обмена учеными, осуществляются совместные исследовательские проекты. В конце октября 2010 года в Китае состоялся первый китайско-африканский «мозговой» форум (China-Africa Think Tanks Forum - CATTF) с целью обмена идеями относительно развития китайско-африканских отношений. 

Налажен активный обмен между китайскими и африканскими СМИ. Китайские предприятия вкладывают средства в сферы телекоммуникаций и медиаинфраструктуры. При этом информационный прорыв Китая в Африку имеет место на фоне свертывания деятельности на континенте западных информационных агентств в связи с финансовыми трудностями.

Таким образом, Пекин успешно реализует в Африке свои внешнеполитические цели с помощью «мягкой силы», активно используя все возможные формы обменов для создания имиджа Китая как дружественной страны, готовой оказывать африканцам помощь и поддержку и рассчитывающей на ответную поддержку со стороны африканских стран.

Внешнеполитический аспект отношений

Китай, как правило, выступает солидарно с африканскими странами на мировой арене. Африка встречает поддержку своей позиции со стороны Китая в вопросе реформы ООН, предполагающей, в частности, расширение представительства африканских стран в Совете Безопасности, в стремлении сделать более справедливыми условия мировой торговли и т. д. Китай участвует в урегулировании африканских конфликтов и миротворческом процессе на континенте, где действуют более тысячи китайских миротворцев. Участие в миротворческих операциях ООН - новое явление в китайской политике. Оно отражает стремление руководства КНР создать позитивный образ страны за рубежом, продемонстрировать другим странам, в том числе африканским, ее мирные намерения.

Со своей стороны африканские страны оказывают поддержку Китаю в важных для него международных вопросах. Африканская группа в ООН помешала странам Запада добиться осуждения Китая за нарушения прав человека. Африканские страны поддерживают Китай в его упорном нежелании допустить в ООН Тайвань. Наконец, большое число государств Африки признали Китай страной с рыночной экономикой, что способствовало приему его в члены ВТО. Для Пекина крайне важна политическая поддержка со стороны Африки, позволяющая закрепить за КНР статус лидера и выразителя интересов развивающихся стран. Значимым фактором, определяющим его курс в отношении Африки, остается и стремление привлечь на свою сторону немногих союзников Тайваня.   

Особую роль в отношениях КНР с Африкой играет Форум китайско-африканского сотрудничества. На заседаниях форума, которые проводятся раз в три года поочередно в Китае и странах Африки в формате министерских конференций и саммитов с участием глав государств, обнародуются программы помощи Африке, которые реализуются в течение следующих трех лет. 

Экономика и инвестиции

В последние годы Китай стал заметным донором стран Африки. А в докладе Фонда Карнеги за международный мир в 2012 году Китай был назван главным источником внешней помощи для Африки5. Помощь оказывается в форме пакетов, включающих не только финансовые вливания (гранты, беспроцентные займы, концессионные займы, списание долгов), но также торговые и инвестиционные предложения. В силу этого трудно отделить эффект помощи от результативности других форм сотрудничества, отвечающих задачам долгосрочной пекинской стратегии - обеспечить Китай ресурсами, рынками сбыта продукции и сферами приложения инвестиций.

На всех этапах своей африканской политики Пекин отдавал должное пропагандистской значимости безвозмездной помощи. В 2011 году Африке была предоставлена самая крупная с момента создания КНР продовольственная помощь в связи с засухой на Африканском Роге. В 2012 году Китай предоставил Уганде грант в 6 млн. долларов на строительство больницы6.

По большей части финансовая помощь предоставляется в форме льготных кредитов и концессионных займов. На открытии 5-й Министерской конференции ФОКАК в Пекине тогдашний председатель Ху Цзиньтао сказал, что за последние три года Китай предоставил Африке льготные кредиты на сумму 15 млрд. долларов7. Не далее как в июле 2013 года в ходе визита в КНР Президента Нигерии Гудлака Джонатана и его встречи с Си Цзиньпином было подписано соглашение, предусматривающее предоставление Китаем Нигерии низкопроцентного займа в сумме 1,1 млрд. долларов на цели развития инфраструктуры: строительство дорог, терминалов аэропортов и «легкой» железной дороги в столице Лагосе8. Предоставление китайских займов нередко сопровождается условиями, по которым значительный процент контрактов на выполнение работ получают китайские компании. Как заявил специальный представитель КНР по делам Африки Чжун Цзяньхуа, в Африке действуют свыше 2 тыс. китайских компаний разного типа9.

Потребность в ресурсах способствовала бурному росту торговли Китая с Африкой - с 11 млрд. долларов в 2000 году до 200 миллиардов в 2012 году сделав его главным торговым партнером континента10. Ведущие партнеры Китая - страны, богатые нефтью и минералами. 85% африканского экспорта в Китай приходится на долю пяти нефтепроизводящих стран - Анголы, Экваториальной Гвинеи, Нигерии, Республики Конго и Судана.

В 2010 году ООН назвала Китай вторым многообещающим глобальным инвестором11. Китайские прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Африке с 2003 по 2009 год выросли в 20 раз, а в 2012 году они составили 2,9 млрд. долларов, увеличившись на 70% по сравнению с 2011 годом. Чжун Цзяньхуа заявил, что всего на июнь 2012 года Китай инвестировал в Африку 45 млрд. долларов, в том числе 15 млрд. долларов составили накопленные ПИИ12. Заместитель министра коммерции КНР Вэй Цзяньго в интервью «Чайна-Дейли» 13 октября 2012 года дал более точную цифру накопленных ПИИ КНР в Африке - 14,7 млрд. долларов13. Хотя китайские ПИИ в Африку заметно выросли в последнее десятилетие, в 2012 году на их долю приходилось лишь 4% всех китайских ПИИ14

Пекин инвестирует не только в «престижные» сектора, такие как нефтегазовый и горнодобывающий. В фокусе его внимания - инфраструктура, проблемы которой сохраняют остроту для Африки. По данным Всемирного банка, Африка тратит на инфраструктуру
45 млрд. долларов в год, а должна тратить около 93 миллиардов15. Всего же странам Африки на цели развития инфраструктуры необходимы по меньшей мере 480 млрд. долларов16.

Китай реализует инфраструктурные проекты в 35 африканских странах, на 2010 год было осуществлено 500 инфраструктурных проектов. Китай инвестировал в строительство плотин в Марокко, Гане, Конго, Судане, Нигерии, Мозамбике (самое крупное сооружение такого рода - плотина Мерове в Судане), гидроэнергетических установок в Судане, Анголе, Кении, Гане, шоссейных и железных дорог в Замбии, Танзании, Намибии, Ботсване, в строительство центров культуры и отдыха (в ЮАР, Кабо-Верде), отелей (в Кабо-Верде, ЮАР, Ботсване, Сьерра-Леоне, Анголе), стадионов (в Банги (ЦАР), в Яунде (Камерун)17.

Широко используется принцип: сырье в обмен на инфраструктуру. С африканскими странами заключаются пакетные соглашения, включающие вложения не только в добычу и экспорт в Китай сырья, но и в строительство железных и шоссейных дорог, мостов и т. д. Нередко за этим стоит стремление обеспечить или облегчить поставки в Китай сырьевых ресурсов. Так, реабилитация с китайской помощью Бенгельской железной дороги в Анголе призвана облегчить экспорт минералов из ДРК и Замбии; строительство железной дороги и порта в Либерии - экспорт железной руды, как из Либерии, так и из Гвинеи.

Впрочем, проекты в сфере транспортной инфраструктуры реализуются и в странах, не обладающих богатыми ресурсами. Эксимбанк Китая вложил 30,7 млн. долларов в строительство дорог в столице Руанды Кигали18. Инвестиции вкладывались в строительство железных и шоссейных дорог в Кении, Мозамбике. Реабилитация транспортной системы осуществляется в Танзании, которой Китай, помимо этого, передал в 2011 году грант в 10 млн. долларов и 75 машин стоимостью 5,7 млн. долларов на цели улучшения ситуации в сфере общественного транспорта19. В ноябре 2011 года Китай взял обязательство отремонтировать шоссе из аэропорта Энтеббе в столицу Уганды Кампалу. Средства на строительство выделил Эксимбанк в виде концессионного займа.

Объектом инвестирования становится промышленный сектор африканских стран. В феврале 2012 года «Чайна Нейшнл Материалз Групп Корпорейшн» («Sinoma») завершила строительство цементного завода в Нигерии стоимостью 1 млрд. долларов20. По данным Института социальных и экономических исследований Мозамбика, промышленный сектор - главное направление китайских инвестиций в мозамбикскую экономику.

В последние годы китайские инвестиции все чаще направляются в сферы высоких технологий. Китайский телекоммуникационный гигант «Хуавей Текнолоджиз» («Huawei Technologies») заключил контракты на 400 млн. долларов по обеспечению Кении, Зимбабве и Нигерии мобильной связью. «Хуавей» имеет 2500 служащих в 40 африканских странах и штат из 300 человек только в одном Лагосе21. Компания «ЗетТЕ» также вложила средства в модернизацию телевизионной и телефонной сетей в ряде африканских стран. Такие компании, как «Хуавей» и «ЗетТЕ», вытесняют из Африки западные компании телекоммуникационного оборудования22.

Важную роль в развитии экономического сотрудничества Китая со странами Африки призван сыграть проект создания там специальных экономических зон (СЭЗ). СЭЗ стали инкубатором китайских реформ, и, провозгласив программу «выхода вовне», пекинское руководство объявило о намерении создавать СЭЗ в других странах. Свыше десяти африканских стран проявили интерес к зонам, эксперты выбрали пять: Египет, Эфиопию, Маврикий, Нигерию, Замбию. Первым реализованным проектом стала зона замбийско-китайского торгово-экономического сотрудничества Чамбиши в Медном поясе Замбии. В ее открытии в феврале 2009 года принял участие министр коммерции КНР Чэнь Дэмин.

Ресурсы африканской политики

Своим успехам в Африке Китай обязан ряду факторов. Прежде всего, это растущие капиталовложения Китая в страны континента в форме льготных займов, кредитов, инвестиций, а также участие Пекина в реализации нужных Африке инвестиционных проектов.

Китайский бизнес фокусируется на секторах экономики, в развитии которых Африка особенно заинтересована, в частности, становится главным игроком в сфере африканской инфраструктуры. Китай действует в странах, являющихся мишенью западных санкций (Судан, Зимбабве), позиционируя себя как альтернативного партнера этих государств, что приносит ему весомые дивиденды. Китайские компании проявляют готовность идти на риски, действуя в разрушенных войнами и конфликтами странах, таких как Либерия, Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне. Работа в достаточно сложных условиях позволяет компаниям получать более высокие прибыли на вложенные ПИИ.

Важный фактор успехов Китая в Африке - ключевой принцип его стратегии - невмешательство во внутренние дела африканских стран. Пекинские лидеры не забывают повторять, что они не смешивают бизнес с политикой, и деятельность Китая на континенте в корне отличается от колониализма, поскольку он вкладывает средства в африканскую экономику. При этом они добавляют: «Это взаимовыгодная ситуация». В силу этого многие африканские правительства рассматривают сегодняшнюю роль Китая в Африке как альтернативу политически обусловленной помощи стран Запада и источник финансирования без требований, выдвигаемых МВФ и ВБ.

Немаловажное орудие китайской политики на континенте - «мягкая сила», в арсенале которой - обмен визитами высокого уровня, культурные и научные связи, внимание к африканской медицине и образованию.

«Подъем» Китая как новой экономической державы и его растущая вовлеченность в Африку привлекают повышенное внимание политиков, ученых и СМИ.  Одни рассматривают присутствие Пекина на континенте как выгодное африканским странам и создающее баланс традиционному евро-американскому доминированию в регионе, другие рассматривают его как чреватое негативными последствиями для Африки. Популярное клише в западных массмедиа - «китайский неоколониализм». Так, западные ученые К.Алесси и С.Хансон критикуют Китай за невнимание к нарушениям прав человека в странах Африки и потворство африканским правительствам, не желающим бороться с коррупцией. Пекин обвиняют в сотрудничестве с режимами, осуждаемыми международным сообществом. Утверждают, в частности, что интерес к суданской нефти заставляет Пекин закрывать глаза на геноцид в Дарфуре.

Китай весьма чувствителен к такого рода обвинениям и пытается их парировать, заявляя, что его политика в корне отлична от колониализма прошлого и неоколониализма настоящего. «То, что делает Запад в Африке, - это неоколониализм, а отношения Китая с африканскими странами - это отношения дружбы и взаимной выгоды» - гласит веб-сайт ФОКАК23. «Африканский экспорт нефти, минералов, стали сыграл важную роль в повышении уровня жизни китайского народа - пишет агентство Синьхуа». Однако Китай вместе с тем обеспечил Африку необходимыми ей продуктами и технологиями. Пекин фокусируется на повышении производительной способности Африки, способствуя развитию ее инфраструктуры и промышленности, а не занимается так называемым «грабежом» ее ресурсов.

На последнем саммите ФОКАК в 2012 году Председатель КНР Ху Цзиньтао привел факты, говорящие о том, какую пользу его страна приносит Африке: «Китай построил в Африке свыше 100 школ, 30 больниц, 30 противомалярийных центров, 20 центров демонстрации сельскохозяйственных технологий, предоставил Африке 15 млрд. долларов льготных займов, а на самом саммите обещал еще 20 миллиардов, сократил до нуля тарифы на африканский экспорт в Китай»24. Министр коммерции КНР Чень Дэмин писал в статье в «Чайна дейли» в 2012 году, что в Малави китайские эксперты помогли местным фермерам выращивать хлопок, в Эфиопии на средства специально созданного Фонда развития «Китай - Африка» построена обувная фабрика, давшая работу местному населению, в ДРК - гидроэнергетическая установка за счет китайского кредита. Как заявил официальный представитель Министерства коммерции, к настоящему моменту с китайской помощью построены 200 километров железных дорог, 300 км шоссейных дорог. Почти во всех африканских столицах Китай построил стадион, новый президентский дворец или другое общественное здание. Крупнейший китайский проект - Центр конференций Африканского союза в Аддис-Абебе построен Пекином безвозмездно и открыт в январе 2012 года. Китай направил 16 тыс. медицинских работников в 47 африканских стран. Китайское правительство создало Фонд развития человеческих ресурсов Африки, который помогает обучать 3800 профессионалов в год. Уже обучены 40 тыс. африканских специалистов и предоставлены стипендии почти 20 тыс. человек из 50 африканских стран25. Кроме того, Китай списывает африканские долги.

Донор или потребитель?

Доклад Фонда Карнеги за международный мир в 2012 году выражает несогласие с концепцией, согласно которой Китай является охотником за ресурсами. «Китайские инвестиции охватывают самые разные сектора, включая инфраструктуру, образование, информационные технологии. Эти инвестиции выгодны Африке» - говорится в докладе. Куда больший процент американских ПИИ, нежели китайских, направляется в горнодобывающую промышленность Африки.

Как заявил директор Департамента Западной Азии и Африки Министерства коммерции КНР, если в прошлом Китай импортировал минералы и нефть напрямую из Африки, то теперь инвестирует в процесс их обработки на местах, чтобы обеспечить работой местное население и помочь развитию африканской экономики. «Наша политика помощи призвана скорее решать проблемы этих стран, нежели способствовать обмену ресурсами, - сказал Ю Юнфу, генеральный директор Департамента помощи иностранным государствам министерства. - Китай передает Африке широкий спектр технологий: от создания рисовых плантаций, до добычи и использования ресурсов, от «зеленой» энергетики до 3G ноу-хау, от передачи технологий до персонального обучения»26.   

А что думают сами африканцы о Китае и его политике? Как справедливо отмечает Джулия Страус, «этот вопрос куда более важен, нежели то, как оценивает свою политику официальный Пекин, а также страхи (реальные или мнимые), которые испытывают западные журналисты, неправительственные организации или бизнес по поводу китайско-африканских отношений»27.

Отнюдь не все в китайской политике устраивает африканцев. Критические отклики на континенте вызывают дисбаланс в китайско-африканской торговле, активный вывоз Китаем сырья (так, протесты вызывает импорт необработанной древесины, зачастую нелегально); приток дешевой китайской продукции, препятствующий развитию местной промышленности; неконтролируемая китайская миграция и ее негативное влияние на африканское предпринимательство. Их не устраивают низкая оплата труда местных рабочих и несоблюдение трудового законодательства китайскими компаниями; использование китайских рабочих взамен местного персонала; игнорирование мер по охране окружающей среды.

Это вынуждает африканскую элиту обращать внимание пекинского руководства на «теневые» стороны его политики. Так, в Кабо-Верде правительство ввело ограничения на деятельность китайских компаний, требуя от них более строгого соблюдения экологических норм. Подобные меры приняли Ботсвана, Намибия, Тунис.

Но хотя некоторые аспекты китайской политики осуждаются самими африканцами, страны континента в целом положительно оценивают партнерство с Пекином, считая, что оно способствует росту Африки. В Замбии лидер оппозиции Майкл Сата обвинил китайские компании в эксплуатации местных рабочих и выиграл выборы, разыграв «китайскую карту». Тем не менее, став президентом страны, Сата нанес визит в Китай и продолжил экономическое сотрудничество с Пекином. «Развивающиеся страны видят в Китае партнера в решении многих проблем», - заявил Президент Танзании Джакайя Киквете28. Согласно данным исследовательского центра, регулярно проводящего опросы в Нигерии и Кении, у Китая здесь стабильно высокий рейтинг - 75-86%29. По мнению ученого из Института Африки в Претории Сехларе Макгетланенга, рассуждения Запада о том, что отношения Китая с Африкой - «неоколониализм», продиктованы опасениями, что его стратегическим интересам будет нанесен ущерб в результате структурных изменений в африканских странах и растущего китайского присутствия на континенте. А директор Центра китайских исследований Стелленбошского университета Свен Грим назвал термин «неоколониализм» в применении к китайской политике в Африке некорректным. «Китайская деятельность на континенте создает возможности для африканских государств», - сказал он30

В докладах Всемирного банка отмечалось, что капиталовложения Китая оказывают позитивное влияние на развитие африканской экономики. Аналитики связывают экономический рост Африки с китайскими инвестициями31. В последние годы Африка демонстрирует средний рост в 5%, отчасти благодаря китайской помощи и инвестициям.

После окончания холодной войны развитые страны ослабили внимание к Африке. Китай вынудил их вновь обратить внимание на проблемы маргинализации континента. Удовлетворяя потребности своей экономики, Китай одновременно предоставляет новые возможности африканским странам. Эту точку зрения разделяют многие африканские политики и ученые.

 

 

 1Du Juan. Got backs energy mining investment in Africa//China Daily. 2013. 16 June // http://www.chinadaily.com.cn/business/2013-04-11/content_16392202_2.htm

 2Си Цзиньпин принял участие в церемонии открытия больницы китайско-конголезской дружбы, библиотеки и павильона Китая // Жэньминь жибао он-лайн. 1.04.2013 http:russian.people.com.cn\31520\818947/html

 3Жэньминь жибао он-лайн. 28.12. 2011 // http://russian.people.com. cn/ 31520/7690028.html

 4Chinese president’s special speech at the opening ceremony of Fifth Ministerial Conference of the Forum on China-Africa Cooperation (FOCAC) in Beijing, capital of China. 2012. 19 July // Xinhua news // http://news/xinhuanet.com/ English/china/2012-07/19c-131725637.htm

 5Chen Weihua. China has potential to play a positive role // China Daily. 2013. 13 June // chinadaily.com.cn

 6Glennie J. The West has no right to criticize the China-Africa relationship. 2012. 8 Febr. // http://yandex.ru/yandscarch,text=china+and+African+resources=213

 7Chinese president’s special speech at the opening ceremony… capital of China. 2012. 19 July // Xinhua news.

 8China and Nigeria sign $1,1 bn deal// BBC News. 2013. July.

 9China’s Africa Envoy discusses China-Africa Relations // APC Communique. Boston University African presidential center newsletter. Special Report. Fall 2012.

10Китай выдаст Африке кредиты на 20 млрд. долларов // LENTA-RU. 19.07.2012

11UNCTAD. World Investment Report. 2010. Wash.World Bank. 2011.

12China’s Africa Envoy discusses China-Africa Relations…

13China Daily. 2012-10-13 // http://www.chinadaily.com.cn.cndy/2012-10-13/content_15814871.htm

14Shinn David H. Emerging Powers in Africa. Introduction to African Security Issues. Africa Center for Strategic Studies. National Defence University. Wash. D.C. 2012. 4 May.

15India Investing in South Africa and Africa. KPMG. 2011. P. 18 // rpmg.co.za.

16Zuma to BRICS: invest in Africa’s growth // South Africa info reporter. mth. 2011. 15 Apr. //  http://www.southafrica.info/community/disclaimer.htm

17Shelton Garth. China:Transport Network Partner for African Regional Integration? //The China Monitor. Issue 49. 2010. March.

18Global Post. 2010. 27 June.

19China provides loans to Tanzania. Forum on China-Africa Cooperation. Dar еs Salaam. 2011. 23 Novem. // http://www.focac./org/eng.zxxx/t880448htm.

20China’s Reform at a Crossroads. Regional Focus: China-Africa // The China Analyst. 2012. Apr. // http://www.thebeijingaxis.com/tca/editions/the-china-analyst-apr-2012/123

21Eisenman J., Kurlantrick J. China’s African Strategy // Current History. 2006. May. P. 219-224.

22ИТАР-ТАСС. 25.12.2009.

23Show Wang Mai Tian. The West’s Neo-colonialism in Africa Unmasked. 2011. 7 July // www.focac.org/eng/jlydh/mtsy/t837629.htm

24Chinese president’s special speech at the opening ceremony…

25Ibid.

26Xi’s visit starts new era of China-Africa ties//China Daily. 2013. 16 June // http://www.chinadaily.com.cn.China/2013-03/31/content_16361873.htm

27Strauss Julia C. China and Africa Rebooted: Globalization(s), Simplification(s) and Cross-cutting Dynamics in South-South Relations// African studies Review. 2013. Vol. 56. Issue 01. 2013. April. P. 155-170. Published online. 2013. 20 May.

28Li. Anshan. China’s Engagement in Africa - Singular Interest or Mutual Benefit? Expert round table on resource government in Africa in 21st century. Beijing University, 2007. P. 1-5.

29Sautman Barry and Yan Hairong. African Perspectives on China-Africa Links// China and Africa: Emerging powers Patterns in Globalization and Development camb.:. Cambridge Univ.Press, 2009. P. 178-209.

30The Chinese Impact: Africa’s Ambiguous Ally. Positioning the Centre for Chinese Studies in China-Africa Research // The China Monitor. Issue 58. 2011. Jan. Centre for Chinese Studies, Stellenbosch University.

31Pan Ester. China, Africa and Oil. Council on Foreign Relations. 2006. 12 Jan. // http://www.cfr.org/publication/9557