Новая книга известного российского дипломата и ученого - профессора, заслуженного деятеля науки РФ, ректора Дипломатической академии МИД России Е.П.Бажанова, традиционно работающего в творческом тандеме со своей супругой, доктором экономических наук Н.Е.Бажановой - актуальна и, можно сказать, злободневна. Это своеобразный ответ на неутихающую в российском обществе дискуссию о так называемом «столкновении цивилизаций». Само по себе название книги Бажановых «Диалог и столкновение цивилизаций»*( *Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Диалог и столкновение цивилизаций. М.: Весь мир, 2013. 270 с. ) в определенной степени символично. В работе, прежде всего, речь идет о развитии международного сотрудничества. В свободной форме рассуждая о наиболее актуальных международных проблемах, авторы опираются на богатый фактический материал. Бажановы вносят ряд интересных, на наш взгляд, практических предложений, направленных на развитие взаимопонимания между различными странами и народами.

Теория «столкновения цивилизаций» американского политолога С.Хантингтона продолжает обсуждаться в современной России, приобретая порой такие формы, которые делают ее практически неузнаваемой. Утверждается, например, что неизбежное столкновение цивилизаций приведет мир к новой катастрофе и всем необходимо срочно начинать к этому готовиться. Заявляется также, что существует так называемая «российская цивилизационная матрица». Этот своеобразный «цивилизационный код», дескать, препятствует приобщению России к достижениям западной цивилизации и в целом якобы предопределяет конфликтный характер ее отношений с внешним миром. Подобные популистские, довольно примитивные идеи, призванные отвлечь внимание общества от действительно важных для нашей страны проблем, нередко используются недобросовестными маргинальными политическими авантюристами для того, чтобы «набрать очки». Кроме того, такая интерпретация теории С.Хантингтона раздувает искры межнациональных противоречий и разногласий внутри страны, которые, конечно же, имеются везде, включая самые на первый взгляд благополучные страны.

Сегодня, как никогда, важно адекватно оценивать роль и место цивилизационного фактора в международных отношениях, а также сохранить и упрочить гармонию межнациональных отношений внутри страны. В течение двух десятилетий Россия, открывшись миру после длительной самоизоляции, вынуждена адаптироваться к вызовам глобализации. В этих условиях одинаково опасно как игнорирование цивилизационных различий, так и стремление заставить общество смотреть на мир только сквозь призму такого рода противоречий. Представляется, что развенчание подобных мифов является важнейшей задачей, стоящей сегодня перед российской исторической наукой и политологией.

Все это обусловило особую актуальность новой работы Бажановых, в которой четко показано, что линии раздела в реальных и потенциальных конфликтах чаще всего проходят по границам отдельных государств и необходимо прежде всего находить возможности для их предупреждения. Авторы подчеркивают тот факт, что причина агрессивности часто лежит в области гегемонистских устремлений, то есть в экспансии, рассматриваемой в качестве одной из целей государственной политики, а почва для нагнетания агрессивности существует как в демократических, так и авторитарных государствах. В результате граница возможного конфликта проходит совсем не в области «цивилизационного разлома». Нередко отчаянная вражда заставляет воевать близкие, почти родственные народы. В то же время история знает огромное количество примеров мирного, дружного и весьма продолжительного совместного существования наций и народностей, относящихся к разным цивилизациям. В условиях глобализации взаимодействие этносов становится более плотным и умение дружить оказывается критерием выживания. Это объективно повышает роль и значение дипломатии в современных условиях.

Имея за плечами многолетний опыт дипломатической работы, Бажановы, как никто другой, знают цену этого умения дружить, которое в дипломатической работе доведено до уровня искусства. «Надо стараться дружить, где можем, а там, где садятся на голову, давать отпор, не скатываясь к конфронтации», - полагают авторы (с. 176). Нельзя не отметить точность этой простой фразы, за которой угадывается высокий профессионализм и мудрость опытных дипломатов.

Вообще, видимая простота изложения, благодаря которой книга легко читается, никак не снижает значимость выбранной темы. Лаконичность не мешает авторам выразить суть проблемы, идет ли речь о внешнеполитической концепции США, политике современного Китая или о России, переживающей трудное время радикального обновления.

Отдавая должное значению принципов демократии, лежащих в основе успехов развитых стран, авторы не упускают из виду главные цели внешней политики США. Они определяют их как обеспечение американского контроля над максимально возможной долей рынков сбыта и ресурсов, подавление геополитических соперников, а также устранение всех режимов, которые по тем или иным причинам не устраивают Вашингтон. Вместе с тем Бажановы не устают говорить о том, что у нас с американцами нет принципиальных идеологических разногласий. Наши страны являются частью единой глобальной мировой экономической системы. Мы одинаково заинтересованы в противодействии международному терроризму, распространению наркотиков и ядерного оружия. Это позволяет надеяться на конструктивное партнерство с Соединенными Штатами, а также на более тесное взаимодействие с нашими европейскими соседями. «Партнерство с Европой возможно, слияние - нет. Россия останется независимым полюсом, балансирующим между Востоком и Западом» - отмечается в работе (с. 69).

Стремительный рост могущества Китая привлекает особое внимание авторов. Во многом это объясняется тем, что именно с Китаем у Бажановых связана значительная часть жизни. Авторы с уважением относятся к выдающимся достижениям китайской культуры, одной из самых древних на Земле, а также к впечатляющим успехам китайской экономики последних десятилетий, чувствуют и глубоко понимают историю, традиции, язык, наконец, национальную психологию жителей Поднебесной. Напомним, что перу Е.П.Бажанова принадлежит не одна монография, посвященная внешней и внутренней политике этой страны.

В своей новой книге Бажановы вновь открывают для российского читателя китайскую цивилизацию, которую блестяще знают. В работе приведены интереснейшие факты и цитаты, показывающие, что одной из основ китайской государственности остается конфуцианство. Так, например, авторы вспоминают слова Конфуция о трех самых главных вещах для управления государством. «Это еда, оружие и доверие народа», - полагал мудрец. «А если две вещи?» - «Можно отказаться от оружия», - добавил Конфуций. «А если оставить только одну вещь, что самое главное?» - «Можно исключить еду. Смерти издревле никто не может избежать, когда же народ не верит, то не устоять», - ответил философ» (с. 213).

Бажановы отмечают, что конфуцианство традиционно служило основой исключительной стойкости китайской цивилизации. Эта идеология прививала людям такие морально-этические нормы, как поклонение предкам, следование традициям, почтительность к родителям, привязанность к семье и общине, уважение к государству и властям, терпимость к другим религиям и взглядам, приверженность принципам «золотой середины» и гармонии, скромность, трудолюбие, смиренность, неприятие экстремизма. С одной стороны, согласно конфуцианским постулатам, подчиненные должны демонстрировать покладистость и преданность начальнику. С другой стороны, власть также не должна пренебрегать принципами морали и долга, сдержанности и умеренности, с тем чтобы не потерять «мандат неба» на управление земными делами. Из работы следует, что эти глубоко укоренившиеся в народном сознании принципы сегодня положены в основу развития современного Китая, чем во многом объясняются и беспрецедентные экономические успехи этой страны.

Интересны замечания авторов, объясняющие особенности китайской ментальности. Бажановы не понаслышке знают людей, глубоко понимая их мировоззрение. В книге увлекательно рассказывается о китайской иероглифической письменности, которая считается одной из несущих опор уникальной культуры Поднебесной, отличающих ее от всех других культур. Подчеркивается, что иероглифы «вырабатывают привычку мыслить конкретными категориями, готовыми формулами, поговорками, пословицами и сравнениями, заменяющими абстракцию, грамматические конструкции, вспомогательные слова, части речи и знаки препинания» (с. 258).

С большим интересом читаются страницы, посвященные влиянию китайской культуры и письменности на большинство окружающих Поднебесную стран и народов. При этом особо отмечено, что власти КНР уделяют пристальное внимание охране китайского языка, иероглифической письменности, популяризации их и с их помощью своей культуры за рубежом. Изучение китайского опыта применения так называемой «мягкой силы» представляет собой особый интерес для всех, кто интересуется международной политикой.

Бажановы не обошли своим вниманием и  вопросы, связанные с новой международной ролью быстро развивающегося Китая. Они считают, что «Группа восьми» должна быть расширена. В ее состав необходимо включить Индию и Китай. Лишь в этом случае обновленный клуб глобального управления сможет функционировать по-настоящему эффективно. При этом задача номер один - приглушить соперничество между самими членами будущей «десятки». Им нужно прекратить соперничать друг с другом в регионах, охваченных беспорядками, прекратить обмениваться взаимными обвинениями, достичь единого подхода к таким явлениям, как, например, внутренние потрясения на арабском Востоке.

Что касается дальнейшего развития российско-китайских отношений, то в работе отмечено, что Россия и Китай имеют все необходимое для того, чтобы продолжать конструктивно сотрудничать с целью формирования многоярусной сети многосторонних диалогов и форумов, выработки механизмов превентивной дипломатии для укрепления безопасности в АТР. Предлагается также инициировать совместное освоение пограничных территорий в рамках широкого международного консорциума с участием в том числе и Китая, что должно позволить, с одной стороны, найти ресурсы для развития указанных территорий, а с другой - обеспечить дополнительные международные гарантии российского суверенитета.

В целом, говоря о перспективах российско-китайского сотрудничества, Бажановы указывают на отсутствие спорных вопросов, близость позиций по большинству международных проблем, большой потенциал экономического и военного сотрудничества, а также на наличие исторической традиции добрососедства.

Следует отметить, что область научных интересов авторов, отраженная в выпущенных ими совместных монографиях, достаточно широка. Однако о чем бы ни говорилось, по сути, речь всегда идет о России, ее интересах и стратегии их осуществления. В работе сформулированы две главные внешнеполитические задачи, стоящие перед страной. Это обеспечение оптимальных условий развития в мирном окружении, а также укрепление российских позиций на мировой арене, повышение авторитета России в мировом сообществе. Авторы полагают, что основы международного влияния нашей страны – это мощный военный потенциал,  природные и человеческие, включая интеллектуальные, ресурсы, а также ее огромная территория. При этом важнейшей задачей остается реформирование экономической и политической систем. Здесь авторы предлагают опираться в том числе и на недавний опыт аналогичных реформ, проведенных в Южной Корее, Сингапуре, КНР и на Тайване. Они отмечают, что «реформироваться надо с умом, не превращая реформы в разрушительную революцию». Необходимо действовать осторожно, осмотрительно, поэтапно, придерживаясь китайского постулата «Переходить речку, нащупывая камни ногами». Нащупал камень - делай шаг вперед. Нет опоры - ищешь ее, прежде чем двигаться дальше» (с. 214).

Опыт наших восточных соседей говорит и о том, что успешные реформы проводятся, как правило, под  руководством умного и сильного национального лидера, способного организовать процесс и управлять  им. Помимо прочего, авторы делятся умозаключением, распространенным среди североамериканских индейцев: «Любое принимаемое решение не должно нанести вреда семи последующим поколениям» (с. 197).

Бажановы полагают, что демократическое будущее для России не имеет альтернативы. В пользу этого, по их мнению, свидетельствует широкое общественное признание норм демократии в мире, а также повышение культурного уровня нашего народа и бурный рост информационных обменов. Все это предопределяет демократическое будущее России, которая тем быстрее сможет занять подобающее ей место в мировом рейтинге, чем быстрее она проведет реформы и дальнейшую демократизацию общественно-политической системы.

В этой связи большое значение для будущего страны имеет оценка нашего исторического прошлого. Еще В.О.Ключевский писал о невозможности строительства «светлого будущего» без осознания уроков истории. В развитие этой темы авторы, оценивая сталинизм, пишут, что  жизнь нашего общества будет оставаться неустроенной, если государство будет терпеть пропаганду сталинизма, а еще хуже - подспудно поощрять ее. Конечно, речь здесь идет не только о сталинизме, переосмысления требует весь 70-летний опыт социалистического строительства, закончившегося развалом страны. И, как представляется, очередная работа Бажановых - важный вклад в осознание уроков прошлого.

Здесь нужно сказать несколько слов о творческом методе авторов. Особенностью рецензируемой работы, как, впрочем, и стиля Бажановых в целом, является доступность изложения не только очевидных и простых, но и сложных истин для понимания международных явлений. В книге собраны заметки, которые читаются легко и увлекательно. Поспешный читатель даже может решить, что приведенные очерки не содержат каких-то глубокомысленных умозаключений. Однако это лишь первое, поверхностное, а потому глубоко ошибочное впечатление. Действительно, читатель не встретит в книге таких выражений, как «парадигма мышления» или «структурно-аналитический и системно-компаративистский подходы».

Авторы сознательно отказываются от применения громоздких наукообразных формулировок, которыми многие новоиспеченные политологи нередко прикрывают отсутствие реального содержания. Легкость изложения в новой работе Бажановых отнюдь не означает, что их подход к рассматриваемым сложнейшим проблемам современности отличается легковесностью. Скорее наоборот, каждый, кто ознакомится с новой книгой, убедится в том, что она отличается глубиной и масштабностью.

Авторы, как бы шутя, доносят свою точку зрения до читателя, ухитряясь говорить о сложных вещах доступно и с юмором. Так, обсуждая внешнеполитическую доктрину США, они вспоминают высказывание Черчилля: «Всегда можно быть уверенным в том, что Америка пойдет правильным путем. После того как исчерпает все альтернативы» (с. 41). Говоря о принципах ядерного сдерживания, они следующим образом определяют их суть: «Кто выстрелит первым, умрет вторым».

Бажановы проявляют удивительную самоиронию, доступную только по-настоящему значительным и талантливым людям. Книга содержит много глубоких мыслей о сути работы дипломата, что не мешает авторам вспомнить слова того же Черчилля: «Дипломат - это тот, кто знает, что будет происходить завтра, через месяц и через год, а потом сможет объяснить, почему все пошло не так» (с. 170). Пережив самые тяжелые для научного сообщества времена 1990-х годов и сохранив верность профессии, авторы могут смело позволить себе шутить на эту тему с изрядной долей горечи: «Ученый человек - это тот, который долго учился, чтобы потом очень мало зарабатывать» (с. 242). Но именно так и проявляется мера таланта и дарования: быть выше материальных мерок и, разглядев в туманном будущем контуры грядущих событий, найти возможность поведать об этом людям.